Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kouzdra ([info]kouzdra)
@ 2006-06-04 23:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мне вот тут говорят:
Советская пропаганда была довольно-таки антитеррористической (особенно в наши подростковые - позднебрежневские - годы, когда терроризм связывался со "стратегией напряженности, разыгрываемой врагами мира и разрядки против СССР и всех прогрессивных сил"). Но думаю, что дело не только в прямом воздействии пропаганды. Может быть - больше в общей "легитимистской" установке (вполне закрепившейся при "позднем Сталине"), когда предполагается, что насилие (во всяком случае, убийство) должно быть легитимировано если не "государством", то "народом" или какой-то силой, должным образом выражающей "волю народа", а террористы незаконно-самочинно присваивают себе судейско-палаческие полномочия.

У меня воспоминания противоположные. Что терроризм - конечно, "не наш метод" и товарищи бомбисты заблуждались в вопросах революционной тактики ("мы пойдем другим путем"), но что все эти товарищи (а также более современные борцы за свободу вроде ИРА) - есть силы прогрессивные и положительные. Ну странно же было бы называть улицы в Питере именами врагов.

Что более интересно - похоже вообще демонизация терроризма - явление недавнее (то есть охранительные силы всегда, есс-но, были против, но "аксиомой" это не было). Скажем г-н Черчилль весьма позитивно отзывается о г-не Савинкове, и в компании премьер-министра Англии Ллойд-Джорджа обсуждает с ним крестьянскую проблему в России. С не меньшим уважением он отзывается и о деятелях ИРА, как тех, с которыми ему пришлось сотрудничать в 1921, так и с теми, кого в конце концов пришлось уничтожить.

Тут вот пару дней назад по "культуре" посмотрел милый фарс Питера Устинова Lady L, в котором метание бомб занимает значительное место. Он, конечно, иронично-издевательсвий (не только по отношению к анархистам), но никакого негатива не несет. То есть - интересно - а когда слово "террорист" стало нести негативную окраску для общественного мнения?

Или это просто проявление очередной волны реакционной пропаганды?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]erdferkel
2006-06-07 13:15 (ссылка)
> Чеченский терроризм тоже оказался довольно эффективен.

Разве что в первую войну - благодаря специфической обстановке внутри федеральной власти. В последующем - не вижу, в чем эффективность.

> Но существенно другое - именно, что террор не воспринимался как зло,
> а просто как форма политической борьбы. Пусть не самая умная. Но это
> означает как раз легитимность террора. Нелегитимнсоть подразумевает
> восприятие его как "зла".

Да нет. Терроризм вообще вытеснялся из пределов рационально обсуждаемого. Это еще более сильная форма нелегитимности, чем восприятие как зла.

Повторяю: у меня речь не столько о политической пропаганде (включая ее воспроизведение реципиентами), сколько об отношении "по жизни". У советских людей - не обязательно любивших советский строй, но не принадлежавших к антисоветской субкультуре (субкультурам). Как раз в среде антисоветчиков террор воспринимался "менее нелегитимным" - он мог рационально обсуждаться и отвергался по соображениям рационально-практическим ("только хуже будет") или рационально-моралистическим ("наши руки - да будут чистыми").

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -