Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2005-09-29 01:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Отчет о проделанной работе
Вместо беседы об "Оде как ораторском жанре" получилась беседа о "Промежутке". Разоблачил тыняновские еврейские подтексты в отношении параллели "Пастернак-Фет", а также скрытую достаточно хитро параллель "Мандельштам-Тютчев" (vs. "Пастернак-Пушкин").
На занятии по фольклору не дошли до песен, долго разговаривали об анекдотах. Выяснилось, что эстонские студенты не имеют ни малейшего представления о русских анекдотах про эстонцев. Просто даже не знают о их существовании. Отослал к Вернеру, велел искать. А также бороться, найти и не сдаваться.
Занятно, что Эстонец в этой традиции - антипод-двойник Чукчи (Чукча репрезентирует все народы имперского Востока скопом, Эстонец - все народы имперского Запада; впрочем, кажется, анекдоты об эстонцах распространились широко только после распада СССР, что тоже показательно).
В общем, как сказала бы КД, духоподъемненько.
Чего и всем желаем.


(Добавить комментарий)


[info]verner@lj
2005-09-28 19:56 (ссылка)
Да, старый поиск (http://search.anekdot.ru/scripts/find.pl) по слову "эстонец" находит 342 анекдота, из них 63 были отобраны мной в "основные". Новый ашмановский поиск (http://www.anekdot.ru/search/) умеет сортировать анекдоты по среднему баллу. Если задать "экстра", то оказывается, что только один анекдот про эстонцев получил высшую категорию:

Эстонец подходит к русскому и спрашивает:
- Сколько времени тебе надо, чтобы собрать свои вещи и уехать?
Русский:
- Насчет вещей не знаю, а автомат Калашникова - за 45 секунд.


Хм. Студенты не очень чувствительные?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-28 19:59 (ссылка)
Фольклор изучать - не в помирушки играть.

Прекрасно, однако, что и здесь косвенно обыгрывается тема медлительности эстонцев.
Хотя 45 секунд - это преувеличение тоже, пожалуй. Слабо.
Кстати, ты анекдот про запачканную щеку внес? Или так его и нету? Я его сегодня на занятии исполнил, не скажу, чтобы особо успешно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]verner@lj
2005-09-28 20:09 (ссылка)
Оказалось, что в "новых" в 2001-ом было почти подряд две версии этого анекдота: про мужиков в стриптиз-баре ("у тебя на щеке помада" (http://v2.anekdot.ru/an/an0109/010906.html#7)) и про нарка в троллейбусе ("у тебя щека грязная" (http://v2.anekdot.ru/an/an0112/011216.html#7)).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-28 20:11 (ссылка)
Ага, вот "эстонец" и "нарк" - правильная параллель вполне.
Alien типа.
Спасибо, забыл про эту роль сказать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]green_s_key@lj
2005-09-29 03:13 (ссылка)
анекдоты типа "у тебя помада/грязь на щеке" - это, скажем, нормативно-адаптированные версии более пошлого варианта. Который, в отличии от клонов, гораздо логичнее и тоньше.
Хотите - расскажу. Но думаю, что и сами догадаетесь. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]my_virtual@lj
2005-09-29 06:33 (ссылка)
У нас на военной кафедре норма была - минута. Даже я укладывалась. Так что 45 секунд - вполне реально, по-моему. Если потренироваться, конечно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chele_sta@lj
2005-09-30 05:14 (ссылка)
При чём здесь медлительность эстонцев? Вы сознательно делаете вид, что не понимаете сути анекдота?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-30 06:19 (ссылка)
Нет, я отмечаю то, что Вы не хотите замечать, обращая внимание только на "суть".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]verner@lj
2005-09-28 20:14 (ссылка)
Кстати, довольно много анекдотов про эстонцев поиском найти затруднительно, потому что в них нет ни слова "эстонец", ни слова "Эстония", а национальная принадлежность указывается только именем собственным или даже особенностями произношения.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-28 20:16 (ссылка)
Да, это анекдоты про "прибалтов". Но я думаю, они все потом все равно в "эстонских" откладываются, те, которые действительно в традицию входят.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]flaass@lj
2005-09-29 00:45 (ссылка)
На "два эстонца" гугло почти ничего, кроме анекдотов, не выдает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Два эстонца
[info]o_proskurin@lj
2005-09-29 03:48 (ссылка)
Два эстонца, как два брата родных, сидели на низкой бетонной плите и
вместе, по очереди, курили половинку сигареты из одного мундштука. Эстонцы
эти были оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами, с
большими глазами. Они так друг за друга держались, как будто одному без
другого воздуха синего не хватало. Бригадир никогда их и не разлучал. И ели
они все пополам, и спали на вагонке сверху на одной. И когда стояли в
колонне, или на разводе ждали, или на ночь ложились -- все промеж себя
толковали, всегда негромко и неторопливо. А были они вовсе не братья и
познакомились уж тут, в 104-й. Один, объясняли, был рыбак с побережья,
другого же, когда Советы уставились, ребенком малым родители в Швецию
увезли. А он вырос и самодумкой назад институт кончать. Тут его и взяли
сразу.
Вот, говорят, нация ничего не означает, во всякой, мол, нации худые
люди есть. А эстонцев сколь Шухов ни видал -- плохих людей ему не
попадалось.

А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.

А вот интересно: собираются в Эстонии ставить памятник Солженицыну? За последнюю-то фразу? А то понавешали мемориальных досок в честь черт знает кого, понимаешь:).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ddaschka@lj
2005-09-29 02:21 (ссылка)
Здесь же и финн.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-29 06:13 (ссылка)
Финны, кажется, вытеснились эстонцами.

(Ответить) (Уровень выше)

отчетом на отчет
[info]gazelka@lj
2005-09-29 03:09 (ссылка)
типа того. пришла рассказывать про Вторую республику, рассказала в лицах - две лекции подряд чистого театра. Остановились на фашизме - это будет опера, все же, я думаю...

(Ответить)


[info]th3@lj
2005-09-29 04:01 (ссылка)
Кстати, в советское время тоже было много анекдотов. Про партбилет Калевипоега,
про заявление в партию( в КП, мол в СС я уже был). Еще были какие-то на игре согласных - груздь - грусть, доска - тоска

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flaass@lj
2005-09-29 06:07 (ссылка)
Бескрылка такая была:

Эстонец Кийк - мой друг, в натуре.
Он клевый, но чудак такой!
Вписал в кроссворд он слово "пури",
...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Как будто в БУРЯХ есть покой :-)
[info]th3@lj
2005-09-29 06:31 (ссылка)
:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2005-09-29 06:14 (ссылка)
Они были локальные (Эстония, Северо-Запад). Наверное, у латышских русских есть анекдоты про латышей. Но в национальной традиции их нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]th3@lj
2005-09-29 06:21 (ссылка)
Криштафович вон же пишет сегодня, что русские в Эстонии другие, чем в России.
Будем считать, что это и есть наш местный фольклор.
Мне кажется, что начало моды на анекдоты про эстонцев положила в начале перестройки собкорр "Комсомолки" Галя Сапожникова. Она рассказала там первые местные. И они понравились российской публике. Ну и пошло-поехало...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jelka@lj
2005-09-29 11:08 (ссылка)
Хех, а что делать, если люди в России, даже не подозревающие о Криштафовиче, прямо указывают тебе, что ты какая-то странно-не такая русская... не местная что ли? А? Из Эстооооооооооонии??? Ну тогда все понятно :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jelka@lj
2005-09-29 11:06 (ссылка)
Анекдоты "про эстонцев" делятся на несколько групп:
1) анекдоты, где действующие лица - эстонцы, сюжет же блуждающий, применяемый и ко всем другим нациям.
/Väike Juhian tuleb issi juurde.
- Issi, issi, ma tahan abielluda!
- Noh, kuidagi liiga vara.. aga kellega sa siis tahad
abielluda?
- Tahan abielluda Vassjaga!
- Mida?! Vassjaga?!?! Kuule, sa ei saa abielluda Vassjaga,
ta on ju venelane!!!

Анекдот рассказывается русскими эстонцам на эстонском языке :)
Другие варианты - про одесского еврейского мальчика, например.

2) анекдоты, где обыгрываются особенности менталитета (навроде медлительности) или особенности произношения, но тут эстонец спокойно может быть заменен финном или латышом без ущерба для смысла самого анекдота.
/ На границе эстонский-латышский пограничник спрашивает въезжающих:
- Чай? Эээ.... Коффе?? Эээээ, неет... Каккава? О! Каккава цель Вашшего визиита?/
Интересно, что зачастую шутки эти придумываются людьми, которые с прибалтами никогда не сталкивались, никогда по-русски с ними не разговаривали (а на родном языке "медлительные" прибалты трещат тка, что только успевай понимать!), поэтому шутки получаются иногда условные. Как в КВН, где команда из Владивостока, пародируя прибалтов (уже смешно), выдает нечто среднее между замедленной русской речью и советскими фильмами о немцах :))




3)анекдоты, которые питаются некоторой национальной неприязнью, разной степени остроты: от дружеской иронии до откровенно злобных
(типа про автомат Калашникова и белый цвет эстонского флага, означающий снег в Сибири).

/ Сидят на берегу реки два эстонца, рыбачат. Молчат. Один говорит:
- Слышал, Райво, русские в космос полетели...
Проходит несколько минут. Райво отвечает:
- Все?
(Рассказчик анекдота должен вместить в последнее слово и недоверие, и флегматичную радость... :))

Эта группа, наверное, самая большая, потому что, как известно, нация - это люди, объединенные одинково ложным представлением о своей истории и одинаково сильной неприязнью к соседним нациям.

:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-29 19:52 (ссылка)
Последний анекдот слышал в 70-е годы.
О западных украинцах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jelka@lj
2005-09-30 08:36 (ссылка)
Тем паче, значит групп и вовсе две. И никаких анекдотов, которые исключительно об эстонцах и только, не существует :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alik_manov@lj
2005-09-29 11:40 (ссылка)
а прописать заметочку про "Мандельштам-Фет" у Тынянова слабо? Не отвечай, не отвечай, знаю...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-29 15:52 (ссылка)
Пастернак-Фет. Но это там как раз эксплицировано. А вот Мандельштам-Тютчев скрыто.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2005-09-29 19:53 (ссылка)
Ай, соврамши, извиняюсь. Там хитрее с Тютчевым. Он выведен открыто, но отвергнут как ложный ход, зато потом введен скрыто опять.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]o_proskurin@lj
2005-09-30 01:56 (ссылка)
"Кстати, можно отметить, что число анекдотов об эстонцах выросло с момента обретения Эстонией национальной независимости. Дело в том, что рассказывание анекдотов такого рода получило особенное распространение среди русских, живущих в Эстонии, откуда эти анекдоты и приходят в Россию" (Шмелева Е. Я., Шмелев А. Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 50).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-09-30 06:15 (ссылка)
Плохое объяснение. Тов. Веселовский учил нас, что нужен встречный поток. В Латвии больше русских.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jelka@lj
2005-09-30 08:41 (ссылка)
Не сказала бы, что авторы всех анекдотах "об эстонцах" - русские, живущие в Эстонии. Зачастую авторы анекдотов с эстонцами вообще ни разу не сталкивались и основываются лишь на своем представлении об эстонцах, почерпнутом из других анекдотов :)
С момента обретения национальной независимости появилась новая тема для анекдотов, вот и все.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]annyway@lj
2005-10-05 08:44 (ссылка)
"На Москву обрушился ураган Марина. Город был частично разрушен, число жертв достигло 2000 человек. Американцы отправили помощь - 50 тонн продуктов и несколько бригад спасателей. Германия и Франция отправили одежду, медицинскую помощь и врачей. Эстонцы отправили 2000 русских".
Вот как Вы думаете, это анекдот об эстонцах?
С праздником, кстати.

(Ответить)