| Я люблю квазары. Во Вселенной нет ничего, равного им по мощи. Нет ничего более далекого, ужасного и яркого. Квазары пожирают хаос и творят галактики.
Ленин - он как открытый 90 лет назад квазар: чем больше отдаляется от нас, тем лучше, внимательнее, объективнее мы можем рассмотреть его. Для этого у нас есть всё, нужно только желание - и добросовестность.
Но у каждого свой Ленин. Для меня он, прежде всего, человек, воссоздавший Российскую империю даже не с нуля - из минуса, из хаоса 1917 года, вдохнувший в старую, изношенную плоть живой дух социализма, социальной справедливости. Создатель государства, в котором я родилась, росла, училась. И которому осталась благодарна.
А вы, плюющиеся ядом в Ленина - где бы вы сегодня были, если бы не он? Думаете, княжили бы в своё удовольствие, да пировали, на спинах народного "быдла", ваших покорных батраков? А сами в батраках походить - не хотите ли, унылые креаклы? Видали бы тогда в гробу свои заветные айфончики с уютными фейсбушечками.
А ещё Ленин для меня - невероятной силы публицист, мыслитель и политик, до которого нам, его горе-наследничкам, - вон как до того квазара, - учиться, учиться и учиться. |
==на самом деле СССР - даже нет, советская Россия должна была стать противоположнотью империи, ее альтернативой. в том числе за счет самоопределения народов==
Ленин, разумеется, выступал не против империи, а против государства как таковое. Как обычно, не повезло с народишком. Который тут же пришлось (для его же блага, конечно-конечно) частью перестрелять, а частью загнать в стойла. Ну и, разумеется, эта утопическая концепция никак не могла оказаться жизнеспособной в масштабах отдельно взятой страны. Пресловутый "казарменный социализм" - это запросто, этого полной ложкой и никто не ушёл обиженным.
Пресловутое "право нации на самоопределение" оказалось банальным распадом империи по национальному признаку. Вообще ничего нового, любая империя в момент кризиса распадается именно так. Без исключений. Равно как и создаётся любая империя с появлением некоей комплиментарной и надэтнической идеи, народы объединяющей. (Чистой оккупацией империи не создаются, надеюсь, это объяснять не надо.)
Проблема в том, что снижение роил государства в социуме требует величайшей индивидуальной ответственности каждого гражданина. Жёсткой системой самоограничений, исключающей необходимость внешнего стимула и принуждения со стороны государства. Вот этой "сознательности", говоря терминологией тех лет, в России не было в заводе как таковое. Отсюда мы имеем диктатуру пролетариата и красный террор. Попытка их ослабить привела к мгновенному расцвету 20-х - и к чудовищному идеологическому кризису тогда же. Отсюда, в свою очередь, мы имеем сталинизм как возврат к механизмам управления в первые послереволюционные годы. Ничего нового. В рай за космы, а кто не желает - пожалуйте бриться. И, разумеется, необходимость аппарата глобального подавления внутри и наличие недоброжелателей вовне диктует необходимость сильного государства, то есть - никакого "отмирания". Отсюда, ещё далее, советская шизофрения, когда идеологически декларируется одно, а фактически действуют противоположные принципы отношения между государством и обществом. Никакого вам роста личной ответственности с последующей делегацией каждому общегосударственных функций, напротив.
Это я к тому, что всё вышесказанное альтернатив не имело. Либо уже в 20-е нужно было сворачивать советский проект и превращаться в обычное буржуазное общество (разумеется, с ликвидацией ряда архаических институтов вроде помещичьего землевладения) - то есть, вернуться к ситуации февраля 17-го, либо резко закручивать гайки и ограничивать индивидуальную свободу, вместо её усиления ради сохранения идеологического диктата. За счёт, повторюсь, извращения самой идеологии.
Ленинизм в чистом виде был нежизнеспособен в тех условиях. Категорически. В первую очередь, по экономическим соображениям, потому что любая политика - это нарост на экономике. Маркс, кстати, Россию как полигон для строительства коммунизма и не рассматривал, он делал выкладки для Британии, где соответствующая материальная база как раз была. Просто Ленину с его гоп-компанией удалось поймать золотую рыбку в мутной воде. Вот и пришлось спешно приспосабливать абстрактную теорию к конкретной практике. Получилось довольно хреново, скажем прямо. В итоге, сейчас Россия социально-экономически находится примерно на том же месте, где её прервали в октябре 17-го. "Ревущие 20-е", добро пожаловать.