Fri, Sep. 18th, 2009, 03:13 am
Sir Thomas Maleore

I pray you all, gentlemen and gentlewomen that readeth this book of Arthur and his knights, from the beginning to the ending, pray for me while I am alive, that God send me good deliverance, and when I am dead, I pray you all pray for my soul. For this book was ended the ninth year of the reign of King Edward the Fourth, by Sir Thomas Maleore, knight, as Jesu help him for His great might, as he is the servant of Jesu both day and night.



Сэр Томас Мэлори - это вам не блядский академик Куклачев.

Сэр Томас - автор прекраснейшей и удивительнейшей "Смерти Артура", "Le Morte Darthur", а точнее - "The hoole booke of kyng Arthur and of his noble knyghtes of the rounde table" или же "The noble and joyous historye of the grete conquerour and excellent kyng, Kyng Arthur". "Le Morte Darthur" должна была называться только последняя книга цикла, но издатель, как всегда, все перепутал. В рукожопиях, как ру, так и ен, написано о нем крайне мало, поэтому суть такова.

С фамилией, корнями и датой рождения дела у него обстоят примерно так же, как и с названием книги: писали его как Maillorie, как Mallory, как Maleore - и еще, наверное, как-нибудь писали, да до нас не дошло - а производили от старофранцузского прилагательного maleüré, которое происходит, в свою очередь, от латинского выражения male auguratus, что значит "зловещий", "обреченный на FAIL" и вообще "неудачник - это судьба". Что он блистательно и опроверг впоследствии.

Иные приписывали сэру Томасу валлийское происхождение. Это мнение, видимо, сформировалось в основном под впечатлением от его биографии - и то сказать, пару лет назад валлийские санта-клаусы тоже вот устроили профессиональный симпозиум, а потом прямо в кафтанах и бородах пошли в пивную, и в результате: 4 убитых и 16 раненых, в том числе 5 полисменов. Сейчас, впрочем, исследователи, немного отойдя за 500 лет, склонны считать Мэлори англичанином.

Родился он что-то в районе 1416 года, а может и немного раньше - в это время Царьград был еще ромейский, в Констанце происходил Констанцский собор - гнал ссаными тряпками папу Григория XII и антипапу Иоанна XXIII, жег Яна Гуса и Иеронима Пражского и вообще реформировал церковь, абхазы как всегда дрались с грузинами, в Московии была чума, в Китае китайцы добивали монголов, а кроме того, крестьяне при Азенкуре показали рыцарству, что пора паковать вещички. В такие времена, пожалуй, нет никакой нужды выдумать для развлечения читателя птичий грипп и паедофилию. Что касается сэра Томаса, то он, сдается мне, опоздал родиться лет эдак на сто - к счастью для всех нас.

Папа его был Джон Мэлори из Ньюболд Рэвл в Уорвикшире, человек целиком положительный - у него были земли в Уорвикшире, Лейчестершире и Нортхемптоншире, он дважды был шерифом, scīrgerefa, пять раз - членом Парламента, а также мировым судьей. Что до матушки сэра Томаса, то ею была Филиппа Четвинд, которая никаких постов не занимала, конечно, но зато кроме сына родила несколько дочерей - неизвестно сколько, потому что кто их когда считал.

Затем довольно долго с сэром Томасом не происходило ничего интересного - учился считать-писать, а также куртуазным манерам и боевым искусствам, а затем немного мышарил по политической линии на уровне графства и выезжал ненадолго за границу - осаждал вместе с графом Уорвикским город Кале. В 1441 году его посвятили в рыцари и женили на Элизабет Уэлш из Уонлипа, что в Лейчестершире, которая родила ему сына Роберта, а главное, устроила такую жизнь, что тут-то он и начал чудить.

Уже в 1443 году этот законопослушный гражданин жестоко изранил и запер в чулан некоего Томаса Смита, да заодно отобрал у него все годное добро. За это сэру Томасу было предъявлено обвинение, но тут же куда-то делось, а у самого него случилась ремиссия: его выбрали в Парламент от Уорвикшира, где он заседал в комиссиях по освобождению от налогов. Продержался он целых пять лет. Это, я скажу, крепкие нервы у него.

В 1449 году в стране опять стало неспокойно из-за Йорков и Ланкастеров, а король Генрих VI, который и до того не больно блистал умом, сделался совсем дурак. Сэр Томас, будучи вассалом графа Уорвикского и симпатизируя Йоркам, решил принять участие в экстремистких действиях, ибо Йорки были тогда в оппозиции.

4 января 1450 года сэр Томас и еще 26 славных рыцарей устроили неподалеку от Ньюболд Рэвл, в лесу Комбского аббатства, засаду на герцога Бэкингемского. Герцогу от этого ничего худого не сделалось, поскольку он туда и не собирался, засада была действием символическим, предпринятым с пьяных глаз (учитывая дату). И даже место для нее подобрали так, чтобы в любой момент можно было сходить домой догнаться. Однако ж осадок остался, а сэр Томас покатился, как говорится, по кривой дорожке.

23 мая того же года он изнасиловал Джоан Смит из Ковентри. Точнее, об этом заявил, стоя под статуей короля Ричарда II, ее муж-простолюдин (не тот ли самый Томас Смит, ранее уже битый и грабленный? А впрочем, мало ли Смитов), а жена его, Джоан, наоборот сообщала о согласии. Через неделю сэр Томас ограбил двух жителей Монкс Кирби, затем все лето где-то отдыхал на их средства, а 6 августа вторично изнасиловал Джоан Смит, и (видимо затаив на ее мужа обиду с предыдущего раза), упырил его деньги и годное добро. 31 августа он вернулся в Монкс Кирби и ограбил третьего жителя этого злосчастного города.

5 марта 1451 года судебные крючки наконец раскачались и выписали ордер на арест сэра Томаса Мэлори. Сэр Томас Мэлори отреагировал на это массовыми угонами крупного рогатого скота по всему Уорвикширу в компании каких-то хулиганов. Герцог Бэкингемский, злопамятуя о засаде, с ордером на руках и в сопровождении 60 человек отправился его арестовывать. Пока он этим занимался, Мэлори и его друзья поехали в охотничий домик герцога и хорошо провели там время - убили из озорства оленя, поломали мебель и хорошенько насрали по углам.

После этакого безобразия его наконец арестовали и посадили в тюрьму Коулсхилл. Просидел он там совсем недолго, бежал, переплыв ров, и тут же во главе банды из ста человек напал на Комбское аббатство, разнес ворота и двери, перепугал монахов и упырил их деньги.

В январе 1452 года его схватили и посадили уже в тюрьму Ньюгейт в Лондоне, где он, "knyght presoner", провел несколько лет в ожидании суда, составляя свою великую книгу. Периодически его отпускали под залог, он цивилизованно отдыхал и возвращался в Ньюгейте к литературным трудам. Суда по предъявленным ему обвинениям он так, кстати, и не дождался, и его гораздо чаще не отпускали под залог, чем отпускали. Под амнистию же он угодил всего один раз, хотя их было довольно много, в соответствии с успехами или неудачами той или иной партии (короли Генрих VI и Эдуард IV, учиняя очередную амнистию, специально указывали, что сэра Томаса Мэлори она не касается). И правильно делали, поскольку в конце концов он сорвался - не явился из очередной увольнительной в тюрьму, а отправился с отрядом конокрадов красть коней в Восточной Англии. Эта экспедиция завершилась для него в Колчестерской тюрьме, из которой он, брезгуя провинциальными пенитенциарными заведениями, по традиции бежал, был пойман и водворен в родной Ньюгейт, к рукописи.

В 1460, когда Йорки поперли Ланкастеров, он получил-таки свое единственное королевское помилование (которое было пожаловано, отклонено судом и настойчиво пожаловано еще раз), после чего участвовал в предприятии короля Эдуарда IV и графа Уорвикского по выселению Ланкастеров из ряда замков в Нортумберленде.

Прискучив такой спокойной жизнью, он, видимо, переметнулся на другую сторону и переметнулся весьма успешно, поскольку в 1468 и 1470 его имя упоминалось в списках амнистируемых сторонников Ланкастеров, которые к тому времени поперли Йорков. Он опять сидел в Ньюгейте и торопился закончить "The hoole booke of kyng Arthur and of his noble knyghtes of the rounde table, или The noble and joyous historye of the grete conquerour and excellent kyng, Kyng Arthur". В 1468 его, к счастью, не выпустили, он успел все закончить, вышел на свободу в 1470 и через полгода, 14 марта 1471 года, помер.

Похоронили его в часовне св. Франциска в церкви Грейфраерз рядом с Ньюгейтом. На могиле написали: "Valiant knight of the parish of Monks Kirby in Warwickshire". Надгробную плиту, впрочем, потом расколотили. Не исключено, что другие прихожане Монкс Кирби.


Книга вышла в 1485 и сразу стала бестселлером. В этом же году война Алой и Белой роз закончилась победой Ланкастеров. Рыцарство было безнадежно мертво.

И хрен с ним.

So they went unto battle again, and wounded everych other dolefully, and then they breathed ofttimes, and so went unto battle that all the
place there as they fought was blood red. And at that time there was none of them both but they had either smitten other seven great wounds, so that the least of them might have been the death of the mightiest giant in this world.

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:08 pm
[info]kouzdra

Забавная книга - вроде ужасно занудная - но затягивает. А последние две части отличаются каким-то вовсе мрачноватым динамизмом.

Что забавно - из всех многочисленных современных упражнений повдоль Мэлори наиболее бережно обошлись с оригиналом пожалуй стебные "Янки при дворе короля Артура" да первые две книжки Теренса Уайта.

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:24 pm
[info]russkiy

Я ее в лесу читал, иначе бы не осилил, конечно. В точности как и Улисса.

Что до импровизаций на эту тему, то Твена читал в глубоком детстве (надо бы перечитать), а Уайта - (посмотрев в либрусек) - Короли былого и грядущего, наверно? Ничего себе, там С.Ильин. Надо брать.

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:57 pm
[info]kouzdra

Твен оказывается намного интереснее, если читать его, зная оригинальный текст (и сопутствующий корпус). Правда и намного мрачнее.

Скажем финальный эпизод - в пещере и далее - интерпретируется совершенно однозначно - этот альтернативный вариант гибели Артура - соответственно янки совершенно однозначно идентифицируется как его alter ego (что в общем ясно и до того как - но тут просто уже штампик ставится), и таки да - засыпает, как и положено по легенде на 1000 лет - только проснувшись, никого он не спасает и не ведет к свободе, а рассказывает свою историю и окончательно запутавшись в том, какому он времени принадлежит, умирает.

Ну и там такого много (и прямых цитат и аллюзий) - даже обычная марк-твеновская разхлябаность сюжет организована тут "ala мэлори" - в частности в конце она исчезает и напротив - сюжет приобретает необычайный динамизм.

Уайта - (посмотрев в либрусек) - Короли былого и грядущего, наверно? Ничего себе, там С.Ильин

Ну "Король былого и грядущего" - это же очевидная отсылка: The title comes from the supposed inscription of the marker over King Arthur's grave: HIC IACET ARTHURUS REX QUONDAM REXQUE FUTURUS — "Here lies Arthur, the once and future king."

Оно местами очень детское, местами очень сильное. Мне больше всего нравится совершенно волшебная вторая часть. Третья-четвертая неплохи, но там он слишком буквально уже следует Мэлори.

Fri, Sep. 18th, 2009, 12:23 am
[info]kouzdra

Посмотрел список переводов Ильина - "Отдохновение миссис Мэшем" - тоже он переводил - оно очень хорошо, но при чем тут Нарния и ее друзья я не понял - скорее уж "Черная курица" какая-нибудь. Хотя тоже не очень близко.

Fri, Sep. 18th, 2009, 08:13 am
[info]fram2038

а Стюарт? Я полагал ее довольно близкой

Sun, Sep. 20th, 2009, 07:33 pm
[info]kouzdra

Стюарт как раз слишком буквальна. Главный кайф и Твена и Уайта как раз в том, что артуровский сюжет для них сеттинг, в котором они про совсем свое говорят (но при этом обходятся с ним аккуратно).

Если того же Уайта брать - то эпизод, где компания трех галатных придурков - сэр Паломид-сарацин со своей зверью рыкающей - она у Уайта женского пола, сэр Пеллинор и сэр Грумор пытаются ловить единорога на фею Моргану (поскольку галантность не позволяет им допустить, что она не является девственицей) очарователен совершенно. Как и многие другие. Хоть и не имеет прямого отношения к собственно тексту.

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:16 pm
[info]levsha

Ба, да это же Тру-ля-ля и Тра-ля-ля! Ну то есть как минимум есть какое-то родственное сходство.

PS Спасибо за пост. И за иллюстрацию, конечно.

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:26 pm
[info]russkiy

Да, скорее всего они. Ну как минимум прототипы у этих братцев общие.

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:17 pm
[info]freir

отменно изложено, и даже с, так сказать, эстампами
жаль, что сэр томас мэлори не дотянул до этого момента
полагаю, он бы одобрил

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:27 pm
[info]russkiy

Не проблема, кстати. Александр Исаевич к нам заглядывает анонимоусли, отчего бы не заглянуть Фоме Ивановичу.

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:39 pm
(Anonymous)

cymeradwyo, ie

Thu, Sep. 17th, 2009, 11:46 pm
[info]russkiy

Sir,then be ye welcome, for ye were the beginner of me in this world.

Fri, Sep. 18th, 2009, 07:33 am
[info]fram2038

вот у него было право пейсать про so went unto battle that all the
place there as they fought was blood red. Прям повесть о настоящем человеке.

Fri, Sep. 18th, 2009, 08:02 am
[info]russkiy

Строго говоря, опыт боевых действий у него довольно скромный для своего времени - если не считать осады Кале (в которой он, может, и не участвовал) и похода в Нортумберленд, то главным образом чистый бандитизм. Вообще я думаю, это как раз нормальный образ жизни рыцарства, который он эдак выпукло показал.

Но в любом случае, прав у него побольше, чем у перумого какого-нибудь, это точно.

Fri, Sep. 18th, 2009, 08:15 am
[info]fram2038

бандитизм-то довольно успешный
их, перумых-то, я и имел в виду

Fri, Sep. 18th, 2009, 08:44 am
[info]russkiy

Ну вот да, мне тоже всегда казалось, что нехудо бы им зарубить и изнасиловать пару пейзан, напугать святотатствием какого-нибудь попа, угнать овец у Рамзана Кадырова и взять штурмом, например, Кремль. Прежде чем пиздеть-то о всяких там хирдах и конунгах.

Fri, Sep. 18th, 2009, 08:49 am
[info]fram2038

или хотя бы, как Толкин, повоевать

Fri, Sep. 18th, 2009, 08:55 am
[info]russkiy

Вообще вопрос скользкий. Если б наличие соответствующего опыта было обязательным требованием к литератору, то мы либо лишились бы 3/4 литературы, либо стали свидетелями самых ужасающих преступлений и извращений, какие только может вообразить просвещенный мозг.

В принципе, и то и другое не так уж и плохо, но довольно хлопотно.

Fri, Sep. 18th, 2009, 09:04 am
[info]fram2038

последняя фраза - мой комментарий практически

Fri, Sep. 18th, 2009, 10:00 am
[info]aculeata

я вот хочу сказать, что если встречаются
причины не удавиться или, во всяком случае,
отложить до завтра -- это вот такие
вот записи.

Правда, давно уж уважаемые пользователи мало
чего так пишут.

Fri, Sep. 18th, 2009, 10:08 am
[info]russkiy

Спасибо, Юля!
Уважаемые пользователи еще что-нибудь напишут, только вы не удавливайтесь. Даже от жадности.

Fri, Sep. 18th, 2009, 10:46 am
[info]aculeata

Каждую осень, каждую весну жадность косит
наши ряды. Это у нас в крови, сами знаете.
Так что обещать не могу.

Fri, Sep. 18th, 2009, 11:33 pm
[info]m_l

"Чтоб другому угодить,
надо жадность победить".

Отсюда:
http://lampada.ucoz.ru/publ/26-1-0-48

М

Fri, Sep. 18th, 2009, 09:15 pm
[info]tristes_tigres

Да, не пишем. Но ведь и не комментируем !

Fri, Sep. 18th, 2009, 08:13 pm
[info]sigtryggr

классно, да

спасибо

Вот люди были