В продолжение темы Троцкого
фрагменты статьи Петра Романова
"Говорим - Красная Армия, подразумеваем - Троцкий"
( ... )
И повсеместное насаждение в Рабоче-крестьянской Красной Армии идеологических надсмотрщиков - комиссаров, что гарантировало защиту интересов революции и большевистской партии.
Наконец, все это, по замыслу Троцкого, как железным обручем, должно было быть закреплено высочайшей дисциплиной, которую обеспечивали, с одной стороны, революционная пропаганда, а с другой, репрессии.
«Нельзя строить армию без репрессий, - считал Троцкий. - Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни.
До тех пор, пока гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади».
Хотя принцип привлечения в новую армию военспецов был официально одобрен ЦК и поддерживался Лениным, на практике именно на этом направлении Троцкому пришлось вести самую ожесточенную борьбу с оппозицией.
Партийцы не доверяли военспецам, не желали им подчиняться и постоянно обвиняли наркома в том, что он благоволит бывшему офицерству. Обвинение, конечно, было несправедливым.
Именно Троцкий настойчиво добивался, чтобы в случае измены вся офицерская семья подвергалась самим суровым репрессиям, именно он создал систему жесточайшего комиссарского надзора за командным составом.
( ... )
Также см.: П.Романов "Парвус"