schisma
schisma
.............. ..............

September 2008
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

schisma [userpic]
Официальное. Ещё раз для всех графоманов и иже туда же

Господа графоманы изволят гневаться. Господа графоманы считают оскорблением эпитеты «блохи», «бандерлоги», «вуглускры», «срань», которыми я наградила их самих и произведения их так называемого искусства. Закон хорошего тона гласит: выдвинул тезис — обоснуй.

Обосновываем тезис

1. Графоманы — это блохи.

Блохи как есть. Они прыгают с конкурса на конкурс, строчат там двенадцатисортные рассказы (те же яйца глист), кусают там (а то и вне конкурсов) кого ни попадя, и при этом укусы их, несмотря на то, что очень болезненны, следов практически не оставляют (на основе их так называемой критики учиться чему-нибудь не только проблематично, но зачастую и опасно: во-первых, шкура испортится, во-вторых, глистами одарят). Они прыгают с мастер-класса на мастер-класс, ровно как блохи с одной собаки на другую, но глубоко предмет не исследуют, а высасывают из разных мастеров по чуть-чуть. Существовать вне контекста конкурсов и мастер-классов они, как литераторы, не могут: у них пропадает стимул для творчества. Во всяком случае очень многие сами признаются в этом, и ссылки искать я, с вашего позволения, не буду. Кому надо, тот сам всё знает.

2. Графоманы — это бандерлоги.

Бандерлоги как есть. Они прыгают из одного коммьюнити в другое, с одного форума на другой, тусуются там, швыряются друг в друга огрызками, всё время что-то друг другу показывают, обнимаются и пытаются в три или четыре дня конвента впихнуть программу, для которой нормальному человеку не хватило бы и недели, а в две недели одного конкурса столько, что нормальному человеку не хватило бы и четырёх. Они называют это развитием. Они, подобно бандерлогам, назначают себе время от времени какого-нибудь кумира, которого, впрочем, охотно подвергают избиению при первом же удобном случае. Они отчаянно боятся большой и толстой змеи Каа, которая может незаметно подползти откуда угодно и сожрать их всех оптом. Они совершенно не задумываются о смысле сказанного, у них система ценностей перевёрнута с ног на голову, и им нет никакого дела до того, чем они занимаются в действительности, до тех пор, пока их вылизывают окружающие. Отвечать за свои слова они даже не думают.

3. Графоманы — это вуглускры.

Вуглускры как есть: для трёх слов слишком коротки, для двух слишком длинны. Они всё время верещат о том, как было бы хорошо, если бы кто-нибудь сказал им что-нибудь внятное об их рассказе, но чем более внятным оказывается мнение, тем быстрее их верещание сменяется воплем: «Зочем ви тгавите?!»

4. То, что пишут графоманы, — срань.

У меня в ЖЖ есть раздел, называется «Кнуты и пряники». Пойдите и почитайте его, я не опишу вам в двух словах всё содержимое этой компостной кучи.

Теперь о претензиях, которые предъявляются мне лично.

1. «Ты оскорбила всех!»

Чем? Тем, что подобрала наиболее меткие эпитеты?

2. «Тебе нахамил только Заяц!»

Нет. Мне нахамили как минимум все, кто читает Зайца, потому что никто из тех, кто читает Зайца, не счёл нужным вовремя одёрнуть его. Почему я рассуждаю именно так? А «потому, что молчание — золото». Некоторым я не ставлю это на вид (по личным соображениям или по иным причинам, которые вас не касаются). Но большей части тех, кто читает Зайца, руки я не подам. Я вам не подам, а не вы мне. Запомните это хорошенько.

Дальше. Ни один из организаторов «Мини-прозы» не счёл нужным осадить участников, когда участники обсуждали меня в коммьюнити в моё отсутствие. И ни один участник не упрекнул в этом организаторов. Однако я молчала всю дорогу и молчала бы дальше, но скажите спасибо Зайцу, а точнее его длинном языку.

3. «А что такого сказал Заяц?! Я не вижу ничего такого, на что можно было бы обидеться!»

А кто вам сказал, что я на него обиделась? Это чучело гороховое обидеть может разве что такого же, как он сам. Он просто стал мне противен, и я не сочла возможным промолчать — вот и всё.

Почему он стал мне противен? Потому что взялся рассуждать о том, о чём ни малейшего понятия не имеет — как в литературной части, так и в части, касающейся меня лично. Меня лично, повторяю, а не моих действий. Поскольку вы не сочли нужным возразить ему на этот счёт, а напротив, в довольно большом количестве даже и поддержали Зайца — кто громогласно, а кто и молчаливо, — я получила карт-бланш.

Однако обратите внимание: все эпитеты, которыми я наградила вас, касаются только вашего поведения. Вы имеете прекрасную возможность опровергнуть меня, изменив своё поведение. А вот Заяц не таков. Он отказал мне во внутреннем мире: в чувствах, в способностях, в возможностях, в самой жизни. Фактически, и в праве на опровержение этого его голословного, но так бурно одобренного вами тезиса он мне тоже отказал, потому что душу не предъявишь. Нельзя сказать: вот мой внутренний мир, посмотрите хорошенько.

Так кто кого сильнее оскорбил? Я, давая каждому возможность доказать мне, что я слепа, или Заяц, который вообще никаких возможностей не даёт?

4. «Ты считаешь себя пупом земли!»

Потому что вы пляшете вокруг меня, как папуасы, а земля — это и есть вы?

5. «Ты безнравственна!»

Я никому не обещала являть собою образчик нравственности. Более того, я всегда говорила, что никаких этических аргументов для меня не существует (а если кто-то не поверил, значит, он неправильно понял мою мотивацию). Где были ваши уши, когда я говорила об этом, и где был ваш ум, когда вы соглашались иметь со мною дело?

6. «Ты поливаешь грязью всех по любому поводу».

Аргументированная критика часто считается грязной критикой, потому что автору приходится называть вещи своими именами (и к тому же искать имена, то есть время от времени неизбежно совершать ошибки). При этом, как буквально в данном постинге, я всегда обосновываю свои тезисы. Спорить можно только о корректности аргументации.

При этом я сужу лишь ваше поведение и выношу свои оценки лишь на основании вашего поведения, даже когда ненавижу вас. Вы же считаете возможным выражаться обо мне в очень расплывчатых базарных терминах: «дура», «гнусь», «погань», «сноб», «склочница» и т.д., — и совсем не считаете нужным как-то обосновать свою оценку.

Кто кого поливает грязью?

Upd. Вот, специально не выискиваю, беру первый попавшийся комм из обсуждения на мини-прозе: «глубокие комплексы несчастной личности», «жутко хочется величия», «чтобы все поняли, какая она неординарная», «жалко мне ее» (про жалость ко мне — это у вас вообще через слово). Что, хороша ваша манера вести дискуссию? Нравится она вам? Любуйтесь.

7. «Нельзя называть все человеческие чувства оптом соплями!»

Вы не умеете читать. Объясняю вам в последний раз: чувства я вообще соплями не называю. Сопли — это ваши неизменно бурные эмоции. Эмоции, господа графоманы… неизменно бурные, а не чувства.

Не надо приписывать мне то, что я не говорю. Когда я говорю «сопли», о чувствах речи не идёт. Нет в вашей графомани чувств. Сопли — есть.

Теперь о конкурсах

1. «Конкурсы помогают молодым авторам!»

Пополнить компостную кучу ещё одной ботвой они им лучше всего помогают.

Запомните, как «дважды два — четыре» и даже лучше: конкурсы помогают только мастерам-спринтерам. Ученику помогает только он сам или работающий с ним мастер — всё. Никакой реальной помощи новичок (даже спринтер) из конкурсов не извлечёт.

2. «Но там же критика!»

Какая критика? Кто критикует? Как?

Новичок приходит на конкурс, а там его ждут полторы тысячи или полторы сотни таких же недомерков от литературы, кто-то повыше, кто-то пониже, — вот и вся наука. Мальчик, который учиться у другого мальчика остругивать палочку, никогда не станет резчиком по дереву, потому что он даже о нужных инструментах представления не получит. Вы хоть это-то понимаете?

3. «Но там же мэтры!»

И что? Мэтры напишут полтора десятка строк об одном рассказе, укажут на одну, максимум две реальные ошибки, а остальное окажется либо мифом, либо ошибкой самого мэтра, озверевшего от количества работ, которые ему надо прочесть за неделю. Вы же не идиоты, в самом-то деле! Или идиоты?

Не поможет вам мэтр на конкурсе, даже если прочтёт ваш рассказ. В сорока случаях из полусотни — не поможет. В десяти поможет — аллилуйя.

Молодой профи поможет хорошо если одному-двум. Даже если будет очень стараться. Не профи не поможет вообще никому. Даже если вам покажется, что помог.

И в любом случае всю помощь разом может перечеркнуть одна-единственная реплика «доброжелателя», потому что новичок в подавляющем большинстве своём не умеет отличать реальную помощь от медвежьей услуги, а «доброжелателей» на конкурсах табуны.

4. «Но всё равно это ведь лучше, чем ничего!»

Ложь. На хлебе и воде можно жить с младенчества до старости и оставаться здоровым. Но невозможно дожить даже до зрелого возраста, питаясь лишь гнилью.

5. «А что же тогда делать?!»

Вариант первый (для будущих коммерческих писателей годится только он). Найти мастера, суметь убедить его в том, что ты ему интересен, и заниматься только у него (не важно, в группе или в одиночку). Выполнять все его требования, своевременно вносить плату за обучение, терпеть тумаки и не выёбываться.

Вариант второй (для будущих коммерческих писателей он вообще не годится). Работать самому, ориентируясь только на себя. Учиться в сто раз больше, чем работать, а работать в сто раз больше, чем учиться. Учиться по книгам для студентов филологических факультетов (включая обязательные к прочтению списки художественной литературы).

Всё. Никаких других вариантов нет. А все эти ваши конкурсы…

6. «Но мы же именно на них выросли!»

Да вы посмотрите на себя и свою графомань! Куда вы выросли? В ширину? Из вас русским языком нормально владеют хорошо если два десятка, да и то благодаря лишь врождённым талантам. Язык, язык — основа вашей работы, язык — ваш главный инструмент. А вы, вместо того чтобы учить язык, просите книжку «Роман: шаг за шагом без проблем для чайников». Нет таких книжек и не будет никогда. Розенталь — ваша книжка. И пока знаки препинания в шестидесяти процентах случаев правильно расставлять не научитесь, ни о каком романе даже не думайте.

Выросли они… Здорова Федура, да дура.

6. «А если я хочу писать коммерческие книги, а мастер не хочет со мной работать?!»

На завод идти и гайки крутить.

Всё. Ещё увижу хоть одно из вышеупомянутых обвинений — выставлю идиота к позорному столбу, и порка Зайца покажется идиоту счастьем. Это — раз. Два: в данном постинге обсуждается только проблема конкурсов. Увижу комментарий на другую тему или обсуждение, замкнутое в порочный круг одних и тех же тезисов-аргументов, — заскриню до окончания обсуждения. Три: поскольку у меня сейчас завал собственной работы, повторять по десять раз одно и то же в комментариях не буду (да и отвечать буду медленно и плавно и только в том случае, если за меня не ответит кто-нибудь другой). Внимательно читайте комментарии.

ЗЫ. Извинения от вменяемых, если что, приму.

Imported event Original

Comments

Схизма, мне кажется, Вы выплёскиваете младенца вместе с водой. Разве есть какой-то другой способ научиться писать, кроме как писать, обдумывать написанное, делать выводы и писать снова, учитывая предыдущий опыт? Конкурс сам по себе не зло, он только повод написать что-то на предложенную тему в определённый срок, повод применить, поточить, опробовать те или иные инструменты. Ведь то же самое делают и обучая литературному мастерству. И тоже ставят жёсткие сроки, куда более жёсткие, чем на конкурсах. И оценивают по той же самой схеме - вот кнут, вот пряник, тут хорошо, тут плохо. Разница в том, что преподаватель знает, о чём говорит, и учит пользоваться приёмами. В конкурсе можно рассчитывать только на собственные выводы. Но если не делать выводов самому - не научит и преподаватель.
Нельзя ориентироваться на мнение и вкусы тусовки - можно стать "средним" тусовщиком. Но как отличить мэтра, у которого можно учиться, от мэтра, у которого нельзя? Лучший способ - проверка временем - тут, как Вы понимаете, не подходит. Мэтры, хорошо проверенные временем и обратившиеся в классику, как правило, уже умерли. Коммерческий успех за ориентир не сойдёт, с этим, я думаю, Вы не будете спорить. Да и научиться копировать кого бы то ни было - лекарство хуже болезни, как бы хорош ни был оригинал. Что остаётся? Метод проб и ошибок. В том числе и на конкурсах. Потому что пока не попробуешь - не узнаешь, что ошибся.
В чём я заблуждаюсь?

(Буквально пару слов оффтопом: поскольку я графоман, то по форме Ваших воззваний к графоманам, наверное, должна бы обидеться. А по содержанию - не могу, так как вижу рациональные зёрна).

Разве есть какой-то другой способ научиться писать, кроме как писать, обдумывать написанное, делать выводы и писать снова, учитывая предыдущий опыт?

Вот тут стоп. Кто сказал, что мысль новичка, который обдумывает текст сам, работает в правильном направлении? Вон, поглядите наверх по комментам (там, где я бан влепила товарищу) -- типичный пример самодовольного гражданина, который не понял, что я на его конкретном примере проиллюстрировала опровержение его же собственной мысли (а ведь предупреждала, что всыплю, мог бы и вспомнить вовремя). Мысль гражданина была следующая: ученик слушаться учителя во всём не обязан. Мой ответ: отнюдь, если ученик готов учиться сам, учителю достаточно быть просто адекватным.
Что сделал человек, который учиться не готов? Начал упираться рогом. В результате имеем бан. Что произошло бы, если бы он не упёрся рогом, а стал аргументировать свою точку зрения, чего я от него и требовала? На собственных ошибках и под присмотром опытного (обращаю внимание) полемиста усвоил бы теорию аргументации. Ушло бы на это суток двое. А вы -- конкурсы, сроки. Какие сроки, если он элементарными навыками речи не владеет? Канцелярит на канцелярите, штамп на штампе, речь бедная, кроме прямых оскорблений -- ничего не получается. А ведь хотел изящно уесть.
Дело-то не в том, что человек мыслит. Мыслит каждый по мере возможности. А вот что каждый вкладывает в понятие "мыслить" -- это уже и есть закавыка. Когда две девочки беседуют на кухне о том, что все-мужики-козлы, они тоже мыслят. По мере сил и способностей.
Научить человека мыслить, показать ему, в чём заключается процесс мышления, -- вот единственная задача учителя, большего требовать невозможно.
А в конкурсе действительно можно рассчитывать только на собственные выводы. Где гарантия, что они правильные?

Но как отличить мэтра, у которого можно учиться, от мэтра, у которого нельзя? Лучший способ - проверка временем

Нет. Лучший способ -- "нравится -- не нравится", как это ни дико звучит. И всё дело здесь в том, что вы всё равно не разовьётесь раньше, чем вам позволит ваш мыслительный аппарат, хоть самостоятельно будете заниматься, хоть с учителем. Позволит же мыслительный аппарат вам развиться ровно в той степени, в какой вы сами позволите ему обучать себя. Чем более приятен будет для вас учитель (вариант: вы сами), тем больше вы вынесете из общения с учителем (вариант: из одиночества). Вот такая загогулина. Поэтому и говорят: есть люди, не умеющие плавать, но воспитывающие отличных пловцов. Да. И есть люди, отлично плавающие, хотя никто их этому не учил.
Почему я говорю, что коммерческий писатель должен иметь учителя? Потому что в этом случае задача учителя заключается на только в том, чтобы научить мыслить, но и в том, чтобы научить соответствовать вкусам аудитории. А это -- определённая система воспитания человека в целом.

Всё вышесказанно, однако, относится только к тем случаям, когда учитель (если мы ведём речь о постороннем) вполне взрослый человек и соглашается обучать другого сознательно и добровольно, понимая ответственность и прочее. Если он, как пресловутый француз у Пети Гринёва, понятно, что ничего хорошего из тандема не выйдет. Поэтому я и говорю: "убедить учителя, что вы ему интересны".

А Вы уверены, что дело в том, хорош ли тандем, а не в том, куда он едет?
Если тот, кого Вы называете графоманом, найдёт себе по собственному вкусу учителя (а рассказы он тоже по собственному вкусу пишет, между прочим) - то вот какие рассказы пишет, такого и учителя найдёт. По тому принципу, что ему это нравится, и даже суровая Схизма его на то благословила.
Вы же ему перья потом и ощиплете, хотя он в точности следовал Вашему совету.

Исходим из того, что ученик ищет как минимум профи, верно?
Профи -- человек опытный, знающий, что такое ответственность, так? Я понимаю, что профи попадаются разные, но вы представьте себе, сколько с учеником хлопот и сколько этот ученик требует внимания, нервов и т.п., и вопрос ответственности родится вновь. Мне кажется (может быть, я не права), что безответственный, но опытный человек ученика не возьмёт. Просто чтобы не нарываться. Вот безответственный и неопытный взять может, но он, в свою очередь, не заинтересует ученика (в силу своей неопытности).
Таким образом, получаем, что выбирать ученику придётся из очень ограниченного круга лиц, на которых, в принципе, можно положиться хотя бы в той части, что они и ахинеей восторгаться не начнут, и основам мыслительного процесса научат.

Схизма, ведь есть же профи, которые лично Вам не нравятся и, по Вашему мнению, пишут отвратительно? Пусть даже Вы их профи не считаете, но считают другие. Каждый такой профи, подходя к вопросу зрело и ответственно, воспитает ученика по образу и подобию. Вы и про ученика тогда скажете, что он пишет отвратительно, а между тем против Вашей методы он ничем не погрешил.

Ещё раз: воспитать в себе мастера может каждый даже самостоятельно. Вообще безо всякого учителя. Для этого нужно только одно условие -- истинная готовность учиться.
Дальше всё отдаётся на волю предпочтений: нравится одному -- на здоровье, хочешь с учителем -- не вопрос. Если ты готов учиться, тебя научит даже дверной косяк.

Аминь.
И да не постигнет никого участь моэмовской Фанни Прайс.