Иисус отверг Тему - опять и снова [entries|archive|friends|userinfo]
Шансонье Дима Даннер

[ website | Полин Квітне ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

опять и снова [Jun. 1st, 2010|09:50 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Fact-value distinction (разделение позитивных-описательных и нормативных-предписывающих суждений) - это императив философии науки, согласно которому наука не должна заниматься ни разработкой общественных проектов, ни моральной оценкой последствий собственных наработок. Как сформулировал это Гарднер вслед за Кемени, "наука не может сказать нам, в каком направлении следует идти, однако, после того, как решение будет принято, она может указать наилучший путь к достижению цели".

Fact-value distinction - это такая искусственная конструкция, с помощью которой наука изолируется от коммуникации с обществом. Это вполне оправдано в том смысле, что текущая общественная ситуация (например, нарастающий "биоконсерватизм", ГМО-фобия итд) не должна влиять на исследовательские программы. Но вот пишут, что об этических аспектах науки говорить вообще нечего: если теория неверна, в топку теорию; если теория верна, то в топку этику, построенную на игнорировании теории. С другой стороны сидят люди, которые говорят: "дарвинизм" верен, но неэтичен, потому что расизм; марксизм верен, но неэтичен, потому что эсэсэсэр и так далее. Эти вторые наивны, конечно. Но первая позиция наивна едва ли не более.

Fact-value distinction - это один из тех столпов, на которых стоит треклятая "башня из слоновой кости", где якобы долженствует обитать ученая каста. Интересно здесь и то, что "башня из слоновой кости" - одна из средневековых метафор Марии; таким образом, научный познавательный проект в некоем существенном смысле есть изоляция от "греха", акт того, что Федоров называл "негативным целомудрием".

Fact-value distinction есть агностическая, более слабая версия "проекта объективной этики", то есть верования в то, что познание как таковое способствует моральному прогрессу. Проще говоря, "неэтичные следствия дарвинизма" суть следствия неправильных интерпретаций теории эволюции, в то время как появление все более и более "правильных" интерпретаций уберет "неэтичные" следствия целиком и полностью. Понятное дело, если мы говорим о естественных науках, "правильные" интерпретации с сильно большой вероятностью будут исходить из научных кругов (поскольку будут питаться новыми научными наработками), а появление их вне этих кругов очень маловероятно (хотя и не исключено).

Fact-value distinction должно восприниматься только как составная часть научного метода, но ни в коем случае не как философия отношения науки и общества. Существующий спрос на интерпретации так или иначе будет удовлетворен, причем все они действительно будут "равноправными" в смысле "равенства возможностей" и потенциала для победы в той "гуманитарной" политической игре мнений, в которой победители определяются далеко не однозначно. В этой ситуации (и, конечно, я сейчас говорю не о конкретных ситуациях) презрительно отстраняться, как советуют - значит утратить социокультурное влияние, поскольку никакое учение не "всесильно, потому что верно" и загрузка новых фактов в социосистему с целью ее самообновления, прекрасно работающая для искусственного интеллекта, для живых людей оказывается недостаточной.
LinkLeave a comment

Comments:
From:[info]phantom
Date:June 1st, 2010 - 11:17 pm
(Link)
Нужно разделить науки точные и гуманитарные и анализировать их отдельно. В гуманитарных науках, думаю, само понятие "факт" теряет смысл воспроизводимого эксперимента. Каждая гуманитарная теория, распространяясь, меняет общество и является этическим императивом.

Мне кажется, дарвинизм устарел в том смысле, что диалектическое отрицание к нему - теория симбиоза - не разработана и не заняла достойное место в общей теории эволюции.

Естественные науки и технология - ортогональны этике.
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:June 2nd, 2010 - 12:30 am
(Link)
Как я и написал, наивное суждение о том, что естественные науки и технологии ортогональны этике создает уютное ощущение свободы от первородного греха, который воплощен во всем "гуманитарном".
From:[info]phantom
Date:June 10th, 2010 - 11:36 am
(Link)
Касательно "Богиня близка". Концовка текста, где о Богине говорится загадочно, но не сообщается ничего - это, вероятно, некоторая затравка к остальным текстам? Где на сущность Богини прольётся некоторый свет?

Кто такой друг. Друг - это другой. Другое Я. Множества ценностных сущностей двух Я (меня и другого) пересекаются. Эти Я настолько близки друг к другу, насколько сильно пересечение и насколько много общих ценностей они разделяют. Правильно?

Если бы в мире нашлась вторая персона, обладающая (в данный момент) таким же точно набором ценностей, отличить её от Я было бы невозможно?
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:June 10th, 2010 - 06:45 pm
(Link)
Где на сущность Богини прольётся некоторый свет?

Онтология набросана в "Теагенезисе", постскриптум к нему вещает нечто о Богине, но в нем не акцентируется тождественность онтологии и этики. "Богиня близка" посвящена именно этому. Можно рассматривать ее как затравку, можно как пояснение, порядок не важен.

Метафора диаграмм Венна здесь не подходит, потому что нужно сделать столько оговорок, что от нее уже ничего не остается. Во-первых, чужих "существенностей" не видно (их не существует), они реальны ровно настолько, насколько Другой передает их нам (то есть они становятся нашими). Поэтому нет никакой перспективы, с которой можно говорить о ценностных множествах - есть только одна область, которая расширяется. Во-вторых, субъективная близость нетранзитивна, она опять-таки определяется существенностью. Я пытался ввести метафору "непослушных точек", когда, допустим, прямую через две точки можно провести только тогда, когда обе этого хотят :) А возникновение этой существенности (ее исходная точка) трансцендентно, текстик на это намекает тонко (откуда и берется понятие Богини).

Если бы в мире нашлась вторая персона, обладающая (в данный момент) таким же точно набором ценностей, отличить её от Я было бы невозможно?

Без проблем. Хотя бы потому, что ценности интерпретируются в реакции применительно к окружению, здесь уже различные отношения и, соответственно, принадлежность к разным множествам ("разные свойства"), даже не нужно отказываться от закона Лейбница.

С другой стороны, "невозможно" для кого? Для наблюдателя личности являются существенностями и различаются этим и только этим. В модели "субъективной онтологии" - личность как "вещь-в-себе" живет на уровне метапрограммирования, то есть ценностного преобразования (это отличается от того метапрограммирования, которое возможно на обычных языках, потому что там все может быть сведено к алгоритму без самомодификации), так что потенциальных "я" "больше" (по Кантору), чем потенциальных ценностных множеств.
From:[info]phantom
Date:June 24th, 2010 - 11:59 am
(Link)
С точки зрения наблюдателя личность это существенность или множество (возможно, каким-то образом упорядоченное) существенностей?
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:June 30th, 2010 - 11:07 am

существенность равна сущности

(Link)
А Ты бы как ответил? Помедитируй на собственное восприятие, может, и обнаружатся какие-то тенденции. О единичности и множественности можно еще вспомнить, если дойдешь до бет-иерархии.
From:[info]phantom
Date:June 24th, 2010 - 12:03 pm
(Link)
Касательно Теагенезиса-2: я, как мыслящий платонически, не могу понять, как Знание может принадлежать нам?

Как мы можем изменять его? В смысле расширять-дополнять?
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:June 30th, 2010 - 10:57 am
(Link)
Почему "Знание"? Эз ай воз сэинг, "Знание" есть субъективная окраска, которую мы придаем обобщенным наблюдениям. Поскольку индукция не следует из наблюдаемой реальности, она есть наша собственная, а значит, и полученное в результате знание тоже. Расширение-дополнение (пересмотр обобщения или включение новой эмпирики) как раз и предполагает отказ от преклонения перед предыдущей версией...

Платонически, абсолютное "Знание" также невозможно, ибо процесс проецирования бесконечен, сопровождается искажением трансцендентных качеств и blah-blah-blah. Эзотерические, контра-фактные "знания" в этой системе относятся скорее к мифу, туда относится вообще все мистически приобретенное.