Записки реликта - Аккордеон и гитара [entries|archive|friends|userinfo]
Latimeria chalumnae

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Аккордеон и гитара [Aug. 30th, 2005|05:46 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
[Tags|, , , ]

Гитара, безусловно — предмет; аккордеон, столь же безусловно — машина.

Гитара — атомарная сущность, в чём-то даже, что ли, архетипическая: даже довольно маленький ребёнок без труда нарисует узнаваемую гитару. У гитары исключительно пологая learning curve; думаю, именно поэтому она стала действительно народным инструментом. Гитара идеально подходит для дионисийской, отмороженной музыки: на ней довольно просто играть в состоянии полного безумия, не применяя интеллект. Щипковые струнные — старше цивилизации: меланхолически слушать звук оттянутой и отпущенной тетивы лука человек начал куда раньше появления земледелия, государственной власти и письменности. Поэтому гитара (в широком смысле слова) по-своему вечна, она вне исторического времени.

Аккордеон, напротив, исторически конкретен: это предмет в обожаемой мной стилистике стимпанка. Блестящие металические детали, кожаные ремни, широкие чёрные рычажки регистров из какого-то очень тогдашнего материала, многочисленные зубчатые колёса и колёсики, красный бархат под кнопками правой клавиатуры — всё это приметы конкретной эпохи: эпохи механических часов и арифмометров, револьверов и паровозов; той эпохи, когда люди уже научились делать машины, но ещё не разучились делать красивые и удобные вещи. Запах металла и кожи, загадочное внутреннее устройство, скрытое блестящими сетками, управление, непонятное профану, тяжесть основательной, внушающей уважение вещи на коленях… общение с аккордеоном куда конкретнее и насыщеннее общения с гитарой, и оно не может быть мимолётным: этот викторианский джентльмен с презрением относится ко встречам на бегу и случайным связям.

Журчание и рёв аккордеона гипнотизируют, завораживают . Даже на очень хорошей гитаре не станешь часами дёргать одну открытую струну и слушать её звучание. А когда у меня появился аккордеон, я часто ловил себя на том, что уже долго сижу, зажав один или два (в квинту) баса на левой клавиатуре и сомнамбулически свожу и развожу меха, слушая тягучий, гнетущий, депрессивный, до боли и безумия прекрасный звук басов. Изобретатель аккордеона был, вероятно, стимпанковским злодеем вроде профессора Мориарти, и его детище имеет неочевидные и жутковатые свойства, несёт в себе секреты паранаучной рационалистической магии в духе русских космистов, Мессмера и доктора Франкенштейна.

Как почти всякая техника того времени, аккордеон тяжёл, чувствителен к условиям хранения и использования, неуниверсален и обладает изрядно крутой learning curve; к тому же, честно говоря, я пока довольно плохо умею на нём играть. Но не учиться играть на нём, если он есть под рукой, по-моему, невозможно. Надеюсь, за ближайшую пару лет я освою его как следует.
LinkОставить комментарий

Comments:
[User Picture]
From:[info]storm_book
Date:August 30th, 2005 - 09:48 pm
(Link)
Помню, был у меня аккордеон. У него был жесткий черный чехол, протертый до каких-то зеленоватых разводов и два тугих замочка. Хотя я путаю, замочки были у чехла. Он лежал под моим письменным столом и я ,делая уроки, всегда ставил на него ноги, когда они уставали висеть. Со временем ноги удлиннились и ставить их на аккордеон стало неудобно. Тогда я достал его и сказал, что хочу учится на нем играть. Но в музыкальной школе мне сказали, что играть я буду только на дудке или на барабане, по выбору. Я выбрал отчего-то барабан. Он мне надоел очень быстро и я бросил музыкальную школу. С освободившимся временем надо было что-то делать и я пошел в военно-патриотический клуб Маяк, где три года стрелял, плавал, разбирал автомат и занимался радиоделом. Я завалил дом диодами и транзисторами, SQL карточками со всего союза, а аккордеон куда-то пропал. Мать потом вспоминала, что вроде бы отдала его кому-то, но кому - решительно не помнит. С такими увлечениями как мои, была одна дорога - в мат информат класс - и я естественно туда пошел. Оттуда - либо академия ФАПСИ, либо физфак. Поступал в первую - пошел на второй.
Жизнь определена. Лириком мне уже никогда не стать. Я вот думаю, что бы было, поступи я в музыкальную школу по классу аккордеона...
[User Picture]
From:[info]uri
Date:August 31st, 2005 - 11:20 pm
(Link)
Я вот думаю, что бы было, поступи я в музыкальную школу по классу аккордеона...

Думаю, всё то же, в принципе. Ну разве что в студенческие годы ты оказался бы больше вовлечён во всякие самопальные рок-группы.

А красивый набор — радиодело, автомат и аккордеон. Тоже такой… из вполне определённой эпохи.
[User Picture]
From:[info]dari_dac
Date:August 31st, 2005 - 10:11 am
(Link)
Аккордеон всегда вызывал какой-то восторженный страх. Жутковатая вещь. Вещь сама по себе.
При этом всегда хотелось научится на нём играть. Человек с аккордеоном какой-то безумной властью обладает.
Но как-то и мысли никогда не возникало вот так просто пойти и купить аккордеон. Дело совершенно не в деньгах. Это что-то вроде того, как нельзя прикупить на досуге рояль. (Он должен всплыть из полуторавековой пыли, с пожелтевшими клавишами и с памятью чьих-то старых рук.) Аккордеон, по-моему, того же порядка вещь.
[User Picture]
From:[info]uri
Date:August 31st, 2005 - 11:27 pm
(Link)
Жутковатая вещь. … Человек с аккордеоном какой-то безумной властью обладает.

А-а, ты тоже заметила?

Ну да. Дудка крысолова, steampunk version. Индустриальная, ага.

Правда, одна из причин такого восприятия ("жутковатая вещь") может быть довольно банальной: множество аккордеонов в СССР были трофейными, впитавшими озверение, паранойю и отчаяние нацистской Германии.

Но, даже если это правда, то явно не вся. И очевидное сходство с органом тут тоже не всё объясняет.