m - [entries|archive|friends|userinfo]
m

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Oct. 27th, 2004|01:18 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Выношу комментарий ув. Совы из дискуссии про образование.
http://www.livejournal.com/users/bbixob/16852.html?thread=56532#t56532


Говорят, более абстрактные идеи позже усваиваются гораздо труднее или не усваиваются совсем. Та же гомологическая алгебра. Или еще страшнее, алгебраическая К-теория. Теория схем. У меня очень мало собственного опыта, позволяющего подтвердить это или опровергнуть.

Пару лет назад я делал обзорный доклад о работах Воеводского. Ну, это слишком громко сказано. Я попытался только сформулировать самое знаменитое приложение - гипотезу Милнора о квадратичных формах. Кроме квадратичных форм, там участвуют К-теория Милнора (которая очень просто определяется, по сравнению с другими вариантами) и (о ужас!) когомологии Галуа. Но можно все-таки, как мне кажется, понять, чем это полезно и интересно, не вникая в детали и даже не зная, что такое когомологии Галуа. Судя по реакции, у всех, кроме алгебраистов, осталась впечатление типа "а зачем это нужно".

Когда человек только учится, ему можно рассказать определение К-теории Милнора и он скажет - здорово, какая красивая штука! Если человек провел несколько лет, занимаясь, скажем, дифференциальными уравнениями, его реакция будет - а зачем это нужно? Чем более высок уровень абстракции, тем, как мне кажется, нужно больше детской непосредственности (в духе того, как об этом говорил Колмогоров).

Можно привести еще такое соображение: известно много примеров первоклассных математиков, переходивших из более абстрактных разделов в более конкретные. Мамфорд: алгебраическая геометрия -> прикладная математика (распознавание образов). Новиков: топология -> математическая физика. Сулливан: топология -> динамические системы. Смейл: топология и динамические системы -> математическая экономика, теория вычислений. Примеры движения в обратном направлении найти очень трудно. На первый взгляд Арнольд перешел из динамических систем в почти топологию. Но за этим кроется важная деталь: Арнольд очень рано, по рекомендации Колмогорова, изучал топологию, вполне серьезно (даже был оппонентом на кандидатской диссертации Новикова).

Что касается возраста, то, я думаю, важен не биологический возраст, а время, проведенное за занятиями математикой того или иного типа. Предрассудки часто складываются еще в аспирантуре (как у akor168, который все жалуется на "сложные определения и простые доказательства").
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]ex_chistyak@lj
Date:October 27th, 2004 - 12:36 am

Математика -- палка о двух концах

(Link)
Я имею в виду для инженеров. Инженер, не знающий математики, часто бесполезен. А знающий математику, опасен. Абстакция засасывает, и такой инженер не может никак приступить к делу.

{+}
[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 01:33 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Ничего плохого с инженером не будет, если он посчитает скажем K5(Z). Только вот надо это ему?
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 01:41 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
А инженер, не знающий математики, за это время бы крыло посчитал :) Единственное умение, которое здесь может быть полезным---уметь оперировать абстракциями...Может ли оно быть полузным, не знаю...

Я вот сам не могу понять, зачем поле программисту, и что ему от поля надо... :)
[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 01:50 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Складывать нолики и единички:)
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 01:53 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
хороша, а топология и классификация компактных поверхностей ?
[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:01 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Слишком конкретно:( Спектры интереснее
А самые рулезные поля - это поля из одного элемента
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:04 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
а ты ТТП (topological field theory) помнишь?

Спектры операторов ?
[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:27 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Нет, я про спектры в гомотопической топологии. Воеводский перенёс понятия спектра, надстройки, пространства петель и всю машинерию гомотопической топологии на алгебро-геометрическую почву, собственно это ему и позволило построить разумную теорию мотивных когомологий в которой всё доказывалось, в частности гипотиза Милнора.
Попутно, кстати, в доказательстве возникла теория кобордизмов.
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:31 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
а....позор мне! хе, я так ничего про это и не выучил...
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:36 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
> It is a very nice idea to consider, for each variety, the fundamental groupoid - possible only as a set, without composition - and the morphisms between them. I would prefer to study this as a first order structure. If I understood correctly, in the Abelian case you would get the group structure definably, but not in
> general. A similar thing happens in the Cherlin-Van den Dries- Macintyre dual Galois sorts. These are in some sense ''regular'' local systems; perhaps
> other local systems should be considered too (or first); e.g. indeed via D-modules.

Ты можешь как-нибудь прокомментировать слова про локальные системы ? Abelian case---это группоид над абелевым многообразием, про длойные сорты я ничего не знаю пока...

[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 03:24 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Помоему это теоретико-модельный мат.
В общем, вам видней.
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 05:19 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
локальные системы вроде по русски это:)
[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 10:21 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
ага, "регулярные локальные системы" (когда сечения образуют базис в кокасательном пространстве) тоже есть
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:10 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
да, у меня знакомый считал точки элл. кривых и др. над этими полями. правда, это было сложно делать не зная толком топогии и эйлеровой характеристики...

это в попытках вычислять дзета-функции нульпотентных групп...
[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:29 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Ага. Эта штука мало пока раскручена, но, мне кажется, за полями из одного элемента будущее арифметической геометрии
[User Picture]
From:[info]garvej@lj
Date:October 27th, 2004 - 12:05 pm
(Link)
А что это за звери такие - "поля из одного элемента"?
В стандартном определении поля требуется, чтобы 0≠1.
[User Picture]
From:[info]harmaty@lj
Date:October 27th, 2004 - 10:02 pm
(Link)
F1 определяется не на теоретико-кольцевом языке, а на языке схем.

Увлекательно про F1 написано в статье Суле
From:[info]ex_tipharet@lj
Date:October 30th, 2004 - 01:56 pm
(Link)

Лет 6-8 назад сие было очень модно, а сейчас
уже забыли в основном, за отсутсвием приложений.
Чего-то мне сомнительно, что оно опять выплывет.
По-моему.

Такие дела
Миша
[User Picture]
From:[info]_ok_@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:28 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
самые рулезные поля -- это на которых пшеница растет!
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 02:29 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
рожь и бульба!
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 01:38 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
А кстати, как Вы считаете, что инженеру нужно знать из математики, и как, по Вашему мнению, преподают математику в инженерных вузах---учат тому, что нужно (в общем и целом, конечно) ? Или что-то устаревшее и ненужное преподают ?
[User Picture]
From:[info]ex_chistyak@lj
Date:October 27th, 2004 - 03:45 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
1. Матанализ: пределы, дифф. и инт. исчисления, но без дурацких методик бранья интегралов вручную.
2. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Обязательно, причём в связи с реальностью, в трёхмерном пространстве. С прицелом на замену пространственного воображения векторными штучками.
3. Теория вероятностей и математическая статистика. Случайные процессы с коррфункциями, спектрами и фильтрами.
4. Фильтрация. Типа Калмановской, но лучше русский вариант по Стратоновичу.
5. Обязательно ряды Фурье. Другие ряды -- в курсе матанализа.
6. ТФКП (факультативно).

Это всё, что припомнилось, на основе своего опыта.
Раньше учили хорошо (у нас в МЭИ на радиофаке), зав. кафедрой у меня был Похожаев, если знаете.
Сейчас современные выпускники математики не знают. И боятся её. Их запугали в вузах сложностью обозначений. Сути современные преподаватели не вскрывают, связи с практикой не устанавливают.

Да и инженеры-то сейчас в России не востребованы. Разве, стеклопакеты чертить. Там нужны только навыки черчения.

{+}
[User Picture]
From:[info]bbixob@lj
Date:October 27th, 2004 - 05:19 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Спасибо, очень интересно!
[User Picture]
From:[info]ex_chistyak@lj
Date:October 27th, 2004 - 06:43 pm

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Ещё упустил! Обязательно дифференциальные уравнения, естественно, линейные (к нелинейным всё равно не подступиться:). Это нужно для составления математических моделей движения и моделирования на ЭВМ. Естественно, все способы их решения, однородные и неоднородные уравнения (свободное и вынужденное движения). Операционное исчисление (Лаплас, Фурье).

Немного вычислительной математики. Рунге-Кутт там, Гауссы всякие и пр.

{+}
[User Picture]
From:[info]eijas@lj
Date:October 27th, 2004 - 11:56 am

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
В последнем абзаце (насчет невостребованности) вы неправы совершенно.

Извините, более пространный ответ не отправился погиб в пучинах интернета.
[User Picture]
From:[info]ex_chistyak@lj
Date:October 27th, 2004 - 06:51 pm

Re: Математика -- палка о двух концах

(Link)
Жаль Вашего пространного ответа. У меня тоже так бывает. Очень обидно:(. Но на невостребованности настаиваю. Просто я очень хорошо помню ситуацию 20 лет назад и сегодня.

{+}
[User Picture]
From:[info]marina_p@lj
Date:October 27th, 2004 - 05:30 pm
(Link)
Полностью согласна. Только, наверное, это относится не только (и, может, не столько) к абстракциям, сколько вообще к языку в целом. Какие основные понятия мы усваиваем в детстве-юности, в тех уже и мыcлим всю жизнь. Дальше новые понятия усвоить можно, но "родными" они уже не станут.
[User Picture]
From:[info]niki_d@lj
Date:November 1st, 2004 - 09:20 am
(Link)
From:[info]dreamerlic@lj
Date:February 15th, 2011 - 05:18 am

Предложение

(Link)
Здравствуйте, вы очень хорошо пишите всвязи с чем у меня есть к Вам предложение, не хотели бы вы написать статью о сайте электронной библиотеки или же написать рецензию на какую нибудь книгу со ссылкой на библиотеку.