О принципах
Бонни подняла интересный вопрос о принципах (http://www.livejournal.com/users/_bonnie_i_clyde/42893.html). За сутки я сформулировал для себя что я под принципами понимаю и зачем они могут быть нужны.
Представим себе поведение человека как непрерывное выполнение неких разнообразных программ вида «побуждения – планирование – деятельность». В первую очередь, отметим что любое действие представляет собой компромисс между удовлетворением множества конкурирующих побуждений – и поскольку побуждения меняются, то и планы непрерывно пересматриваются.
Планирование обязано включать серию оценочных прогнозов – мозг создаёт модель процесса, на который побуждение требует повлиять, и на этой модели выверяет методы и степени влияния (а где-то в фоновом режиме всегда работают, с большим или меньшим успехом, программы улучшения методов построения моделей).
Тут мы сталкиваемся с интересной особенностью: изменения собственных побуждений человек способен кое-как прогнозировать, но осознанно влиять на них – практически не способен. Представим это как перемещение энергии в нервных клетках: чем дальше некая энергия ушла в центры планирования, чем больше приблизилась к моторике, тем меньше практических возможностей остаётся для её возвращения в участки, отвечающие за побуждения. Только от «участков прогнозирования» может проходить довольно сильная обратная волна, позволяя терпеть временные неудобства ради будущего удовольствия или наоборот – отказываться от опасных удовольствий. Однако сила этой обратной волны не так велика как хотелось бы – например, известно что практически любого человека с помощью сильной боли можно принудить к чему угодно. Иными словами, сильное побуждение может на время своего действия сводить человека с ума, лишать возможности действовать сообразно со своими долговременными интересами. Эта слабость осталась со времён, когда разум был слаб и не мог делать правильные долговременные прогнозы – тогда такое «недоверие» мозга к прогнозам было оправдано. (Естественный отбор и культурные изменения не поспевает за развитием могущества наук, которые даже далёким от передовой науки людям дают прогностические возможности.)
И здесь начинается самое интересное. Само социальное развитие позволило нащупать ряд методов, позволяющих «обмануть» эту слабость. Эти методы базируются на глубоком усвоении простых, жёстких правил, при применении которых ум требуется в минимальных размерах, и потому эти правила сохраняются при довольно сильных «помешательствах».
Замечу, что поскольку такое глубокое вбивание происходит как правило с помощью социума (сам человек на это как правило просто не способен), то и принципы почти всегда имеют явную печать социальной полезности.
Рассмотрим пример, предложенный Бонни – измену и принцип, её запрещающий.
Отбросим варианты, к принципиальности отношения не имеющие – охлаждение отношений (де факто это не измена, а развод), корысть (о принципах в такого человека вообще речь не идёт), принуждение (принудить всё же можно к чему угодно и кого угодно). Остаётся только внезапная влюблённость, при которой сохраняется по меньшей мере привязанность к постоянному партнёру.
Такую влюблённость можно рассматривать как типичное временное помешательство – сила эмоций блокирует способности к прогнозированию, человек начинает действовать во вред себе же. Однако частота таких ситуаций уже привела к тому, что в социуме передаётся «противоядие» - безусловный запрет на измену, не требующий никакого анализа, никаких сложных размышлений, и потому – способный хотя бы в части случаев спасти влюблённого и его близких от больших неприятностей.
Теперь рассмотрим с точки зрения этого же социального механизма – почему нарушение этого запрета ещё больше усугубляет ситуацию по сравнению с тем, что было бы без него. Ответ очевиден – этот механизм убирает из социума опасных индивидов, способствует закреплению «противоядия».
PS
Не стоит забывать что социальные механизмы (в т.ч. набор естественных для общества принципов) меняются медленней, чем социальная обстановка, поэтому некоторые принципы могут устаревать (но другие могут при этом оставаться актуальными).