Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-09-16 09:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Технологические системы и технологии у муравьев
Это название тезисов Е.Б. Федосеевой на мирмекологическом симпозиуме «Муравьи и защита леса-XII», Новосибирск, 2005. Эссенция жуткая, - ну, тезисы… Но эссенция чего-то хорошего. Попытка вылезти из кризиса изучения поведения. Базовое понятие – технологическая или морфофункциональная система (совокупность частей тел, организованная определенными процессами). То есть – функциональная морфология. Схема процесса из функц. блоков, причем что приятно – элементарный блок не мультифункционален. При чисто-морфологическом подходе всегда гадит мультифункциональность, так что и не поймешь, на что смотреть. А тут методология позволяет работать с одной функцией. Как всегда, этого удается добиться именно за счет того, что изначально объявлено, с какой техносистемой будет работать исследователь.

Дальше проще – блоки, элементарные действия… Отсюда – возможность сравнения. Например, разные способы осуществления одной функции, разные аппараты по эффективности.

Модель… Применены алгоритмы из проектирования реляционных баз данных. Ну, это детали… Элемент модели – уникальное сочетание скелетно-мышечного комплекса и элементарного действия. Что позволяет сочетать анализ структур и функций. Сюда же условия среды естественно затекают..

Дальше – ключевые призаки групп выделяются. У формицид – бескрылость касты рабочих и социальность. На это навертывается все остальное. Потом идет функциональный анализ по каждой тагме – какие системы в ней действуют, что делают, какие задачи решают – всяморфология начинает становиться попрозрачнее от функционального анализа. Краниоартикулярная система, прогнатность, подвижность мандибулярной системы, систем сканирования среды…. В брюшке – компактизация и подвижность – опять из-за утраты полета.

Сверхкраткий обзор мукравьиных технологий – фуражировка, обмены, регуляция климата. Вроде бы сложные технологии удается вывести из сочетания элементарных действий и социальной координации. Строение тоннеля мессорами – из индивидуальных действий при откапывании и паковке семени перед фуражировкой. Эстафетная передача добычи – из передачи личинок в гнезде. Сложное гнездостроение муравьев-ткачей – из манипуляций с расплодом. И чем больше численность семьи, тем более сложные формы поведения.


(Добавить комментарий)

Поубивал бы гадов!
[info]elephleo@lj
2005-09-16 04:18 (ссылка)
Нигде от них спасу нет! Повсюду они, даже из лазерного принтера
вылезают, хотя, казалось бы, уж там-то ничего съедобного точно быть
не может!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Поубивал бы гадов!
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 04:25 (ссылка)
Развелось тут всяких интеллектуальных (бормочет муравей). Ему, может, ясно. что там съестного нет, а мы люди сельские, мы не знаем... а может, есть? а может, уронили чего? А может, тварюшка какая неграмотная заползла - не знала, что это принтер?.. Не-ет, все проверить надо, иначе нам никак...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Поубивал бы гадов!
[info]night_sun_dial@lj
2005-09-16 05:06 (ссылка)
Действительно, написали бы как их извести, этих гадов. У меня дома завелись, похоже. Я уж думал, это они от Вас приползли...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Поубивал бы гадов!
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 06:59 (ссылка)
Убивать муравьев не приучен. А насчет от меня... Муравьи-вирусы, идущие длинной цепочкой по кабелю... Не знаю, где пребывать изволите, но долгонько же им пришлось...

(Ответить) (Уровень выше)

Глубокая заморозка тараканов
[info]elephleo@lj
2005-09-16 05:08 (ссылка)
А вот еще был случай - открываю я как-то раз холодильник, а нa дверце притаился таракан - да так хитро, что я его заметил, только когда он на полочку для яиц упал - и давай в бешеном ритме ножками сучить. Ага, думаю, попался паршивец - а хуже тараканов достали только муравьи;-))) Ивот, решил я сделать опыт - см. сабж. Захлопнул дверцу и злорадно руки потираю. Прошло этак часа пол - а я зря время не терял, пока шел эксперимент, схарчил свой ужин - ну, думаю, пора. Осторооожно открываю холодильник - таракан лежит, признаков активности никаких.

Наступает следующий этап - оживление разморозка. Для удобства наблюдения поместил я насекомое в стеклянную банку из-под фаршированного перца, и стал ждать. Минуты через две-три начались подергивания конечностей, затем последовал пароксизм(эк его, т.е. меня!) двигательной активности-словно таракан "вспомнил" тот тип движения, которому следовал перед заморозкой,...и вдруг - затих. И дальше оживляться не захотел. Только грустно глядел на меня мертвыми белыми глазами.

П.С.: У нас здесь на Тайване тараканы приличных размеров - со спелый желудь с датского дуба, так что для разглядывания удобны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 07:03 (ссылка)
Хороший эксперимент...
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/19211.html
там в середине описание схожего острого опыта

А муравьев я тараканам предпочитаю с несомненностию, ибо твари чище. Хотя на Тайване не был и очень сильно подозреваю, что там все другое - и муравьи гаже, и тараканы жирнее

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]elephleo@lj
2005-09-16 08:19 (ссылка)
Тараканы здеся большие, сантиметра 2-3 длиною, в остальном же - в точности увеличенная копия наших рыжих. Преимущество - появляются обычно по одному, как те крысы, которые "пришли, понюхали...", недостаток - иногда оно летает (БррУжас!) С другой же стороны, муравьи, в самом деле, миленькие - потому как маленькие и чистенькие(?), но...уж очень их много!

П.С.:Предание гласит, что раздавленные клопы пахнут коньяком. Давленные муравьи - точно так же, знаю из опыта. Интересно, как связан запах коньяка и муравьиной кислоты (источник запаха погибших муравьёв, имхо).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 08:46 (ссылка)
от муравьев-то точно муравьиной кислотой даёт. а вот от коньяка... там много чего, но я думал, что основа запаха - танины. примерно как в коре дуба.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]elephleo@lj
2005-09-16 08:59 (ссылка)
Да, в коньяке действительно много чего есть, но, по идее, муравьиной кислоты
не должно быть - она ведь яд вроде как?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 09:02 (ссылка)
(глубокомысленно) от дозы зависит. Вода - тоже яд. стоит единовременно принять больше 40 литров. Хуже никотина - разрывает в клочки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]elephleo@lj
2005-09-16 09:08 (ссылка)
Оно верно,

но, насколько мне (как юному химику - в прошлом;-))) известно, все вещества
из линии метанол-формальдегид-муркислота могут оказать вредное воздействие на
человека, причем последствия тяжелее, чем в случае, например, ряда
этанол-ацетальдегид-уксусная кислота. Тогда как метанол может вызывать
слепоту и т.д.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 09:20 (ссылка)
Я понимаю. И не говорю, что можно безопасно выпить литр муравьиной кислоты. Или литр укусуса. ну, просто... Я не знаю, что надо с муравьями делать. чтобы ими отравиться. А кушать то. по чему они побегали - причем тут кислота? Это всё пустяки, и всё проходит, только тараканы вечны...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А в детстве?(облизываясь)
[info]cortinarius@lj
2005-09-16 10:26 (ссылка)
Неужели никто из вас никогда не облизывал веточку, которую в муравейник ненадолго ткнули? Вкусненько..
А насчет вреда для здоровья:
"Неорганика стерильна, органика переваривается";-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А в детстве?(облизываясь)
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 12:41 (ссылка)
Кисленько...

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Глубокая заморозка тараканов
[info]elephleo@lj
2005-09-16 11:13 (ссылка)

А кушать то по чему они побегали

Кушать не обязательно совсем. Достаточно понюхать пальцы - после акта
инсектицида;-)))

(Ответить) (Уровень выше)

Вот, между прочим,
[info]elephleo@lj
2005-09-16 11:16 (ссылка)
любопытное мнение химиков - о токсичности метанола.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот, между прочим,
[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 12:52 (ссылка)
я там ответил...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]afranius@lj
2005-09-16 05:12 (ссылка)
Насчет муравьиных технологий (и технологов) запомнил со студенческих лет описание любопытного опыта.
В гнезде есть специалисты -- разведчики, фуражиры, строители, няньки и проч.; и есть бичи, которые всегда на подхвате (затыкать прорывы) и, в силу этого, понемножку петрят во всех работах. Так вот, в опыте образовывали новые гнезда: брали самку и 20 рабочих одной специальности (20 разведчиков. 20 нянек и т.д.) -- и крутитесь дальше, ребята, как знаете. Оказалось, что все новые гнезда выжили, т.е. специалисты (разведчики, к примеру), когда приперло, на раз освоили чужую работу -- и нянек, и фуражиров, и т.п. Единственное исключение -- бичи-на-подхвате: это сдохли. Вроде бы и имели некоторое представление о всех типах работ -- но толком освоить ни одну из них оказались не в состоянии. С понятнвм исходом -- летальным.
Такая вот любопытная социоэтология. С вполне понятными аналогиями...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]afranius@lj
2005-09-16 05:15 (ссылка)
А Ленкины выводы по "модульной" структуре муравьиных технологий очень любопытны, да. Давненько она что-то к нам в лаблаторию не забегала, надо б пригласить ее на семинар...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 07:07 (ссылка)
То есть специалисты у муравьев не-жесткие и способны к деспециализации с переходом к новой работе. А вот не-специалисты как раз жесткие - им намертво заповедано специально что-то уметь, а ежели толком ничего не делать, так оно и сдыхается нечувствительно... Про аналогии - может, не все понял. Но занятно. Про опыт этот я тоже смутно вспоминаю...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]afranius@lj
2005-09-16 07:52 (ссылка)
Опыты эти были описаны в научно-популярной книжке Захарова (ИЭМЭЖевского).
А насчет аналогий... Ну, я это к тому, что НАСТОЯЩИЙ специалист, ежели жаренный петух клюнет, и другую КВАЛИФИЦМРОВАННУЮ работу освоит НА ВПОЛНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ; типо, как некоторые энтомологи -- компьютерную верстку ;-)). А вот те, кто всегда был на ролях ППП (подержи-подай-принеси) -- хрен. И при отсутствии возможностей попрошайничать и/или воровать -- дохнут с голода. Что мы и видели за последнее время въяве и вживе -- многократно. На эмигрантах это видно особенно ярко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 08:03 (ссылка)
А... Я бы это назвал эффектом общего образования. Как раз не специализированного. Когда перед специализацией стоит нечто достаточно общее, позволяющее "образоваться", так потом - да, можно такое освоить, что не в страшном сне... А "смертность" среди эксплерентов - конечно. Профессия у них такая. Либо в какую социальную щель залезть с пользой для, либо - под землю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cortinarius@lj
2005-09-16 10:21 (ссылка)
Сколько помню, у них специализация четко меняется со времене и возрастом: кажется, сначала няньки, затем охранники, затем фуражиры, и последняя самая квалифицированная группа- разведчики. Правда, это мне рассказывали в частной беседе, так что остается на совести говорящего. Но он вроде по ним диссер защищал ..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]afranius@lj
2005-09-16 12:30 (ссылка)
Да, насколько я помню -- именно так. Более того: они еще и внутри разведчиков "делают карьеру": начинают службу на самых дальних тропинках, а потом продвигаются всё ближе к куполу муравейника. Финал карьеры -- сидеть на самОм куполе : типо, служба в "центральном аппарате" :)) На самом деле -- смысл такой карьерной схемы совсем не в этом: разведчики гибнут чаще всех, и тогда уцелевшие "сотрудники аппарата" выдвигаются в те места, где когда-то служили "полевыми агентами", и в кратчайшие сроки восстанавливают коммуникационные сети. А потом опять возвращаются "просиживать штаны" на купол.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-09-16 12:40 (ссылка)
Называется возрастной полиэтизм. В свое время было крупным открытием. Не сумлевайтесь, всё так. http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/66021.html

Кстати, может, позабавит:
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/28924.html
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/30145.html

http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/106190.html

(Ответить) (Уровень выше)