Tue, Sep. 6th, 2016, 02:16 am
Как интересно!..

Оригинал взят у [info]silent_gluk@lj в Как интересно!..
Оригинал взят у [info]_o_tets_@lj в ...

Стругацкий, Житинский, Лурье. 1992 год. Это интервью (видео + текст) сегодня публикуется впервые. Точнее, не интервью, а почти полуторачасовой разговор на троих. В этом - особенность.

Вот Житинский фантазирует вслух, представляя себя трехголовым драконом, у которого левая голова отвечает за творчество, центральная – за рассудочность, правая – за пьянство и разврат. «В центральной голове сосредоточено чувство справедливости…» «В центральной? Не в левой?» – быстро спрашивает Стругацкий. Житинский: «По-моему, нет…». Стругацкий: «Мне кажется, это в левой». В этом крошечном эпизоде вдруг становится видно как работали Аркадий с Борисом. Фантазия, запущенная в полет одним, правится другим прямо на лету. «Техника нашей работы состояла в том, что каждое предложение придумывалось вдвоем».

В конце Самуил Лурье говорит, что эта видеозапись – драгоценность и ее надо сохранить для людей следующего столетия. Прошло четверть века. Последний участник разговора умер в прошлом году. Пленка, наконец, расшифрована и опубликована. Актуален ли разговор для нас сегодняшних? Думаю, что да.

Расшифровку сделали мы с Tatiana Eremeeva, вычитал и подредактировал текст Евгений Смирнов, запись предоставили Svetlana Mironova и Владимир Борисов (БВИ), он же договорился с наследниками и разместил разговор на сайте Стругацких. Спасибо Татьяне Мэй, которая, выложив у себя весной кусочек этого видео, подала идею докопаться до полного сокровища.

И несколько цитат – прямо сюда. Их могло быть гораздо больше.

• Писатель – не тот, кто пишет, а тот, кого читают.
• Братья Стругацкие начинали как отпетые коммунисты-сталинисты. Это были два типичных героя оруэлловского романа, у которых doublethink - двоемыслие было отработано идеально.
• Есть люди, которые всегда стоят внутренне по стойке смирно. Люди, которые считают, что улыбаться грешно, люди, которые всё делят на святые вещи и вещи бытовые.
• Поскольку существуют другие страны, это общество обязательно будет гнить, разваливаться, отставать безнадежно. И это рано или поздно должно чем-то кончиться. Чем? Ну, естественно, кровавым взрывом. Нам казалось, что пусть уж лучше будет зловонное болото, чем кровавое болото. И поэтому мы молили Бога только о том, чтобы эта неизбежная концовка оттянулась в возможно далекое будущее.
• У стиля Стругацких есть внешняя примета. Их легко переводить, потому что это в чистом виде работа человеческого ума (С.Л.)

Текст интервью: http://www.rusf.ru/abs/beseda92.htm