The Book of Thel |
Apr. 11th, 2025|11:26 am |
 Cочинен до 1789 года
Еще одна небольшая поэма от Уильяма Блейка.
По сюжету в долине Хара живет маленькая девочка Тель. Ее старшие сестры все пастушки. А сама Тель не постушка, потому что слищком маленькое. И у нее много свободного времени, которая она тратит на то, чтобы заниматься философией. И Тель хочет узнать ответ на вопрос, почему существует смерть. Она поочередно задает этот вопрос Лилии, Облаку и Червяку. Но никто из них не дает вразумительного ответа. Тогда появляется Куча Глины (но я думаю, что на самом деле это такой изящный способ сказать «Куча Говна»), которая называет себя матерью Червя. Она предлагает Тель залезть в себя. И оказывается, что Куча Говна скрывает в себе путь в мир мертвых. Там она бродит, пока не находит свою собственную могилу. И там Тель задают более серьёзные вопросы:
Почему уши не могут быть закрыты к их собственному уничтожению? Или сверкающий глаз к отравленной улыбки! Почему веки хранят собственные начерченные стрелы, Где уже тысяча страшных людей ждет в засаде! Или вид подарков и благодати осыпает вас плодами и золотыми монетами!
Почему язык покрывается медом от любого ветра? Почему ухо, такой грозный омут, что все в себя втягивает? Почему ноздри широки, когда втягивают в себя ужас трепета и страха. Почему нежная узда на юном горящем мальчике? Почему маленький занавес плоти на постели желаний?
И Тель так испугалась, что убежала в долину Хара из мира мертвых. Конец.
Ну как это можно интерпретировать? C Долинами Хара мы уже встречались в Тириэле. И оттуда ясно становится, что долина Хара это вообще что-то вроде Рая. Пасторальная жизнь сестер Тель — это понятно что значит, «Это про нас, про философов». И тогда получается, что если Тель живет в раю, то мир мертвых, куда она проникает через Кучу Говна, — это наш мир, то есть мир живых, извините за каламбур. И сама Тель это что-то вроде духа еще не рожденного ребенка. Сама Куча Говна скорее всего символизирует матку или утробу через которую нерожденная душа должна пройти, чтобы оказаться в мире живых. Но мир живых так пугает Тель, что она полностью отказывается от жизни. Те вопросы, которые ей задают в мире живых, говорят о чувствах, направленных на материальный мир. Блейк считал, что эти направленные на материальный мир чувства затуманивают чувства, направленные на идеальный мир души. И именно это Тель и Блейк находят особенно ужасным.
Тут есть много параллелей с «песнями Невинности и Опыта». То есть Хар тут соответствует сфере невинности, а мир Говна сфере опыта. Насчет «Песен Невинности», я забыл записать одну мысль. Я заметил, что этот образ невинности как сочетания детства и защищенности, также возникает в романе «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Напомню, там главный герой Холден Колфилд как раз фантазирует, что он ловит маленьких детей, которые играют во ржи над пропастью, чтобы они не падали случайно в пропасть. Тут тоже рожь — это сфера невинности, а пропасть — это сфера опыта. И, как я помню, в романе это желание появилось на фоне травмы от гибели брата Холдена. И возможно такой интерес к теми невинности у Блейка тоже возникает как своего рода травма на наполненную войнами последнюю четверть XVIII века (Американская Революция и интервенция во Францию). |
|