dmitrij_sergeev@lj:
"Побывал на очень интересной экскурсии на Зееловских высотах под Берлином. Там советский монумент, торопливо установленный Жуковым осенью 1945 г. и бывший гэдээровский музей, которой постепенно
избавляется от рецидивов советской пропаганды. Бросились в глаза два момента:
1. Во всей Восточной Германии учтены захоронения 15 тыс. красноармейцев. А погибло при взятии Берлина как минимум 300 тыс. То есть, Красная Армия не была озабочена тем, чтобы собирать и хоронить трупы собственных солдат. Еще понятно, когда такое происходит при отступлении или наступлении, но здесь-то они стояли 50 лет! А те немногие могилы, которые все-таки имелись, превращались в пропагандистские инсталляции, как Трептов-парке или том же Зеелове. К "памяти о героях" или даже к простому уважению к мертвым это никакого отношения не имело. И в самом деле, почему трупы красноармейцев должны были значить для советского начальства больше, чем трупы зеков? И те и другие имели прикладное значение, права и свободы у них были примерно одинаковые, жизнь ничего не стоила, а трупы тем более.
2. Немцы на Зееловских высотах защищались отчаянно, о деморализации и речи не не было, отходили только когда выхода совсем уже не было. Там погибло 33 тыс. красноармейцеа и 12тыс. немцев (все данные очень условные). Почему? Какая мотивация? Ведь конец войны, режим уже было точно не спасти.
Оказалось, что мотивация была и очень серьезная. Спасали гражданское население, беженцев, которые мимо них уходили на Запад от Красной Армии. Надеялись, что американцы, которые тогда стояли на Эльбе, успеют подойти и взять Берлин. То, что американцы не собирались идти дальше, они не знали. А на что способны русские уже знали. Успели в апреле отбить назад несколько немецкий городков, захваченных Красной Армией, и обнаружили дикие зверства.
О том что творилось на захваченной советскими немецкой территории подробно написано в книге Михаиля Карякова "Освобождение души", Нью.Йорк, 1952. Он был капитан Красной Армии, бежавший на Запад летом 1945 г."