Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет eregwen ([info]eregwen)
@ 2007-02-26 23:01:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Собаки на портретах
Их там изображают очень часто, но [info]viona@lj сделала когда-то особый заказ - портреты только по XVI век включительно. Правда, я не удержалась и включила несколько особенно любимых работ первой трети века следующего.

Маргарита Ангулемская, супруга Генриха II д'Альбре:



Эркюль-Франсуа, сын Генриха II, короля Франции:



А вот это - для сравнения - сам Генрих II в детстве. Портреты так похожи, а собачки разные. :)



Собака норовит порвать платье юной Анны-Элеоноры Сан-Витале:



Ещё одна маленькая итальянка:



Неизвестный художник итальянской школы. Пёсик чёрный, как ночь!



Важный принц Ульрик, сын Кристиана IV Датского, не обращает на пса внимания. А жаль.



Зато двухлетняя Кларисса Строцци своего тискает:



Хозяин-пышка и псы-худышки:



"Девочка с веером", голландская школа, 1629-30. Почему "с веером", почему не "с двумя собаками"? Собаки важнее!



А на этом семейном портрете кисти Лавинии Фонтана сразу видно, кто в семье главный. Тот, кто в центре!



Благородные сеньоры тоже любили позировать с собаками. Хотя этот, прижавшийся к хозяину, Гвидобальдо делла Ровере, наверное, и не пёс вовсе, а маленькая лошадь, судя по размерам. :)



Но кое-кто любил собак поменьше, например, Федерико II Гонзага:



А у Вентуры Пассеротти даже автопортрет с милым другом в пятнышках:



И, наконец, дамы с собачками, как же без них. Деталь портрета Анны Рассел, леди Герберт, фрейлины Елизаветы I, хозяйки очень, очень умилительного пёсика:



Мария-Леопольдина, дочь Леопольда V Габсбурга. Чем-то они со своей собакой похожи...



Но у Марии-Анны Баварской друг не хуже:



И, наконец, спаниэль неизвестной, но от того не менее роскошной итальянской синьоры. Спаниэль?!



(Добавить комментарий)


[info]mysea@lj
2007-02-26 17:02 (ссылка)
Конкурс на самое жуткостное счобачко выиграло счобачко принца Ульрика :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 17:07 (ссылка)
Сам-то принц тоже не красавец! :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-02-26 17:12 (ссылка)
Да.... Не то прынц нонче пошёл....

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dagmara@lj
2007-02-26 18:00 (ссылка)
а мне он как раз очень понравился

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ultimasilencia@lj
2007-02-26 18:39 (ссылка)
Не красавец - это ладно, а вот почему он такого странного цвета (как , в общем, и дитё на предыдущем портрете, с черным песиком).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:57 (ссылка)
Мы же не знаем, как выглядит сама картина - фотография, сканирование, разные мониторы.. Иногда только диву даёшься, как цвет меняется. Да и на самой картине краски с годами (вернее, с сотнями лет) могли измениться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ultimasilencia@lj
2007-02-26 19:10 (ссылка)
Хым. Другие цвета, в том числе "румянец", вполне "тогдашние", выглядят неискаженными, не думаю, что это глюк техники. Другой вопрос, то в теи времена макияж довольно чудесато накладывался. Эффекты могли быть аховые. Ну и время, да. Что-то среагировало :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]michletistka@lj
2007-02-27 02:02 (ссылка)
Экскурс в технологию живописи: старые картины писались на цветном грунте. Он мог быть холодный - синий, и теплый - кирпично-красный. Со временем маслянные краски становятся прозрачнее и подмалевок выступает. Картина становится либо красной, либо синей. Иногда эти процессы протекают неравномерно (нарушение условий хранения) и тогда картина становится в пятнышко.
А на это наслаивается искажение при печати и сканировании.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maelor@lj
2007-02-27 04:38 (ссылка)
Принц великолепен. Истинный Ольденбург, хотя есть в нем что-то испанское. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-27 06:12 (ссылка)
Ага :) А вот если бы он был потомком Кристиана II, то точно было бы, потому что тот был женат на дочери Хауны Безумной, то есть наполовину испанке.
А так, кажется, там супруги были в основном немецкие, в том числе и из Гогенцоллернов.. если не ошибаюсь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maelor@lj
2007-02-27 08:15 (ссылка)
Практически сплошные Гогенцоллерны, да. Зато у самих Ольденбургов при желании можно найти эльфов в предках. Они же происходят от саксонской ветви Эриола-Эльфвине. :))

Кстати, а у тебя случайно нет портрета Марии де Роган, более известной как "герцогиня де Шеврез"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-27 14:13 (ссылка)
Я о них очень мало знаю, если честно. Надо восполнять пробел. :)

Конечно, есть. :) Вот (есть ещё один портрет, но он совсем маленький, лицо плохо видно):

Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maelor@lj
2007-02-28 05:30 (ссылка)
Пользуйся. :) Генеалогия, геральдика (и дипломатика в связи с ними) - моя основная "специальность".

Спасибо за портрет, но я его видел в Википедии. Думал, что есть что-нибудь другое. Если будут другие Роганы - тоже скажу спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-28 05:46 (ссылка)
Да?! *задумывается, чего бы такого спросить* Сейчас ничего в голову не приходит, но спрошу непременно! :)

Я в Википедию не ходок, и поэтому не знала, что портрет там есть. Но буду иметь в виду. У меня есть портрет Анны де Роган де Субиз. Судя по нему - это вторая половина 17-го века.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maelor@lj
2007-02-28 06:23 (ссылка)
Во французской Википедии есть неплохие портреты и в нормальном качестве. Не везде, правда. Анну де Роган-Субиз я хочу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-28 06:38 (ссылка)
Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maelor@lj
2007-02-28 09:49 (ссылка)
Спасибо! Это, видимо, Анна-Жюли де Роган-Шабо (1648-1709), супруга Франсуа де Рогана, принца де Субиз.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]real_funny_lady@lj
2007-02-26 17:05 (ссылка)
Ах, какие трогательные взаимоотношения :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 17:08 (ссылка)
Собачке леди Герберт было жить удобнее прочих - сел на плоское "колесо" юбки и едешь себе.. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]real_funny_lady@lj
2007-02-26 18:39 (ссылка)
мне нравятся картины, где как у Catharina van HEMESSEN (http://www.nationalgalleryimages.co.uk/upload/image%20database/ng/0/0/0/4000/700/N4732_00.015.pp_550.jpg) дама прижимает своего любимца к себе :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:43 (ссылка)
Там и прижимать-то нечего, придавишь бедняжку ненароком. :))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]laura_corolla@lj
2007-02-26 17:11 (ссылка)
почти у всех собак на этих картинах очень добрые глаза, чего не всегда скажешь о хозяевах :)

(Ответить)


[info]clement@lj
2007-02-26 17:12 (ссылка)
Какие симпатичные!

(Ответить)


[info]molly_rabbit@lj
2007-02-26 17:28 (ссылка)
не, ну собачки реально страшненькие:)) Хотя заметно, что в некоторых случаях художник все таки больше псине симпатизировал, чем хозяину:D

(Ответить)


[info]fellya@lj
2007-02-26 17:34 (ссылка)
Последняя дама-дествительно роскошная, но песик маловат для спаниэля...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-27 06:15 (ссылка)
Это-то меня и смутило. Может, с тех пор спаниэли выросли? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fellya@lj
2007-02-27 08:44 (ссылка)
Наверное,их тоже затронула акселерация:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]viona@lj
2007-02-26 17:37 (ссылка)
Спасибо:)
Кстати, Ррнуш, не подскажешь датировку портрета Федерико Гонзага? А то у меня есть подозрение, что мы только-только доучили танец, написанный Карозо предположительно в честь (или в подарок) его супруге:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:03 (ссылка)
1525-31. Где-то между. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]irondragonfly@lj
2007-02-26 17:58 (ссылка)
Как жаль, что на портретах в основном мааленькие собачки, а больших красивых псов - мало... Но всё равно подборка чудеснейшая, спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:04 (ссылка)
Больших могу подобрать отдельно. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kemenkiri@lj
2007-02-26 19:31 (ссылка)
О! Было бы интересно! Я тоже инстинктивно искала кого покрупнее, при том, что большая часть подборки таки принадлежит к одной породе, не знаю, как она называется, но я бы назвала так "собачка пелкая глазастая бело-рыжая". Наверняка голосистая...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]irondragonfly@lj
2007-02-27 05:18 (ссылка)
судя по их современным аналогам - весьма :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]irondragonfly@lj
2007-02-27 05:17 (ссылка)
О, конечно, хочу, а Ты сомневалась?! Собаки должно быть много... Вот у Гвидобальдо делла Ровере правильный был пёс, и на автопортрете Вентуры Пассеротти барбос хороший. Всё же собака - это явно что-то покрупнее хомячка!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]evtebia@lj
2007-02-26 18:12 (ссылка)
А портретов с кошками я что- то не припомню, они разве что в интерьере присутствовали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:41 (ссылка)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evtebia@lj
2007-02-26 19:02 (ссылка)
Вот- вот, мрачные прогнозы оправдываются-налицо кошачья дискриминация. Никаких портретов, чтобы не подчеркнуть своевольный нрав хозяина:)), а может конкуренции по красоте боялись? Спасибо, за ссылочку.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 19:12 (ссылка)
Есть один красавец с котом!

Image

Henry Wriothesley, 3 earl Southampton. Его портретов у меня несколько, но кот - только на одном. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]linda_lotiel@lj
2007-02-26 19:51 (ссылка)
это ТОТ САМЫЙ??? Ну которого Шекспир...?
Первый раз вижу его портрет...Красавец!!!
*с мольбой*
Еще парочку!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 20:03 (ссылка)
Да. :) Выложу специально тогда для тебя всю подборку.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]linda_lotiel@lj
2007-02-26 20:09 (ссылка)
:)))))))) I can't wait *licking her lips*

(Ответить) (Уровень выше)


[info]michletistka@lj
2007-02-27 02:31 (ссылка)
А чего там про Шекспира? Я особа любопытная, потому и вклиниваюсь в разговор.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]linda_lotiel@lj
2007-02-27 10:42 (ссылка)
Henry Wriothesley - один из предполагаемых адресатов сонетов Шекспира :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]evtebia@lj
2007-02-27 11:35 (ссылка)
Супер. мне кажется, что кот там, чтобы подчеркнуть своей манишкой белизну его руки :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kavery@lj
2007-02-27 10:57 (ссылка)
Кошки слишком свободолюбивые звери. Они врядли такие уж компаньоны. А собвчки были как ручные игрушки, которых везде с собой таскади. Как и сейчас . Посмотрите на гламурных дам. У всех песики, какой нормальный кот выдержит эти тусовки. :)

Даже на портретах Ришелье котов нет, только на разных блее поздних картинах с егоучастием и гравюрах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evtebia@lj
2007-02-27 11:18 (ссылка)
Великий Ришелье! Еще не зная о его пристрастиях, всегда испытывала симпатию, почему - то не веря Дюма.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2007-02-27 13:41 (ссылка)
http://kavery.livejournal.com/328082.html?nc=33
Вот , кстати, о кошках Ришелье расска и картинки.

(Ответить) (Уровень выше)

оффтоп про имена
[info]chameleon_girl@lj
2007-02-26 18:30 (ссылка)
Эркюль-Франсуа это еще куда ни шло, но почему Эдуард-Александр стал Анри - уму непостижимо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтоп про имена
[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:36 (ссылка)
Как ты понимаешь, я не сама имена даю, а беру из подписей к, а от ошибок не застрахован никто. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chameleon_girl@lj
2007-02-26 18:44 (ссылка)
Да я не про подписи к портретам. Я про реальные имена. Генрих III ака Анри на самом деле был Эдуардом-Александром, как и Франсуа Анжуйский - Эркюлем-Франсуа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Ух ты!
[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:47 (ссылка)
Про Франсуа-то я знала, а про Генриха нет!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chameleon_girl@lj
2007-02-26 18:56 (ссылка)
Да вот и я не знала до недавнего времени... Он вроде везде Генрихом числится, ну, по крайней мере в более-менее взрослом возрасте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 18:58 (ссылка)
Где-то я читала, что, если принц Уильям взойдёт на престол, то не под своим именем, а под именем очередного Георга..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chameleon_girl@lj
2007-02-26 19:06 (ссылка)
Нет, у французов при коронации имена менялись крайне редко (если честно, такого случая не помню, но, кажется, он все-таки был). Генрих был Генрихом еще у поляков. Да что я, раньше.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 19:14 (ссылка)
А у него точно имя "Генрих" не было, скажем, десятым по счёту? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chameleon_girl@lj
2007-02-26 19:25 (ссылка)
Поразившись столь оригинальной мысли, полезла на википедию. Так и есть - Эдуард Александр Анри де Валуа. Вау:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 19:29 (ссылка)
Всего лишь третье. :)) Запасное "королевское" имя на случай, если скончается Карл..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chameleon_girl@lj
2007-02-26 19:42 (ссылка)
Так в том-то и дело, что его звали Генрихом еще до коронации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-26 19:45 (ссылка)
Ну да, ребёнка назвали так "на всякий случай".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lady_capeacane@lj
2010-12-20 15:11 (ссылка)
Наверное, для того, чтобы из нескольких имен мог выбрать для себя наиболее подходящее.
Скажем, на окончательный выбор его брата Эркюля-Франсуа повлияли перенесенные в детстве болезни и сколиоз. Ну какой теперь был бы из него "Геркулес" - "Hercule"? Правда Эркюль Пуаро у Агаты Кристи тоже не был особым атлетом, но до него оставалось еще лет триста :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maelor@lj
2007-02-27 04:52 (ссылка)
Il fut nommé Alexandre-Edoüard, la reine sa mere lui fit changer ces noms, & prendre celui d'Henry, en memoire du roy son pere. (Anselme, vol. 1, p. 139)

Кстати, я нигде не видел в нормальных источниках, что у Александра-Эдуара было Анри третьим именем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sciuro@lj
2007-02-26 19:41 (ссылка)
оффтоп: ссылочка

http://community.livejournal.com/kidpix/297798.html?style=mine
(иллюстрации к "Хоббиту")

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-27 13:59 (ссылка)
Спасибо!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]michletistka@lj
2007-02-27 02:37 (ссылка)
Какая славная подборка!

(Ответить)


[info]laute@lj
2007-02-27 04:25 (ссылка)
Спасибо, замечательная подборка!
Сразу вспомнилась рубрика в журнале "Друг" - "собаки и живопись", которую я в детстве очень любила. Все-таки очень правильным было ввести в специализированный кинологический журнал немного искусства... Некоторые картины в этом посте я помню по тем самым старым номерам "Друга", зачитанным в детстве до дыр) Например, портрет Федерико II Гонзага запомнился необычной породой собаки - нечто болонкообразное, тогда как в большинстве подобных портретов преобладали папильоно-спаниелеобразные собаки(преимущественно у дам), и охотничьи - у мужчин...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-27 06:18 (ссылка)
Я не то, что люблю маленьких собак, поросто мне казалось, что портреты с большими точно уж все знают. Но по простьам некоторых друзей сделаю отдельную подборку. Вон, рядом с тициановским Карлом V прямо собака Баскервилей какая-то. Император наверняка не позвоиои бы изобразить его с маленькой собачонкой. :)

А болонкообразный пёс Федерико меня тоже удивил. Поздозреваю, что это мог быть настоящий друг, а не просто "собака для виду".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maelor@lj
2007-02-27 04:35 (ссылка)
Эркюль-Франсуа - это, как я понимаю, младший сын Генриха II, будущий герцог Алансонский? Спасибо, никогда не видел его портретов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-28 06:40 (ссылка)
Да-да, он. Где-то у меня припасена ещё парочка, выложу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anoriel@lj
2007-02-27 04:37 (ссылка)
Прелестно. :)

(Ответить)


[info]chantfleuri@lj
2007-02-27 12:21 (ссылка)
чудесно:)) не быть мне придворной дамой - я б не смогла позировать с собачкой, боюсь их до жуть!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-27 13:57 (ссылка)
Ты боишься собак? Любых?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anna_warvick@lj
2007-02-27 17:04 (ссылка)
ага(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]helce@lj
2007-02-27 13:11 (ссылка)
А мне жалко стало животинок - это ж заставлять их сидеть позировать надо. ;)
Что у Гвидобальдо на красных штанах спереди такое, не пойму? ;))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-27 13:57 (ссылка)
Как что? Роскошный гульфик! :)) О, кстати, это идея - сделать подборку по гульфикам..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dapple_hack@lj
2007-02-27 17:32 (ссылка)
"Пёсик чёрный, как ночь!" - это Мори, я узнала его!!!!
;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lady_capeacane@lj
2011-03-18 08:39 (ссылка)
У англоязычных народов, насколько мне известно, черная, "как ночь", собака - воплощение дьявола. Это и в художественной литературе просматривается (вспомнить хотя бы Тото из "Волшебника страны Оз" - отрицательный анимус девочки Дороти, все время ей, по сути, мешающий и втягивающий в ненужные приключения).
Насчет итальянцев не знаю...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]5oceans@lj
2007-02-28 04:22 (ссылка)
Ддда:)) Мария-Леопольдина со своей псиной на одно лицо:))
впрочем и следующая пара тоже:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-02-28 06:41 (ссылка)
Ну недаром же говорят, что псы и хозяева часто похожи. :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]5oceans@lj
2007-02-28 06:42 (ссылка)
это точно:)
наш доберман был очень на нас похож:)
особенно на папу:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]linda_lotiel@lj
2007-03-01 18:37 (ссылка)
листала сегодня альбом с живописью, у вдруг на меня посмотрел с одной из картин такой интересный мужчина! С собачкой :)
Lucas Cranach "Bildnis Hezog Heinrichs des Fromme"
здесь есть среди прочих картин:http://www.art-perfect.de/lucas_cranach_der_aeltere.htm

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-03-27 03:39 (ссылка)
Только сейчас дошёл комментарий! Спасибо. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_ex_ex_va@lj
2007-03-26 14:01 (ссылка)
А почему принц Ульрик в женском платье? Или раньше маленьких детей так принято было одевать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2007-03-27 03:37 (ссылка)
Именно! Детей очень долго одевали в уменьшенные копии взрослых костюмов, вплоть до 19 века, и при этом маленькие мальчики носили платья.

Вот тут я предлагала угадать, где мальчик, где девочка. :) http://eregwen.livejournal.com/345189.html

А вот тут - отгадки: http://eregwen.livejournal.com/345573.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_ex_ex_va@lj
2007-03-27 09:13 (ссылка)
Ага, я позже ещё погуляла по вашему дневнику(потрясающе интересно вы пишете!!!) и эти записи тоже прочитала. Угадала только 5 мальчиков, кстати:)

(Ответить) (Уровень выше)