Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2007-01-22 00:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Русское гражданство, русское гражданство...
Вслед

Сначала надо было получить вызов из Израиля (как правило, фиктивный). Для того, чтоб им обзавестись, необходимо было связаться с кем-нибудь, уже уехавшим, или попросить получившего разрешение на отъезд человека одновременно с получением израильской визы в голландском консульстве (оно представляло Израиль, с которым не было дипломатических отношений) заказать вызов. Просто так советский человек ни в какое консульство зайти не мог, милиционер у входа не пускал.

Уехать по вызову из Израиля (формальный повод - воссоединение семьи - можно было воссоединиться с несуществующей двоюродной тётей, оставив родителей) мог только человек, у которого в пятом пункте паспорта было указано: еврей. Ну, а ещё жена еврея, или муж еврейки.

В те годы говорилось: еврей не роскошь, а средство передвижения.

Некоторым людям, от которых родина хотела избавиться, КГБ опускало вызов из Израиля в почтовый ящик: тут уж еврейство не играло никакой роли. Еврей Бродский уехал по вызову в Израиль, сделанному КГБ, чертверть еврея [info]tarzanissimo@lj тоже, и множество художников. Их вообще практически приравняли к евреям. Некоторых писателей тоже.

Получив вызов, человек собирал разнообразные документы и шёл в ОВИР подавать заявление. После этого - череда собраний с исключениями - из комсомола, к примеру. С работы выгоняли не всегда, но часто. Некоторые люди с приличными отношениями на работе, увольнялись перед подачей, чтоб никого не подводить.

Если человеку разрешали уехать, он платил 900 рублей (8 зарплат младшего научного сотрудника) за отказ от советского гражданства и визу выездную обыкновенную. Краснокожую паспортину (правда, она была не красной, а серенькой) оставлял в ОВИРЕ, обменяв её на нижеотсканированную визу.





Ну, а если не разрешали, то человек становился отказником - зачастую без работы и без средств к существованию.

Счастливому обладателю визы назначали дату, до которой он должен был уехать. Обычно нужно было свалить очень быстро после разрешения. Увезти можно было 200 долларов на человека и сколько-то чемоданов на семью. Число чемоданов было разным в разные годы. Нам, кажется, можно было увезти два.

Ещё разрешалось отправить дальний багаж в контейнере.

В записных книжках у отъезжающего не должно было быть русских адресов. Их кодировали: писали латинскими буквами - Ленинград - Ливерпуль, Москва - Манчестер.

Письма уехавших (с того света) зачитывались вслух. И ходила по городу самиздатская памятка отъезжающим.

P.S. Исправления [info]bgmt@lj :
1) Не 200, а 90 долларов на каждого взрослого. 0 или половина на ребёнка, не помню.
2) 4 чемодана на семью, причём надо объяснить понятие семьи (если делиться - одним могли разрешить, а другим нет, и можно было больше никогда не увидеться).
3) содержание дальнего багажа (книги после - у нас - 47 года издания, потом стало только после 64, кажется; никаких старых ложек и вилок - антиквариат; никаких картинок, самоваров, морских звёзд, коктебельских камушков, рукописей, магнитофонных лент, очень выборочно можно было фотографии и ни в коем случае - фотографии с людьми в форме и пр.)
4) раз на два записные книжки просто отбирали. Поэтому все пытались их ещё передать как-нибудь через иностранцев.
5) И, кстати, "за отказ" - неточно. Никто из нас не писал заявления об отказе. Нам предлагалось подписать бумажку, что мы извещаемся, что в случае разрешения - мы потеряем гражданство в момент пересечения границы. Бумажка давалась в обмен на марки на 900 р, и после подписи тут же - отбиралась.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]polenova@lj
2007-01-22 19:43 (ссылка)
А вот у нас (88 год) отказ от гражданства + виза стоили 700. Что подешевело, виза или гражданство? Но все равно это были бешеные деньги. А вот кто еврей, кто нет, никто уже не интересовался. В середине 88 Израиль притормозил рассылку вызовов ( поток шел не в Израиль, а в США, и был очень национально смешаный). Вызовы стали штамповать на Брайтон-Бич. От израильских они отличались тем, что были качественней. Израильский вызов - простая бумажка, на ленточке прикреплена такая фигня, вроде тисненой печати на могиндовиде вырезанном из красной цветной бумаги. Вызов брайтонский был на плотной веленевой бумаге, лента шелковая, могиндовид из золотой фольги. Всю это липу клепали прямо на глазах у заказчика, а отсылали через Израиль, для подлинности почтовых штемпелей. Потом и штемпели стали рисовать. Сначала услуга стоила аж $400 (сама покупала, для друга), потом в связи с конкуренцией цена упала до $50, а потом Венско-Римский путь закрылся, в Америку стали пускать напрямую, а изготовители вызовов переключились на изготовление липовых дипломов и прочих не менее полезных советских документов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-01-23 06:06 (ссылка)
Потрясающе! И что цены упали аж на 200 рублей, и про вызовы с Брайтона. Никогда не слышала про такое. Вот при нас в Риме израильтяне беглые, которые хотели сделать вид, что они свеженькие периодически воровали эмигрантские визы.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -