Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет avrom ([info]avrom)
@ 2018-10-15 23:22:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Венгрия, Закарпатье, Межнациональные отношения, Мои тексты, Мукачево, Украина, Украина-Россия

«А на грудях його сяяла медаль за місто Будапешт»

«А на грудях його сяяла медаль за місто Будапешт»

Одним из нарастающих региональных конфликтов последнего времени выглядит обострение отношений Украины с Венгрией из-за статуса живущих в Закарпатье венгров – украинских граждан.

На днях (10 октября 2018) посла Украины в Венгрии вызвали в венгерское Министерство иностранных дел. Причина – публикация полу-официальным сайтом «Миротворец», связанным с СБУ, списка закарпатских чиновников, которые обладают венгерским гражданством.

«Министерство иностранных дел Венгрии вызвало посла Украины в Будапеште после того, как антивенгерская политика Украины достигла нового уровня», — говорится в сообщении венгерского МИДа.

Сайт «Миротворец», занимающийся публикацией информации о «врагах Украины», разместил личные данные 313 украинских чиновников, у которых нашли венгерские паспорта. «Это далеко не полный список украинцев с венгерским паспортом, а только те, которых удалось установить в течение двух недель», — говорится в публикации.

За три недели до этого предыдущий  виток кризиса в отношениях Украины и Венгрии спровоцировал инцидент с якобы раздачей венгерским консулом в городе Берегово Закарпатской области паспортов украинским гражданам.

19 сентября 2018 украинское государственное информационное агентство «Укринформ» опубликовало видеоролик, на котором, как утверждалось, показана процедура вручения венгерских паспортов жителям Закарпатья. Перед их получением украинцы приносили клятву на фоне венгерского флага, а представители Будапешта просили новоиспеченных граждан «скрывать от государственных структур Украины факт получения венгерского гражданства».

Вскоре, однако,  выяснилось, что венгерские дипломаты выдавали не паспорта, а  другие документы – удостоверение «зарубежного» венгра, которое является свидетельством того, что его обладатель — этнический венгр, и пакет документов, на основании которых гражданин может обратиться за получением венгерского паспорта.

Но это уже не помешало дипломатическому демаршу.

Согласно украинским законам получить паспорт другого государства можно, это формально не отслеживается украинскими органами власти. Государство просто игнорирует наличие второго паспорта, не признает его, но и не наказывает за приобретение. Исключение после 2015 года сделано лишь для чиновников. Закон «О государственной службе» прямо запрещает назначать на должности в органах власти людей, имеющих любое другое гражданство, кроме украинского. С этим регулярно возникают скандалы, начиная со времени, когда в украинском правительстве работали выходцы из США, ЕС и Грузии. Журналисты подозревали, что некоторые экспаты на высокопоставленных должностях, получив украинское гражданство, не отказались от своих старых паспортов. Примечательно, что после отставок все они без проблем вернулись домой.

По разным оценкам, в Украине около полумиллиона человек имеют вторые паспорта. В основном – Польши, России, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии, Канады, США и Израиля. Ни для кого не секрет, что значительная часть жителей Черновицкой области имеют румынские паспорта, Львовской — польские, Закарпатской — чешские, словацкие и венгерские.

Венгерские паспорта имеют около 50 тысяч жителей Закарпатья, исключительно этнические венгры. Но именно этот факт вызывает самую резкую реакцию Киева.

В Закарпатье, на западе Украины, живут около 150 тысяч этнических венгров. Ныне эти земли входят в состав Украины, но до Первой мировой войны это была часть Австро-Венгерской империи, до Второй мировой – часть Венгерской республики. В венгерских населенных пунктах Закарпатья с момента получения Украиной независимости преподают по-венгерски. Венгрия за свой счет ремонтирует там школы и поддерживает их.

Началось все в сентябре 2017 года, и началось, как это часто бывает в истории войн, внезапно. До сентября 2017-го Венгрия была одним из самых верных союзников Украины. Но 5 сентября Верховная рада приняла,  а Порошенко подписал новую редакцию закона «Об образовании». В 7 статье закона значится, что с 5 класса украинский язык становится единственным возможным языком обучения в школах.

Новая редакция закона вызвала шквал критики. Опасения в отношении этой статьи выразили Болгария, Румыния, Молдавия и Польша, но более всех – Венгрия.

Министр иностранных дел Венгрии прямым текстом заявил, что до тех пор, пока языковой закон не будет изменен, Украина может забыть о евроинтеграции – Венгрия будет блокировать любые выгодные Украине инициативы в международных организациях. И действительно – Будапешт начал блокировать заседание комиссий «Украина — НАТО». Из последнего: главе Минобороны Украины Степану Полтораку отказали в пропуске на министерскую встречу НАТО 3 и 4 октября в Брюсселе. Сделано это было именно по требованию Венгрии.

Вот как объяснил обеспокоенность Венгрии ее посол в Украине Эрно Кешкен:

Представляете, венгры, проживающие в Закарпатье на протяжении тысячи лет, украинским правительством по каким-то причинам не считаются коренным населением. Они всегда обучались в школах на венгерском языке. И в этом смысле украинский язык для них — не родной, а значит чужой язык. Для ребенка обучение на родном языке — это самый подходящий вариант: ребенок может усвоить учебный материал наиболее глубоко именно на родном языке. А сейчас это хотят изменить, и, конечно, венгерское меньшинство выступает против этого. Это не значит, что меньшинство против того, что надо уметь разговаривать на украинском языке. Нет. Но не следует этого делать путем сокращения их прав.

У венгров, и у румын есть около 100 школ. У нас в 71 школе все предметы преподаются только на венгерском языке. Во всех этих школах преподается украинский язык и литература, каждый день. То есть, они изучают украинский язык. И еще есть 30 школ, где преподавание двуязычное: осуществляется и на венгерском, и на украинском языках. В таком же положении румынское меньшинство. У поляков 5 школ, где преподавание осуществляется только на польском языке. В случае болгар, в государственных украинских школах изучают болгарский язык и литературу, но нет болгарских школ с только болгарским языком обучения. У молдаван есть 3 школы, где обучение проходит на молдавском языке, и 16 школ со смешанными языками обучения. У словаков — 1 школа.

В свою очередь, украинская дипломатия и украинская общественность выразили резкое возмущение тем, что этнические венгры и прочие нацменьшинства, а также их «материнские» страны не принимают позицию Киева.

Вспомним предыдущие раунды борьбы: на сайте Верховной Рады размещена петиция с требованием депортировать из страны всех граждан с двойным – украинским и венгерским гражданством.

В ответ на критику венгерских властей Киев заявляет, что к петиции власти Украины не имеют отношения, повесить на сайт Рады свою петицию может каждый. Но это, конечно, лукавство. Повесить-то можно, но вот сколько она провисит – другой вопрос. Думаю, петиция, например, о передаче Украиной Крыма России или о признании ДНР не провисела бы и нескольких минут. Требование же выгнать венгров из страны – висит и собирает подписи.

Украинская детская писательница Лариса Ницой, довольно известная, в начале июня 2018 года  в эфире телеканала ZIK пригрозила вообще запретить украинским венграм изучать свой язык в школе, если они будут продолжать возражать против украинского языкового закона: «Или вы согласитесь на это, или мы сметем к чертовой собачьей матери эту власть, и будете учить свой венгерский язык на факультативах! Поэтому хватайтесь за эту возможность, пока она есть. И передайте это своей Венгрии!»

Украинский МИД выслал венгерского консула из страны. Будапешт применил зеркальные меры, выслав украинского.

Министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто внесли в список «Миротворца» по обвинению в покушении на суверенитет и территориальную целостность Украины. Видимо, теперь украинская полиция должна выдать ордер на его арест – обвинение-то уголовное.

Есть в городе Мукачево, одном из главных центров  венгров Закарпатья, знаменитый Мукачевский замок, известный с 11 века.  Рядом ним в 2008 году, на деньги американского миллиардера венгерского происхождения, выходца из города, поставили стелу, которую венчает Турул – мифический орел, один из главных венгерских символов. Турул показал древним венгерским племенам дорогу через Карпаты в Паннонию, где венгры обитают сейчас, во время венгерского освободительного восстания в 18 веке. Турул принес саблю руководителю восстания Ференцу Ракоци. Эта древняя заслуженная птица, вероятно, скоро падёт первой жертвой разгорающейся украинско-венгерской брани. 12 октября появилось официальное объявление о конкурсе на разработку и изготовление государственного символа – герба Украины, который водрузят вместо венгерского мифического пернатого.

В соцсетях и по ТВ раздаются не только призывы (в том числе от вполне уважаемых и влиятельных людей) выслать из Украины украинских венгров, но и угрозы применить против Венгрии военную силу.

В свою очередь, в июне этого года Будапешт обвинил украинские власти в «дискриминации венгров, живущих в Закарпатье». 11 октября министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил:

Происходящее в Украине является  по сути и целям кампанией ненависти против членов венгерского национального сообщества, которая проводится при государственной поддержке.

Дипломатическая борьба выплескивается и на улицы. Уже были факельные шествия, ущерб машинам с венгерскими номерами,  замазывание надписей на венгерском, здание Общества венгерской культуры Закарпатья в Ужгороде (столице края) в 2018 году дважды поджигали и один раз взрывали.

В Будапеште заявляют, что двойное гражданство — это обычная практика в Евросоюзе, а Украина несерьезно относится к евроинтеграции и вступлению в НАТО, к выполнению необходимых по «евростандарту» требований относительно положения нацменьшинств.

Действительно, признание двойного гражданства предусмотрено законами многих стран. В современном мире требование  тотального контроля со стороны государства выглядит анахронизмом.

Венгерское государство и венгры – граждане Украины отказываются понимать логику украинских властей. Закарпатские венгры живут на своих исторических землях сотни лет, причем они в Украину не приезжали — Украина сама пришла к ним в 1945 году, и привел ее к ним Сталин.

Они считают своим естественным правом учить своих детей на своем родном языке и видеть в Венгрии свою историческую родину. Киев же говорит об опасности того, что если продолжать давать венграм Закарпатья  возможность учиться на своем языке, то они потребуют и автономии.

Позицию Будапешта выразил венгерский посол  в Киеве:

Мы считаем, что ничего плохого в автономии нет, что это приемлемая модель в Евросоюзе. В Европейском Союзе очень много практических примеров. В автономной провинции — итальянском Южном Тироле, например, обучение проходит на немецком языке для немецкого национального меньшинства, а государственный — итальянский язык — они изучают как иностранный, по такой методике. В этом ничего плохого нет. Понятно, что случае Украины сегодня сказывается ситуация, которая сложилась на востоке… Но разве Вы слышали, чтобы в последние годы венгры в Украине требовали автономию? Кстати, со словом «автономия» нет никаких проблем, ведь в украинских законах этот термин тоже фигурирует, например, в законе о нацменьшинствах 1992 года.

Между прочим, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что в декабре 1991 года, когда проходило голосование о независимости Украины, одновременно прошло голосование об автономии Закарпатья и автономии Береговского района. Большинство в стране поддержало независимость. Тогда же 78% жителей Закарпатья поддержали автономию для области, а 82% — для Береговского района. И до сих пор не получили ничего.

«Сепаратистские настроения» в ситуации тотальной коррупции и ухудшающегося экономического положения – вполне естественны. Какой человек в здравом уме и трезвой памяти откажется от второго паспорта, тем более страны, входящей в ЕС и НАТО? Тем более, что паспорта выдают этническим венграм, а не украинцам. Запрещать этническому венгру брать гражданство своей исторической родины нельзя – если, конечно, оставаться в логике современного мира, а не СССР.

Ситуация в Закарпатье – следствие итогов двух мировых войн, когда многие нацменьшинства оказались оторваны от своих государств. И таких национальных анклавов в Европе много.

Западному человеку попытки украинских властей запретить преподавание на венгерском попросту непонятны. Право нацменьшинств учиться на своем языке в цивилизованном мире –давно само собой разумеющееся. Например, в Израиле арабы и друзы учатся на арабском. Все предметы в школах в арабском секторе преподаются только по-арабски, израильские армяне учатся на армянском, даже черкесы, которых в Израиле три с половиной тысячи человек, учатся на черкесском. В сети государственных школ для детей-репатриантов из бывшего СССР часть предметов преподается на русском.

Что касается положения украинцев в Венгрии, то ни  одна из частей современной Венгрии никогда не была этнической территорией украинцев.  В Венгрии проживает всего около 5000 этнических украинцев, еще 3000 человек определяют себя как русины, и живут они дисперсно, по всей стране. Специальных украинских школ в Венгрии нет.  Однако в трех городах Венгрии (в Будапеште, Ньиредьхазае и Варпалоте) действуют украинские воскресные школы, их финансирует государство.  В трех университетах страны действуют кафедры украинистики, где преподается и изучается украинский язык.

Но национальные меньшинства,  проживающие в Венгрии более компактно, например, немцы, румыны, словенцы, сербы, хорваты  имеют свои школы. Национальный язык там используется как основной или вспомогательный язык преподавания.

В соответствии с венгерским Законом «О правах национальных меньшинств» от 2011 года, в населенном пункте, где 20% и более населения признают свою принадлежность к одному из национальных меньшинств, наряду с венгерским языком, официальным языком в данном населенном пункте признается и язык национального меньшинства, вся официальная документация ведется на двух языках. Теоретически, согласно закону, украинский язык может быть региональным, однако населенных пунктов, где украинцев было бы 20%, в Венгрии просто не существует.

И нигде нет и малой доли  тех проблем, которую создают сами себе и своим гражданам киевские власти.

Вот как описывает ситуацию в Южном Тироле, населенном немцами районе Италии, один из побывавших  там моих знакомых:

Южнотирольские немцы – любо-дорого посмотреть: всюду все надписи в деревнях сначала по-немецки, а потом по-итальянски, на автострадах сначала по-итальянски, потом по-немецки. В школах учат главный язык – немецкий, второй – итальянский.

Официальный Киев и часть «патриотической общественности» тем не менее, говорят об опасности «венгерского сепаратизма» и требуют принять жесткие меры.

Самое последнее и самое «вкусное»: Киев начал военные приготовления на венгерско-украинской границе.

В конце сентября ВСУ провели на границе Венгрией в Карпатах учения «Козацька воля – 2018», в них участвовали части ВДВ, ПВО, артиллерия и танки.

«Чтобы у венгров не было лишних иллюзий» – так прокомментировал их цель известный украинский военный эксперт Алексей Арестович.

В украинских соцсетях можно встретить такие отклики: «Было бы неплохо дать еще пару залпов Града, где-нибудь возле границы… Чтобы вонючие мадьяры ляшки пообсирали»; «Вчера жена пришла с работы и говорит, что у людей паника. Говорят к нам на Закарпатье танки едут. ) – паника должна быть у венгров с той стороны, а людям бояться нечего»; «настоятельно советую им (венграм) не вые…ться. А то можем не посмотреть, что страна НАТО».

Наконец, Киев объявил о создании военной базы в Закарпатской области, на границе с Венгрией. Фактически, эти учения и база направлена против страны-члена НАТО.

Решение это озадачивающее, иначе не скажешь. Натовские военные должны будут начать чесать головы: они, что, получаются, готовят армию Украины к войне с НАТО?!

Государственный секретарь МИДа Венгрии уже заявил, что база ВСУ у границы с Венгрией представляет угрозу безопасности жителей региона, и «Странно, что это происходит в то время, когда продолжаются боевые действия на востоке Украины».

Действительно, парадокс в том, что дипломатические отношения Украины с Венгрией находятся сегодня на гораздо более плохом уровне, чем отношения между Украиной и РФ. Там никаких дипломатических конфликтов нет вообще. Ни Москва, ни Киев дипломатов друг друга не высылают и даже не вызывают на ковер, демарши друг другу не отправляют, никаких заявлений об ущемлении прав и о враждебной политике по отношению друг к другу не делают. Если судить по уровню дипломатического напряжения, то это Венгрия оккупировала часть Украины и вот-вот двинется дальше… Что представляется несколько странным, если не сказать фантасмагорическим. Но украинской дипломатии, конечно, виднее, с кем ей ссориться, а с кем жить в ладу.

Что ж. Остается ждать с нетерпением, когда база будет построена. Это же сколько потенциальных сюжетов развития событий!

Будет прикольно, если первое в истории применение пятой статьи устава НАТО («вооруженное нападение на одну или нескольких из стран Договора в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на все страны в целом») произойдет именно против Украины.

И произойдет это всего лишь из-за спора о том, имеют ли право венгерско-украинские дети получать полноценное школьное образование на своем языке…
http://afterempire.info/2018/10/15/zakarpatje/



(Добавить комментарий)


[info]harllatham
2018-10-16 09:18 (ссылка)
Будет прикольно, если на Закарпатье сгорит синагога

(Ответить)