pyc_ivan - О равенстве или, что значит фраза "А я тебя не хуже!" [entries|archive|friends|userinfo]
pyc_ivan

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О равенстве или, что значит фраза "А я тебя не хуже!" [May. 21st, 2006|10:29 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry

Фразу «А я не хуже тебя!» — восхитительно разбирает К. С. Льюис. «Произнося такую фразу, никто не верит ей. Если бы кто верил, он бы так не сказал. Сенбернар не скажет этого болонке, ученый — невежде, красавица — дурнушке. Если выйти за пределы политики (не обязательно! — В. М.), на равенство ссылаются только те, кто чувствуют, что они хуже. Фраза эта именно и означает, что человек мучительно, нестерпимо ощущает свою неполноценность, но ее не признает».

Владимир Махнач
За наводку спасибо [info]vudit@lj
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]cars_drive@lj
Date:May 21st, 2006 - 02:41 pm

НЕ совсем так.

(Link)
На равенство ссылаются и те, кто чувствуют, что к ним относятся как к людям второго сорта.
From:[info]crugerrr@lj
Date:May 21st, 2006 - 05:01 pm

Re: НЕ совсем так.

(Link)
Это разновидность сказанного. Они осознают свою неполноценность в глазах окружающих, но не признают её.
[User Picture]
From:[info]cars_drive@lj
Date:May 21st, 2006 - 05:37 pm

Не надо "ляля"!

(Link)
Я пока что читать не разучился. В исходном тексте стоит не осознание неполноценности в глазах окружающих, а мучительное нестерпимое ощущение собственной неполноценности. В своих, а не в чужих глазах.
From:[info]crugerrr@lj
Date:May 21st, 2006 - 05:50 pm

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Да, собственная неполноценность. Как её можно ощутить? Зная, что ты не вписываешься в какие-то стандарты. Стандарты формирует общество, окружающие. А "неполноценный" примеряет эти стандарты на себя. Через что именно он вникает в эти стандарты, посредством каких механизмов они до него доходят - дело десятое.

Другое дело, что в цитате имо некорректность. Если они чувствуют, что хуже (т.е. знают, что хуже, у них та же шкала ценностей, что и у окружающих, по ней они себя и оценивают, получая собственную неполноценность), то они не могут её (неполноценность) не признавать, а могут только не смиряться с ней. А если же они свою неполноценность не признают, значит, шкала у них другая, и шкалу общества они не признают, не признают они собственную неполноценность, неполноценность, которую на них навесило общество.
[User Picture]
From:[info]cars_drive@lj
Date:May 21st, 2006 - 06:13 pm

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Эта "некорректность" не в цитате. Она появилась именно в результате Вашего некорректного истолкования текста, против которого я b возразил.

На самом деле противоречие снимается просто. Когда люди настаивают на том, что они "не хуже", они противопоставляют "неправильным стандартам", согласно которым их относят к "худшим", другие, "правильные" стандарты. В тех случаях, когда этими другими стандартами обществу бывает невозможно спорить, борющемуся за свое равноправие меньшинству удается убедить общество отказаться от прежних дискриминационных стандартов. Пример - борьба негров за расноправие под руководством Мартина Лютера Кинга, основывавшаяся на христианских принципах. Удалось, опираясь на христианские стандарты, дезавуировать стандарты расистские.
From:[info]crugerrr@lj
Date:May 21st, 2006 - 06:26 pm

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Сравним инвалидов и негров. В первом случае люди знают, что они ущербны, но не хотят с этим мириться, убеждают себя и окружающих в том, что, хоть они и ущербны, но могут жить хоть какой-то полноценной жизнью, похожей на жизнь окружающих. Т.е. они согласны с оценкой, но не согласны с выводами.

Во втором же случае люди не согласны именно с оценкой.
[User Picture]
From:[info]cars_drive@lj
Date:May 21st, 2006 - 06:50 pm

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Согласен, но с малосуществнной поправкой: в случае борьбы за права инвалидов речь идет не просто об убеждении себя и окружающих в том, что "они могут", а об отстаивании ими права на внимание общества к их специфическим нуждам.

Ну и что следует из Вашего коммента? Я ведь не говорил, что тезис, заявленный в корневом посте, абсолютно неверен во всех без исключения случаях борьбы меньшинств за свои права. Я всего лишь указал на тот факт, что далеко не всегда отстаивающие свои права меньшинства "мучительно, нестерпимо ощущают свою неполноценность". Я скажу больше: некоторые из них, напротив, убеждены, что они не только "не хуже других". Они уверены, что "лучше других". Например, в этом убеждены правоверные иудеи.
From:[info]crugerrr@lj
Date:May 22nd, 2006 - 08:06 am

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Получается, что цитата вроде бы относится к "инвалидам": сравниваются большая и маленькая собаки, а не кит и слон, красавица и дурнушка, а не модель и бизнес-вумен. Вроде бы имеются в виду чувства "инвалидов". Вплоть до последнего слова, которое распостраняет смысл высказывания и на "негров".

Ваш комментарий касался как раз "негров". И не будь этого последнего слова, удачно показал бы ограниченную применимость цитируемой мысли. А так он лишь подчеркнул неочевидную сразу часть смысла высказывания.

Впрочем, возможно я нашёл в цитате то, чего там нет, а это последнее ключевое слово - лишь погрешность перевода.
[User Picture]
From:[info]cars_drive@lj
Date:May 23rd, 2006 - 07:10 pm

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Видите ли, когда в современном обществе речь идет о равенстве (я тебя не хуже), речь всегда идет о равенстве прав. А дурнушка вовсе не однозначно хуже красавицы, болонка отнюдь не однозначно хуже сербернара, а невежда - не однозначно хуже ученого. Они НЕ ХУЖЕ, они ДРУГИЕ.

Поясняю.

Дурнушка менее привлекательна как половой партнер, и в этом отношении она "хуже" красавицы. Но дурнушка может быть не только лучшей женой и матерью, чем иная красавица, она не только может быть, например, хорошим врачом или учителем, в отличие от красивой тупицы. Дурнушки есть даже среди известных арктрис. Невежда естественным образом ограничен в выборе определенных видов деятельности по сравнению с ученым, но невежда может быть талантлвым спортсменом и красавцем, а известный ученый может быть хилым хлюпиком. КТо из них лучше? А болонку специально вывели, чтобы носить ее на руках и ласкать, как ребенка, и в этих ситуациях она лучше сенбернара.

Так что на вопрос кто лучше: красавица или дурнушка, ученый или невежда, болонка или сенбернар, однозначного ответа нет и в большинстве случаев быть не может.
From:[info]crugerrr@lj
Date:May 25th, 2006 - 03:22 am

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Это всё то же самое.

Представьте себе общество, в котором женщина оценивается лишь по красоте, а её профессиональные качества врача или учителя игнорируются, и Вы получите случай "негров".

У нас же в этом смысле общество "инвалидов". Некрасивая женщина говорит красавице "я тебя не хуже, я отличный врач".
[User Picture]
From:[info]cars_drive@lj
Date:May 25th, 2006 - 09:37 am

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Похоже, я туп, потому что не понимаю, что "то же самое", и вообще, против чего в моих утверждениях Вы возражаете (и возражаете ли вообще). :)
From:[info]crugerrr@lj
Date:May 25th, 2006 - 01:13 pm

Re: Не надо "ляля"!

(Link)
Собственно наша беседа ведётся вокруг Вашего первого коммента. Указывает ли он на её ограниченную применимость или описывает часть её области действия.

Впрочем, предлагаю завершить.