Повседневные хроники агента Ли
Ана-Ли-ти-ка
Бум / Boom (1968) 
19th-Aug-2009 12:18 am

Бум / Boom (1968)
Режиссер: Джозеф Лоузи
В ролях: Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Ноэль Кауорд, Джоанна Шимкус, Майкл Данн, Ромоло Валли
Без перевода



- Shit on your mother!

Флора «Сисси» Гофорт в фильме «Boom»

- In Xanadu did Kubla Khan
A stately pleasure-dome decree :
Where Alph, the sacred river, ran
Through caverns measureless to man
Down to a sunless sea.
- Whaaat?

Из фильма «Boom»



В пожалуй самом странном фильме Джозефа Лоузи «Boom», снятом по пьесе Теннесси Уильямса «The Milk Train Doesn’t Stop Here Anymore», мы наблюдаем алкоголическую экстраваганзу гениального дуэта Бёртон-Тейлор, доведенную до мрачного, шедеврального абсурда.

С точки зрения дизайна фильм напоминает роскошный, затянувшийся пир, монументальный, взыскательный и многодневный запой двух кинозвезд-миллионеров с костюмированными галлюцинациями, случившийся посреди остатков реквизита «Клеопатры». Правда Ричард Бёртон сменил римскую тогу на балахонистый костюм рыцаря-самурая с побережья Малибу. За Бёртоном, помахивающим самурайским мечом, бегает белая собачка хозяйки. Тейлор в костюмах от молодого Лагерфельда и в ювелирных украшениях от Bvlgary выглядела бы менее экстравагантно, если бы не фантасмагорические головные уборы с ромашками… (Бууу-м!) Ситуация усугублялась тем, что не только Бёртон и Тейлор бесконечно прикладывались к бутылке во время съемок, утоляя жажду кровавыми мэри и шампанским, но и сам режиссер фильма Джозеф Лоузи пребывал в глубоком запое ввиду ряда личных причин.

Фильм рассказывает о смертельно больной даме, Флоре «Сисси» Гофорт (Элизабет Тейлор), которая пережила шесть мужей (по ее словам – агрессивных импотентов) и теперь сама готовится отправиться на тот свет, надиктовывая мемуары молодой служанке мисс Блэк (Джоанна Шимкус из «Искателей Приключений») на своей роскошной прибрежной вилле. Справиться с депрессией хозяйке виллы активно помогают алкоголь, таблетки и наркотические инъекции. Вилла охраняется агрессивными псами, которыми руководит злостный карлик (Майкл Данн). И тут появляется принц Крис Фландерс в лице уже немолодого Бёртона в экстравагантном черном кимоно. Он представляется поэтом, готовым скрасить последние дни Гофорт. Но по ходу сюжета, в процессе магического разоблачения, оказывается, что никакой он не поэт, а «Ангел Смерти» (с японским мечем вместо косы), который обычно посещает богатых вдов, избавляя их от мучений и нажитых сокровищ. Узнав об этом, Флора «Сисси» Гофорт меняет тактику поведения, после чего фильм превращается в классический вербальный спарринг а ля Бертон-Тейлор. В итоге «Ангел Смерти» выполняет свою задачу, оставляя драгоценности почившей вдоды на дне морском.




Съемки происходили на побережье Сардинии. Роскошные, странноватые декорации c элементами в стиле Ле Корбюзье были созданы Ричардом Макдональдом, который уже работал с Лоузи над такими фильмами как "Ева", "Слуга" и "Модести Блейз". Однако экстравагантные декорации этого film maudit едва поспевают за диалогами.

«Бум» - так герой фильма, Крис Фландерс, пародирует звук волн, ударяющихся о каменистое побережье неподалеку от виллы. Но по его мнению, «Бум» также может акустически передавать «шок от каждого момента, когда ты осознаешь что еще жив». Лоузи впоследствии признался, что Бёртон и Тейлор часто были слишком пьяны и разморены купанием в море, и это отражалось на их актерских способностях запоминать и играть текст.



Впрочем, Тейлор играла скорбь довольно реалистично (некоторое время назад актриса потеряла предыдущего мужа, Майка Тодда, погибшего в ужасной авиакатастрофе). Кроме того, роль Флоры «Сисси» Гофорт была списана Теннесси Уильямсом с самого себя. Во время написания пьесы он находился в глубокой депрессии, после потери бойфренда Фрэнка Мерло в 1963. Когда Уильямс, спустя год, написал пьесу «The Milk Train Doesn’t Stop Here Anymore», ее ждал провал на Бродвее. Поэтому, когда пришел черед писать сценарий для фильма, Уильямс вложил в роль Гофорт всю боль и обиды, которые накопились.

В случае с ролью Ричарда Бёртона - всё было гораздо сложнее. Абсурдность ситуации заключалась в том, что по пьесе его герой был совсем молодым человеком, а Бёртону уже исполнилось 42 года. Этот немолодой сын валлийского шахтера, юношеские оспины на лице которого уже спрятались под толстым слоем голливудского загара, являлся к тому моменту гениальным актером с солидным алкоголическим стажем. И хотя Бёртон сыграл свою роль довольно отчетливо, взаимосвязь между его героем и героиней Тейлор улавливается не всегда, возможно благодаря слишком экстравагантному антуражу. Поэтому некоторые диалоги в фильме подвластны восприятию до конца только в том случае, если вы очень сумрачный алкоголик и понимаете все априорно, визионерски, или если вы пили с Теннесси Уильямсом лично и неоднократно.





Поскольку во время съемок сам режиссер фильма был тоже несколько не в форме, оптимальным, несфокусированным стилистическим ориентиром будущей картины Лоузи, являлось, вероятно, нечто среднее между его же фильмами «Слуга» и «Модести Блейз», что само по себе кажется абсурдным синтезом, но фильм пошел куда дальше. Вместе с тяжеловесной антикварностью в фильме присутствуют и ретрофутуристические элементы, а также галюциногенные новаторские решения в стиле «Новой волны». Так, например, героиня Тейлор, Флора «Сисси» Гофорт, может по своему усмотрению включать или выключать музыку Джона Барри, сопровождающую фильм. А сама музыка Барри звучит как бы из будущего – она скорее подходит для фильмов, снятых лет 30 спустя.

Однако, во всех этих излишествам и заключается прелесть фильма. Именно они делают «Бум» жемчужиной среди немногочисленных «failed art» шедевров тех времен. Ведь «Бум» - это еще и звук, отражающий с какой легкостью и великолепием можно было в 1960-х пустить 10 миллионов долларов (бюджет по тем временам совсем не малый) на изощренно декорированную, в формате Panavision, но в принципе банальную, фирменную пьянку-драку между Бёртоном и Тейлор. Наше время гораздо более скучное во всех отношениях, и вряд ли любая крупная киностудия сегодня сподобится совершить такой акт роскошного, барочного иррационализма. Alas!

(Оставим за скобками тот факт, что фильм нашел многочисленных поклонников и последователей в Голливуде. Известный режиссер Джон Уотерс, знаменитый не только своими скандальными фильмами, но и признанием в поистине универсальной эклектичности ("I love Bergman" and "I Dismember Mama") не раз заявлял, что «Бум» - его любимый фильм, который он преподает студентам в университетах).

Текст via
shblog.ru

Comments 
19th-Aug-2009 03:15 am
спасибо за рассказ, обязательно посмотрю!
This page was loaded May 1st 2024, 2:06 pm GMT.