Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2007-11-14 09:26:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Когда возникли анекдоты?
Я имею в виду не онегинское понимание ("Дней минувших..."). И не литературный анекдот. А вот такое, народное, типа "вернулся муж из командировки...", "скажите, Рабинович...", "сидят на крыше два кота..."
В довоенные времена - точно были. А в дореволюционные? А в других странах?


(Добавить комментарий)


[info]attalea@lj
2007-11-14 04:40 (ссылка)
Об одном: "Бей ж...в и велосипедистов" точно знаю, что после первой мировой войны (его приводит Ханна Арендт в"Истоках тоталитаризма".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 06:11 (ссылка)
С "после первой мировой" всё ясно - тут много источников указывает на анекдоты. А вот до...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]talesman@lj
2007-11-14 04:43 (ссылка)
Афанасьев фиксировал народные анекдоты в конце 19 века. Насколько помню, в официальной фольклористике считается, что примерно тогда анекдот в виде, приближённом к современному, и возник.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 06:10 (ссылка)
Понятно, спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tay_kuma@lj
2007-11-14 04:55 (ссылка)
Мне кажется, что еще в античные времена.

Эзоп рассказывал анекдоты. Когда-то у меня был сборник древнегреческих эпиграмм.

Врут, говоря, что ты волосы красишь, Никилла.
Черными, как они есть, куплены в лавке они.

Разве это не анекдот?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 06:10 (ссылка)
Это эпиграмма, жанр древний, но отдельный, это же не совсем анекдот.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А так - анекдот?
[info]spamsink@lj
2007-11-14 06:18 (ссылка)
- Никилла, а Никилла, мне соседки сказали, что ты волосы красишь!
- Та ни, не крашу, я их черными в лавке купила!

Ну и где существенная разница?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А так - анекдот?
[info]spamsink@lj
2007-11-14 06:20 (ссылка)
Резюмируя: анекдот возникает тогда, когда смысл эпиграммы еще помнится, а стихотворная форма - уже нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]talesman@lj
2007-11-14 06:49 (ссылка)
Конечно: и эпиграмма, и басня (особенно прозаическая), и сатирическая сказка входят в генезис жанра анекдота. И исторический анекдот - тоже ;0)
Но только в генезис, как предшественники и истоки. Собственно анекдот - это всё-таки не басня и не эпиграмма. Хотя бы потому, что басня и эпиграмма - жанры авторские, а анекдот - народный (многочисленные случаи фольклоризации авторских сюжетов - это отдельная тема; анекдот народен не только потому, что анонимен, но ещё и в силу специфики своего бытования "из уст в уста").

(Мысленно поправляя очки) Извините за профессиональное занудство. Тем более, что я не фольклорист, я литературовед.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]n1e@lj
2007-11-14 05:51 (ссылка)
У Твена в "Янки при дворе..." есть шутки насчет древних анекдотов: якобы в 7 (или, не помню, в 8) веке слушатели говорили "боян".
По-моему, верно подмечено.

>>> А в других странах?
Анекдот интернационален.
Присказку "если бы у бабушки был х..., это был бы дедушка" я впервые услышал от иранца.
Он же рассказывал анекдот про ложечку: "доктор, глаз болит" - "доставайте ложечку из стакана когда чай пьете".
Думаю, и у эскимосов, и у китайцев есть что-то аналогичное. С местной спецификой разумеется.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 06:09 (ссылка)
Интернационален, да. Но я о том, когда он в какой стране появился.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]n1e@lj
2007-11-14 06:25 (ссылка)
По-моему, это так же сложно (невозможно?) установить, как где (и когда) было сказано первое слово. Можно только предполагать.
Продукт цивилизации)))

Слышал версию про речь, что ее породило желание обмануть, а не вовсе не труд. Остроумная гипотеза, по-моему.

Может быть, анекдот как шутка родился так: вспомнить-поднять настроение-приукрасить-довести до абсурда...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 15:30 (ссылка)
Довести что-то до абсурда - это ведь еще и некий способ преодоления этого чего-то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]n1e@lj
2007-11-14 16:31 (ссылка)
Да, но здесь не только преодоление чего-либо. Хотя, если смотреть на смех как средство от страха, то объяснение подходит.
С анекдотом скорее другое: абсурд понятен большинству, поэтому любой интересный случай намеренно доводится до абсурда.
Опять-таки, понимание случая большинством подразумевает одновременное упрощение ситуации.
Получаем упрощенный абсурд? :)

Кстати, есть объяснение того, что происхождение анекдота выявить невозможно.
Анекдот, кроме того, что синтетический, еще и низкий, народный жанр. Он всегда существовал устно, пока в XIX не появился интерес к фольклору. Можно, конечно, найти "осколки" анекдотов в том же Декамероне, но те анекдоты ближе к Пушкинскому значению этого слова, чем к современному.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 17:43 (ссылка)
Упрошенный абсурд - это уже детская литература! Перевертыши и всё такое.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]n1e@lj
2007-11-15 05:39 (ссылка)
Не обязательно.
Все-таки анекдот (который не в онегинском смысле) - не литература, а иное.
Хотя, как все народное/устное творчество, часто является основой литературы.

Кстати, здесь (http://www.ermine.narod.ru/LITER/STAT/GOLUBKOV/anecdot.html) интересно написано про это. На "для школьников" не обижайтесь. )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dkluger@lj
2007-11-14 06:20 (ссылка)
Поскольку, еврейский анекдот зачастую - пересказ хасидской притчи, думаю, он появился примерно в одно время с хасидизмом. Если посмотреть собрание Рейзена "Еврейские сказки", то раздел юмористических сказок - это, по сути, анекдоты о хелмских мудрецах, о Мотьке Хабаде, Гершеле Острополере, и т.д.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 15:28 (ссылка)
А когда появился хасидизм?
Кстати, я еврей только наполовину, по отцу© Р.Ш., так что незнание простительно, да? :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dkluger@lj
2007-11-14 15:45 (ссылка)
В 18-м веке. Основатель - рабби Исраэль Баал-Шем-Тов (БЕШТ), 1700-1760 гг.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 17:46 (ссылка)
Ясно. Осталось понять, когда еврейский анекдот вошел в русскую литературу :-)
У Аверченко несколько рассказов построены на прямом цитировании еврейских анекдотов. Наверное, и раньше кто-то был.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]korob_kov@lj
2007-11-14 10:31 (ссылка)
Был позднеантичный-ранневизантийский сборник V или VI в н. э., назывался Филогелос (дословно "Смехолюб", можно - "Смехач"). Есть его русский перевод, но не в сети. Анекдот "Как Вас подстричь? - Молча!", - который я читал в "Крокодиле" как современный иностранный, есть и там.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 15:24 (ссылка)
Спасибо! Вот анекдот, который по всем параметрам можно назвать "бородатым"...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tommi_anya@lj
2007-11-14 13:26 (ссылка)
утверждается, что Каин убил Авеля за то, что тот рассказывал бородатый анекдот

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 15:28 (ссылка)
И чуть ли не Твеном утверждается, если не ошибаюсь...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dkluger@lj
2007-11-14 15:49 (ссылка)
А вообще у Азимова, помнится, был замечательный рассказ га ту же тему. В русском переводе он печатался в сборнике "31 июня". Там гениальные программисты задались этим вопросом. И выяснили: анекдоты были придуманы инопланетным разумом с целью исследования реакций человечества. И тогда они задали суперкомпьютеру Мультиваку вопрос: "Что будет, когда человечество поймет, откуда берутся анекдоты?" Ответ: "Будут придуманы новые тесты". В финале один герой говорит другому: "Послушай, а ведь что-то произошло. Я уже полчаса не могу вспомнить ни одного анекдота".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 17:44 (ссылка)
И правда. Читал когда-то.
придуманы инопланетным разумом с целью исследования реакций человечества
- И кто же это сидит и выдумывает анекдоты?
- Кто выдумывает, тот и сидит!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kyra_mensk@lj
2007-11-14 15:59 (ссылка)
http://www.mmonline.ru/fun.php?mid=4169&topic=215 - Вам в коллекцию эрратомании. Из моей родной столовой =)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-11-14 17:43 (ссылка)
Студент говяж. с хреном - это хорошо. Своим расскажу. Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bzeev@lj
2007-11-14 23:36 (ссылка)
Немного теории (http://www.answers.com/topic/joke)...

(Ответить)