фото Henri Cartier - Bresson
Сегодня, в день, когда родился православный священник Александр Мень, во Франции в возрасте 94 лет умер один из самых популярных в стране людей - аббат Пьер (abbe Pierre). По словам президента Франции, "это трагическое событие коснулось всех французов".
Бывший участник французского движения Сопротивления и соискатель Нобелевской премии мира скончался в парижском военном госпитале Валь де Грас, куда он был доставлен неделю назад с легочной инфекцией.
Аббат Пьер Груэс стал известен во Франции благодаря широкой кампании в поддержку бездомных граждан, которую он развернул еще в 1954 году. Он неоднократно выступал с радиообращениями, направленными к обычным людям и политикам, с просьбой о помощи. Позднее его инициатива переросла в целое движение, охватившее более 50 стран мира и получившее название Emmaus.
Священник родился 5 августа 1912 года в Лионе. До Второй мировой войны был монахом-капуцином. Во время оккупации помогал евреям покинуть страну. Благодаря его поддержке плена удалось избежать брату Шарля де Голля. Сам же священник был схвачен немцами, однако сумел бежать. После войны в одном из предместий Парижа он восстановил разрушенное здание, которое затем было отдано под жилье для бездомных.
В 1992 году аббат Пьер стал кавалером ордена Почетного легиона.
О нём - статья Георгия Чистякова:
Аббат Пьер - юродивый сегодня
Мф 25:42-43
Самым популярным человеком Франции в 1997 году назван аббат Пьер, возглавляющий Ассоциацию в защиту обездоленных и бездомных. Второе место в опубликованном на днях списке 50 самых популярных французов занял певец Жан-Жак Гольдман, а третье - Жан-Поль Бельмондо. За ними следуют Жерар Депардье и Патрисия Каас. Из политиков наибольшей популярностью пользуется президент Жак Ширак, однако он занимает лишь 29-е место. Премьер-министр Лионель Жоспен оказался на 34-м месте.
В течение последних 50 лет аббат Пьер пользуется во Франции феноменальной популярностью. Католический священник, он сразу после второй мировой войны в 1946 году был избран депутатом парламента, что само по себе необычно для такой секулярной страны, как Франция, и к тому же не поощряется Ватиканом. В кабинет генерала де Голля он входил если не без стука, то во всяком случае без очереди.
Зимой 1953-54-го, когда во Франции было чрезвычайно холодно, аббат Пьер был среди тех, кто требовал от парламента миллиард франков на нужды бездомных. В тот самый день, когда Сенат проголосовал против выделения этих средств, к аббату Пьеру пришел человек, у которого минувшей ночью прямо в фургончике, где он жил, от холода умер ребенок. На похороны младенца аббат через газету "Фигаро" пригласил министра реконструкции и жилья, присутствие которого заставило заговорить об этом событии прессу.
Во Франции привыкли к священникам небогатым, но респектабельным, а поэтому, как рассказывает сам аббат Пьер, "шок от того, что священник, к тому же получивший орден Почетного Легиона за участие в Сопротивлении и в недавнем прошлом бывший депутатом, живет среди жуликов и вышедших из тюрьмы уголовников и требует строить дома для лишенных крова семей, был настолько велик, что Франция начала сдвигаться с места". В церкви во время службы, в мэрии и по радио, через газеты и просто на улице - везде он говорил о бездомных.
При этом о.Пьер никогда не пытался подойти к человеческой беде теоретически и ни при каких обстоятельствах не говорил о проблеме бездомных; он просто предавал гласности конкретные случаи и призывал своих слушателей не допустить их повторения. Так, например, в двух шагах от театра "Шатле", где в это время шел балетный спектакль с убийственно роскошными декорациями, прохожие заметили какой-то большой грязный сверток. Оказалось, что это старая женщина, еще живая; ее принесли в комиссариат, где она могла бы согреться, но спасти не успели. В руке у умершей был зажат лист от судебного исполнителя, который двумя днями раньше выставил ее из мансарды, так как она не могла платить за жилье. Прошло два дня. Благодаря аббату Пьеру об этом случае узнала вся страна. Loi du tapage, то есть закон шумихи, - так назвал он основной принцип своей деятельности: говорить о вещах до предела конкретных, привлекать внимание страны не к проблеме, а к реальному факту и, отталкиваясь от этого, призывать людей к конкретным действиям.
Движение "Эммаус", основанное аббатом Пьером, включает сегодня 350 групп в 37 странах, более 100 общин во Франции, в которые входят более 4 тысяч человек.
Удивительно, но и сегодня, (пишет в 1998 году о. Г.Чистяков) на девятом десятке, аббат Пьер не менее активен, чем 50 лет тому назад. Однако было бы неправильно думать, что христианство он сводит лишь к социальному служению.
В 1995 году он издал книгу "Благодарение Богу", в которой говорится о молитве. Книгу удивительно чистую и полную глубоких озарений. "Для меня, - говорит аббат Пьер, - молитва не может быть выражением благодарности, она не может сводиться к просьбе, даже в тех случаях, если она естественно включает в себя и то, и другое. Суть молитвы заключается в одном лишь чувстве благоговения... Благоговея, я пребываю словно в обмороке от того, что сознаю: Бог, действительно, таков, каким Он явил нам Себя через Евангелие".
Удивительные слова есть в этой книге о литургии: "В таинстве Евхаристии Дух Святой присутствует даже для тех, кто не знает, что такое Откровение... Как дитя идет в порыве нежности навстречу своей матери, так и мы идем здесь навстречу Богу".
Монах-францисканец (он дал обеты в 1931 году), молитвенник и аскет, аббат Пьер давно уже прославился как неисправимый модернист. Он достаточно часто высказывается за женское священство, а в одной из последних своих книг, которую назвал своим завещанием, восклицает: "Где это в Евангелии сказано, что благодать священства должна быть забронирована за мужским полом? Говорится, что двенадцать апостолов были с Иисусом во время Тайной Вечери. Была ли там Мария, не указывается, но ничто не говорит о том, что ее здесь не было! А Церковь в те времена, естественно, была в плену у общественных нравов. Не будучи экспертом, я все же думаю, что, с точки зрения богословия, оснований не допускать женщин к таинству священства, кроме тех, что продиктованы условиями, в которых сформировались наши прелаты, просто нет".
Мало того - аббат Пьер не осуждает контрацепцию (которую Католическая церковь, в отличие от Православной, запрещает -tapirr@lj), особенно в связи с проблемой СПИДа, и ставит под сомнение обязательность целибата, подчеркивая, что священника нельзя принуждать отказываться от брака, ставя его перед выбором: либо сан, либо семья.
\...\Наконец, в 1989 году, оказавшись во время какой-то официальной встречи рядом с Папой, аббат Пьер, который примерно на 10 лет старше Иоанна Павла II, тут же посоветовал ему подумать о том, что в 75 лет каждый епископ подает прошение об отставке и уходит на покой. В ответ Папа улыбнулся и сказал, что об этом надо подумать.
Практически по всем больным, острым и животрепещущим вопросам, обсуждающимся сегодня как в светской прессе, так и в церковных кругах, этот почти девяностолетний enfant terrible Римско-Католической Церкви высказывается вразрез с точкой зрения своей иерархии и выступает как неисправимый анархист. И тем не менее он остается и католиком, и священником, и по-настоящему уважаемым в Церкви человеком. Почему? Наверное, по той причине, что Церковь вмещает в себя всех, кто верит в Бога, молится, любит Христа и трудится вместе с Ним.