![[info]](http://lj.rossia.org/img/userinfo-lj.gif)
Сегодня, во время очередной ночной прогулки по Кронбергу, поймал себя на интересной мысли, вернее я задал себе один давний неразрешенный вопрос и, наконец, дал самому себе на него ответ. Вопрос был такой. Вот уже полгода как я проживаю в одном из красивейших городов Хессена, но до сих пор не посветил ни дня туристической прогулке по его улицам и достопримечательностям. Почему, если этот город так красив? – задавал я себе этот вопрос, а на прогулку не шел. Разве мне (как художнику!елы-палы) не имтересно полюбоваться так, сказать, получить, что называется эстетическое наслаждение и т.п.? Сказать честно? – Нет, не интересно. Но почему?
А вот почему. Я вспоминаю себя, как много времени и сил я посвятил путешествиям по русским городам. Я ездил автостопом, на перекладных, в товарных составах, совсем без денег, ночевал морозными зимними ночами на еле отапливаемых полустанках в компании с вонючими бомжами и полукриминальными беженцами. Когда в 1999 году я впервые оказался в Москве на красной площади, я пережил сильнейшее трансперсональное потрясение. У меня подкосились ноги, я упал на булыжную мостовую и лежал на ней в весьма помутненном состоянии сознания. (Кто не верит, спросите у Тапира
![[info]](http://lj.rossia.org/img/userinfo-lj.gif)
Теперь же когда я попал в Европу, где я должен был бы по идее жадно эстетически насыщаться, я вдруг как-то эстетически отупел. Мне ничего не интересно, меня ничего не впечатляет, мне просто скучно. Что же случилось?
На основе самоанализа я решил сделать выводы о природе эстетического. И выводы такие. Воспринимаю ли я Кронберг и другие достопримечательные места германии как красоту? Да, воспринимаю. Но получаю ли я эстетическое переживание при путешествии по германии? Нет. Почему? Потому что есть разница между номинальной красотой и эстетическим переживанием. А разница заключается в том, что номинальная красота относится к моему теоретическому образованию, в то время как эстетическое переживание является результатом личного физического опыта погружения в коллективный миф. Таким образом, эстетическое глубоко связано с двумя составлящими тело и миф.
Здесь я вдруг понял то, чего никак не мог понять, будучи подростком. В том возрасте мне всегда казалось чем-то очень странным и даже противоестественным искренняя взаимная любовь уродливых партнеров или стариков. Они целуются, улыбаются друг другу отвратительными кривыми беззубыми улыбками и занимаются сексом. У меня вызывало брезгливость даже попытка вообразить образ обнаженных тел этих любовников. Не то чтобы понимание или тем более ревность.
Теперь я понимаю, что их эстетический образ создан физическим опытом, а не наоборот. Они действительно не видят тех отвратительных вещей, которые вижу я. Они вообще ничего не видят, они «проживают». Вот именно в этом «не видеть, а проживать» и кроется секрет эстетического.
Дальше больше. Я вдруг вспомнил Горького. Не знаю как вы, а я в свое время с большим филологическим упоением читал Горького. Сегодня я вдруг вспомнил его «свинцовые мерзости российской жизни». Каково сказано, а? И поймал себя на мысли, что словом «мерзость» по сути, формулируется эстетическая формула российского. Язык Горького действительно очень красив, и этим красивым языком он описывает мерзость. Именно эта почти некрофилическая привязанность к мерзости и составляет национальное эстетическое восприятие. Любить то, что ненавидишь, стремиться к тому чего боишься. И вот теперь мне совершенно понятна избирательная воля россиян, сознательно проголосовавших в 2000 году за Сталина номер два, а потом подтвердили свой выбор в 2004-м. Только не говорите мне, что они обманулись, что они голосовали за демократию. Нет, они голосовали за Сталина, ибо почуяли запах хозяина за версту. Ведь любимого не нужно видеть, если очень сладко, глаза сами закрываются, зато как обостряются ощущения!
Выводы из всего вышесказанного неутешительные. Человечество не стремиться к лучшему, оно стремиться к привычному, к собственному телу. К отстриженным ногтям, вырванным зубам и гниющим болячкам. А значит забудьте о социальных преобразованиях, демократии и прогрессе. Если хотите знать, что такое Россия – почитайте Радищева, Гоголя, Чехова, Горького, Платонова, Ерофеева. Нравиться? – значит живите и получите полное эстетическое удовольствие. Нет? – тогда уезжайте.
Ну и конечно третий путь: революция, противостояние, сопротивление, культурная альтернатива, теория малых дел… Что там еще?