Запах Песца над тихими заводями
О практических аспектах кризиса (по моим поверхностным наблюдениям) в «сети» пишут пока преимущественно обитатели относительно «тёплых мест» с доходами заметно превышающими средние. Что-то вроде «друга уволили, он 150 000 получал, а сейчас и за 50 000 готов работать, но не берут», «сообщили об увольнении, а у меня ещё кредит за «мазду» не выплачен, катастрофа» и т.д. и т.п.
Быть может, «кранты» пока действительно затронули преимущественно некоторые избыточные элементы верхушечных структур, быть может, публично сообщать о своих жизненных неурядицах, будучи сравнительно обеспеченным человеком (к тому же обладающим, в силу ремесла, большим коммуникативным навыком) как-то естественнее. Пожалуй, сообщить граду и миру «я получал 20 000, а сейчас и за 7 000 готов работать, но не берут» захочется скорее не ЖЖ-френдам, а маме родной или другу ближайшему (накрайняк – верёвочной петле и верной табуретке).
А я вот наблюдаю, что происходит в небольших небогатых московских фирмах (в зоне видимости штук восемь) и наблюдения довольно занятные. Не ведаю, насколько мои сведения репрезентативны, но поделюсь, не сердитесь, если мои данные с вашими разойдутся.
Вкратце, что я назвал «небольшими и небогатыми московскими фирмами». Сфера деятельности: что-нибудь относительно реальное (полиграфия небольших масштабов, монтаж-демонтаж-поставка какого-либо оборудования, выставочная застройка и т.д.), крупных заказов немного, «курочка по зёрнышку клюёт», но исправно. Количество работающих: человек 10-30. Уровень доходов: когда как, но про ипотеку знают только из СМИ (даже знакомых, обременёнными подобными проблемами нет), авто или отсутствует или что-нибудь очень недорогое («Жигули-четвёрка» отличная машина), метро «юзается» без особых душевных мук, впрочем, на образование для детей (хоть в «Гиперсовременном университете всего-всего и менеджмента») исправно копят. Национальный состав: русские (преимущественно). Регион проживания: Москва и пригороды, народ всё больше коренной, имеющий жильё с советских времён, на съёмную квартиру такой зарплаты не хватит. Образование: не менее половины с высшим (техническим). Средний возраст: около 40, молодёжи мало, разве что раздолбай-«сисадмин» или курьером чей-нибудь сын-студент. Дресс-код: отсутствует, все и так одеты «недорого, но прилично», приход в костюме и галстуке без особой причины вызывает лёгкую иронию коллег. Мотивы, удерживающие на относительно неприбыльной работе: «хороший коллектив», «уважение коллег и начальства» (это очень важно), лояльность руководства (опоздание на полчаса по причине пробок или необходимости доставки ребёнка в садик скандала или санкций не вызывает). Да и вообще, в 40 лет многим лучше быть уважаемым начальником крохотного отдела за 25000, в коллективе, где «все свои», чем рядовым сотрудником за втрое большие деньги, с корпоративной промывкой мозгов и прочем бизнес-фашизмом наподобие штрафов за курение.
Да, маркетинг – это не отдельная специальность, а то над чем (в числе прочего) думает директор. А секретарь, «офис-менеджер» и ламинаторщица – одно лицо.
В общем, фирмы типа «тихая заводь», но и в безделье их упрекнёт только недоумок, люди работают. Если есть в том необходимость, то и сутками (авралы по умолчанию «общее дело» и от него мало кто отлынивает, берегут атмосферу «хорошего коллектива»).
Так вот, вернёмся к кризису, и его проявлениям в обрисованной мной категории предприятий.
Сокращение штатов, увольнения – отсутствует.
Сокращение рабочего дня/недели, принудительные отпуска – отсутствует.
Сокращение заработной платы – отсутствует, но руководство намекает.
Отказ от запланированного повышения заплаты – а никто и не обещал.
Сворачивание новых проектов или инвестиций – где как, в соответствии с масштабами бизнеса, там вообще не проекты, а задумки, «не купить ли новый станок и два монитора в придачу».
Сокращение занимаемых площадей, планирования переезда в помещения с более низкой арендной платой – присутствует.
Сокращение заказов – практически отсутствует, всё в рамках обычных для такого бизнеса флуктуаций.
Невыплаты со стороны заказчиков, проблемы с обслуживанием счетов – отсутствует, но все боятся, и слухи ползут нехорошие.
В общем «Песец почти не виден», но предчувствия тяжёлые. «Жировой слой» и на индивидуально-семейном и на корпоративном уровне очень тонкий. Проблема невыплаченных кредитов хоть и не слишком остра, но присутствует, на плазменные панели и «умные» стиральные машины соблазнились многие. А главное, есть понимание того, что «если всё посыплется, то и нас сметёт к такой-то бабушке». И тягостная неизвестность – какой она будет, «жизнь после», как в 90-е (которые многие пережили трудно), или тоже плохо, но как-то иначе. Будет ли место в этом «иначе» для таких как мы?..
Кто как, а я к таким людям с уважением… Работают честно, подчас с азартом («в мисочке собственную душу» впрочем, не приносят), обустраивают жизнь потихоньку. Не «планктон» они, а главное – не саранча.
Вот за что «вся эта задница» «консультантам по инновационному консалтингу в области лизинга» я могу понять. А этим мужикам за что?
Как-то так…
