
Перов. Странник

Отсчет странников
"На фестивале NET показали финский спектакль по "Откровенным рассказам странника духовному своему отцу"
На сайте финского религиозного театра Houkat ведется подробный учет всех представлений спектакля «Странник», сыгранных в разных городах и странах. Это уже само по себе необычно, но есть вещи и более удивительные: арифметическая скрупулезность создателей спектакля простирается, например, до того, что на сайте точно подсчитано количество зрителей на каждом из представлений.
Таким образом, получается вот что: за 2 года, 4 месяца и 22 дня, прошедшие с момента премьеры, было сыграно чуть больше 30 представлений, и на каждом побывало от 4 до 60 зрителей. По грубым прикидкам, общее число зрителей не перевалит и за тысячу. Каждый спектакль, как бусина на четках: поучаствовать в нем в качестве ли актера, в качестве ли зрителя – примерно то же, что присоединиться к общей молитве. На двух московских представлениях (в рамках фестиваля NET) едва ли побывало больше сорока человек, но финны с удовлетворением учтут каждого: значит, в мире стало на четыре десятка человек больше, узнавших из их уст о важной информации.
Важная информация заключена, по мнению финских подвижников, в заветной книге, которая называется «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». На Западе книга стала культовой после того, как о ней упомянул Джером Сэлинджер в своих повестях «Фрэнни» и "Зуи", но написана она была у нас, в России, а смысл ее сводится к одному важному для любой духовной практики тезису: молитва – мать всех добродетелей.
Изо дня в день, из часа в час, из мига в миг человек должен твердить, не останавливаясь, Иисусову молитву:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Твердить и таким образом «вперить свой ум и сердце в Бога». Таково одно из основополагающих практических правил православного исихазма.
Наверняка финны догадываются, что в России об исихазме и без них много кому известно, но тем не менее считают душепользительным напоминать о том, что им кажется важным. В Москве, как и во всех других европейских городах, где играли «Странника», представление началось ритуальным странничеством. Хотя спектакль предполагалось играть в Театральной библиотеке, что на Большой Дмитровке, горстку зрителей собрали сперва за углом, в здании СТД на Страстном бульваре. Вместо того чтобы, выбрав кратчайший путь, сделать несколько шагов и оказаться в нужной точке пространства, актеры-паломники повели зрителей в обход.
Бодрым шагом совершили по московскому холодку ритуальный круг (Страстной бульвар, Петровка, Петровский переулок, Большая Дмитровка) и нырнули в библиотечный зал. Чтобы рассказать свою историю, им достаточно самой малости – квадратного стола с зеленым сукном, белых мелков и потрепанной Библии. Каждый из мелков (списывающихся и крошащихся) обозначает человека, гладкая зеленая поверхность – мир, в котором человеку предстоит жить, непрестанно славя имя Бога. Терпеливо и иронично трое актеров пересказывают историю странника, который учился твердить Иисусову молитву. Сказать, что у финнов получилось выдающееся или даже сколько-нибудь изобретательное театральное произведение, не скажешь, но они к этому и не стремятся. «Странника» и спектаклем-то не назовешь - скорее театрализованной формой проповеди, откровением сокровенного. Постранствовали по Москве, заглянули в глаза каждому, передали рецепт спасения и поехали дальше по миру."
Глеб Ситковский
Материал опубликован в "Газете" №219 от 18.11.2005г