Записки реликта - November 18th, 2005 [entries|archive|friends|userinfo]
Latimeria chalumnae

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

November 18th, 2005

Математика и рациональность [Nov. 18th, 2005|01:46 am]
[Tags|, , ]

Почему-то многие считают, что математика — классическая "левополушарная" деятельность, сидит, типа, себе человек и тасует формализмы рациональной частью сознания. Почему-то принято думать, что математика "ум в порядок приводит"©Ломоносов. Совсем глупые люди уверены, что математики рассудительны, холодны, малоэмоциональны. Ну да, ну да.

Половина моих друзей и знакомых математики, мне доводилось в достаточно неформальной обстановке общаться с талантливыми и даже гениальными, по общему мнению, представителями этой науки, я женат на женщине-математике, короче, математиков я повидал немало, и в самых разнообразных обстоятельствах. Так вот: всё, изложенное в первом абзаце этого поста — не имеющая ничего общего с реальностью чушь. Типичная для математика акцентуация личности — шизоидная, в суждениях своих они предпочтитают опираться на эмоцию, а не на логику, к формализации наблюдаемых в реальной жизни закономерностей, как правило, способны слабо: классификации реальных объектов, построенные математиком, обычно напоминают классификацию из эссе "Аналитический язык Джона Уилкинса" Борхеса… Средний математик чувствителен до истеричности, полон презрения к логике и не слишком-то хорошо оперирует чётко определёнными понятиями, а главное — не видит в таких понятиях необходимости. Зато математики, как правило, отлично рисуют, тонко чувствуют произведения искусства и сполна вкладываются как в любовь, так и в ненависть.

Это, на самом деле, совершенно естественно — математика гораздо ближе к поэзии или магии, чем к какой бы то ни было науке. Нет ничего безнадёжнее, чем пытаться получить математическое решение с помощью рациональных рассуждений: слишком велики затраты, слишком сложны решаемые проблемы. Полистайте известный сборник задач академика Арнольда — ничего странного не замечаете? Правильно: эти задачи жесточайшим образом карают попытку их решения "в лоб", с помощью инструментов рационального ума. Они тренируют именно интуитивное мышление, приучают опираться на озарение, а не на разум, развивают в человеке "лунное", женское, иррациональное, шизоидное, поэтическое начало.

Я очень долго жалел, что в школе мне не повезло с учителями математики: так и не освоив как следует даже пределы с логарифмами, я, как мне казалось, стал жертвой некомпетентных учителей и плохо написанных учебников. Какая глупость! Так и надо преподавать школьную математику — нестрого, непоследовательно, игнорируя здравый смысл, скрывая как страшную тайну методы вывода определений и доказательства теорем, нещадно лупя детей линейкой за употребление слов "аксиома" или "индукция". Работа математика — это тайна, озарение, сатори, и именно при такой метóде преподавания талантливые дети освоят азы этой работы в полной мере. Не зря строго рациональный, последовательный, аккуратный в аксиоматике подход Бурбаки к образованию практически угондошил французскую математику. Оперировать с понятиями предела или интеграла — это дар, и владеющие им не нуждаются в правилах вывода, а остальным никакие правила не помогут, и вообще slaves shall serve.

Алгоритм решения квадратного уравнения или число π — это экзотерическая отрыжка математики, благообразный фасад, за которым скрываются тайные оргии внерационального, пространство невербализуемого проникновения в смысл парадоксальных утверждений, инсайта, откровения. Формальные операции неценны именно тем, что они формальны, предсказуемы, воспроизводимы — и тем самым профанны, неинтересны: их можно поручить и машине. А внутренний язык математики, её "байт-код" — скорее всего, что-то вроде картин академика Фоменко: нечто бесконечно безумное и страшное для говорящих слова.

P.S. Разумеется, всё вышесказанное не относится к дискретной математике — дисциплине действительно ясной, строгой, тяготеющей ко красивым формализмам и приводящей в порядок сознание. Думаю, именно поэтому собственно математики — то есть люди, занятые комплексным анализом, топологией, дифференциальной геометрией, матаном и проч. — презирают специалистов по дискретной математике, не считают их за людей и не упускают случая пнуть наряду с представителями других точных дисциплин, склонных к извлечению строгих формализмов из самых хаотических объектов (вроде лингвистов, физиков-экспериментаторов, генетиков или социологов).
P.P.S. На случай, если кто-то увидит здесь иронию или негативное отношение к математикам — я абсолютно серьёзен, а математику и математиков нежно люблю. Катерина этот текст только что прочитала и с ним в целом согласна.
Link1 комментарий|Оставить комментарий

navigation
[ viewing | November 18th, 2005 ]
[ go | Previous Day|Next Day ]