Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет clement ([info]clement)
@ 2006-01-11 22:21:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Каорса и Содом
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Прочел прелюбопытную статью Вилла Фишера о связи незаконных экономических отношений (изготовление фальшивых денег, ростовщичество) и незаконных отношений сексуальных (содомия). По мнению Фишера, первые эротизировались, последние коммерциализовывались. Восходит подобная связь к аристотелевой биологии: мужская форма отпечатывает себя на женской материи. Статья Фишера, в основном посвящена, шестнадцатому-семнадцатому веку, а посему выходит за временные рамки "Содома". Тем не менее он приводит и два достаточно ранних примера связи ростовщичества и содомии и я перескажу их здесь.


Для начала вспомним Данте ("Ад", песнь одиннадцатая; перевод М.Лозинского):


46 Насильем оскорбляют божество,

Хуля его и сердцем отрицая,

Презрев любовь Творца и естество.



49 За это пояс, вьющийся вдоль края,

Клеймит огнем Каорсу и Содом

И тех, кто ропщет, бога отвергая.



Каорса, как указано в примечаниях, город Кагор (франц. Cahors) в Южной Франции, славившийся в средние века своими ростовщиками. В Италии слово "каорсинец" означало "ростовщик". Более того, в последних стихах этой песни Вергилий объясняет почему же ростовщики помещены туда же куда и грешащие против природы содомиты:


103 Искусство смертных следует природе,

Как ученик ее, за пядью пядь;

<...>

109 А ростовщик, сойдя с пути благого,

И самою природой пренебрег,

И спутником ее, ища другого.



Пространственная близость ростовщиков и содомитов отразилась и в композиции фресок "Страшного суда" из церкви Сан Джиминиано сиенского художника Таддео ди Бартоло (1362-1422). Фрески датируются 1396 годом.


Прелюбодеяние. Лежащая фигура - содомит.







Скупость. Лежащая фигура - ростовщик.







Как ростовщик не производит ничего и извращает естественный экономический процесс обмена, так и содомит не производит ничего и извращает естественный процесс размножения. Как ростовщик поглощает деньги неестественным путем (см. фреску), так и содомит поглощает неестественным путем семя (см. фреску, где вертел указывает на оба способа поглощения семени). Более того, в каком-то смысле ростовщик и содомит оказываются зеркальны: первый пытается бесплодный предмет (деньги) сделать плодоносящим, второй делает предмет потенциально плодоносящий (семя) бесплодным.



Will Fisher, "Queer Money," ELH, 66:1 (Spring 1999) 1-23



(Добавить комментарий)


[info]bowin@lj
2006-01-11 19:12 (ссылка)
прекрасно-прекрасно!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-01-12 06:22 (ссылка)
Да, мне подумалось, что Вас, как экономиста, эта тема могла заинтересовать. Фишер ещё довольно любопытно пишет о сексуальных коннотации подделки монет - вплоть до того, что фальшивомонетчиков кастрировали дабы они не могли воспроизводить себя, буквально, и воспроизводить монеты, символически. А уж чего стоит описание Эдуарда II Элизабет Кери (1585-1639)! После ссылки Гавестона Эдуард искал нового любовника: Here he seeks out some Piece, or Copper metal, whom by his Royal stamp he might make currant. Здесь очевидная символика чеканки монеты используется для обозначения сексуального влечения. Самое слово piece двусмысленно, ибо может обозначать как монету (a piece of eight) так и тело (a pirce of flesh). Более того, медь - неблагородный металл и король унижает свое достоинство чеканкой монеты из неподобающхего материала, то есть поиском неподобающего любовника. Кроме этого, медь была посвящена у алхимиков Венере, так что сексуальные коннотации неизбежны и в этом контексте. Прелюбопытно, что "медный" на латыни aenus, а греческое слово "копрос" созвучное английскому copper обозначает фекалии... Так что сговоря о чеканке медной монеты Кери достаточно четко указывала на содомские пристрастия Эдуарда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Anus vs. Aeneus
[info]shkrobius@lj
2006-01-12 17:10 (ссылка)
Excellent post!

I hate to be pedantic, but it is "aeneus" rather than "aenus" and it is not pronounced like "anus" in English Latin. It also means "brazen" (made of bronze) and it is not used in relation to change. This copper-aeneus connection suggested by Fisher is sheer nonsense.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Anus vs. Aeneus
[info]clement@lj
2006-01-12 17:26 (ссылка)
Рад что Вам понравилось и большое спасибо за уточнения. Сам я латынью, к сожалению, не владею.

Всё же я бы не был столь уверен в том, что значит aeneus, "медный" или "бронзовый". К примеру, Интернет-словарь (http://www.nd.edu/~archives/latin.htm) переводит aeneus как made of copper or bronze; hard as bronze, brazen, и словарь проекта Персей (http://www.perseus.tufts.edu/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3Atext%3A1999.04.0059%3Aentry%3D%231243) с ним согласен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Anus vs. Aeneus
[info]shkrobius@lj
2006-01-12 19:04 (ссылка)
Ooops, you are right. Still the connection is as frivolous as that between "Papa" and "popa" (in Russian).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Anus vs. Aeneus
[info]clement@lj
2006-01-13 03:31 (ссылка)
Да, конечно, но фривольный не значит невозможный. Мы, безусловно, не можем утверждать о чём думала автор в момент написания, но ассоциаций оказалось столько, что мне не слишком верится в то, что ни одна из них не была автору очевидна.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bowin@lj
2006-01-16 19:35 (ссылка)
очень интересно, спасибо. а каков первоисточник? - я бы почитал.
интересно, а есть ли какая-либо ментальная связь между "приемлемостью" банковской сферы и "нормализацией" однополой любви? иными словами, являются ли оба явления продуктом Нового времени, эпохи Капитала и Рынка?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-01-17 07:04 (ссылка)
Ссылка на Фишера в конце исходного сообщения. Если у Вас нет доступа к on-line библиотеке, то я могу выслать статью мейлом. Что касается книги Кери, то у меня её, к сожалению, нет.

интересно, а есть ли какая-либо ментальная связь между "приемлемостью" банковской сферы и "нормализацией" однополой любви? иными словами, являются ли оба явления продуктом Нового времени, эпохи Капитала и Рынка?

Думаю, что нет. Истинная нормализация гомосексуальных отношений произошла только во втторой половине двадцатого века, или даже точнее в его последней четверти. Конечно, и до этого подобные отношения были, и отношение общества не было однозначно отрицательным, но шло периодами - когда-то более благоприятными, когда-то менее. Иногда эти периоды совпадали с усилением гонений на ростовщичесто, иногда нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]av_seliverstov@lj
2006-01-11 19:36 (ссылка)
Замечательно.
Очень точная параллель.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-01-12 06:03 (ссылка)
Сопоставление содомии и ростовщичества было очень популярным в конце шестнадцатого - начале семнадцатого века. Фишер упоминает, среди прочих, следующие английские источники, возможно они будут Вам небезынтересны.

Roger Fenton, A treatise of usurie, divided into three bookes (London, 1611), in STC I, microfilm #10806: 94.

Caesar Philippus, A general discourse against the damnable sect of Usurers (London, 1578), in STC I, microfilm #4342: 5.

Thomas Pie, Usuries spright conjured, a scholasticall determination of usury (London, 1604), in STC I, microfilm #19901: 19.


(Ответить) (Уровень выше)


[info]thomaso@lj
2006-01-11 21:47 (ссылка)
Дьяволы очень живо изображены.

"Как же мне не плакать, ведь натурщик-то наверное был ещё страшнее!"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-01-12 05:55 (ссылка)
Дьяволы, на мой взгляд, весьма симпатичны ;-)

(Ответить) (Уровень выше)

К истории гомофобии
[info]3d_object@lj
2006-01-11 21:49 (ссылка)
Четырнадцатый век - Б-г им судья... тем более что они поголовно в Б-га верили.
Однако сейчас - на основе статистического анализа личного опыта :) - картина такова:
- большинство гомосексуалистов - тонко чувствующие, интеллигентные и обычно умные люди.
- большинство гомофобов (хоть картина здесь и более расплывчата, чем в случае с гомосексуалистами; большинство не такое подавляющее) - люди примитивные, грубые и эгоистичные. Ну, малотолерантные - это понятно.
***
А фрески эти пропагандистские, да других и не было никогда :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: К истории гомофобии
[info]clement@lj
2006-01-12 05:58 (ссылка)
Я бы сказал, что фрески отражали официальное учение Церкви плюс популярные в то время описания ада.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]odindoma@lj
2006-01-12 04:04 (ссылка)
А я думал, что это содомиту просто прут какой-то засунули в жопу и который вышел изо рта. Мда, видать мне в живопись без поясняющих комментов соваться не стоит ))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-01-12 05:56 (ссылка)
А я думал, что это содомиту просто прут какой-то засунули в жопу и который вышел изо рта.

Да нет, Вы, конечно, правы, просто тот факт куда засунули прут и откуда он вышел, Фишер интерпретирует как указания на анальный и оральный секс.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zfddhd@lj
2006-01-12 19:04 (ссылка)
Мне всегда все эти страшно-судно-адские картинки казались какой-то концентрированной мерзостью... своего рода моральной компенсацией для обывателей... за все их трусливые земные воздержания... наверняка латентные импотенты-скопцы-садисты все это фантазировали и рисовали, им бы Жюстину отиллюстрировать, ТЬФУ!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-01-13 03:34 (ссылка)
Да написания "Жюстины" ещё немногим меньше четырехсот лет...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_shoro@lj
2006-02-01 10:58 (ссылка)
1. что есть такое временные рамки Содома?
2. знаете, я вот как-то раз говорил с одним моим знакомым... в общем-то только один раз вживую, поскольку живёт он далеко... и если вкратце, то он со школьного возраста много учился и старался всеми силами показать свои возможности и ум, был первым в школе, в институте, выиграл тендер на хорошую работу... а всё почему? он объясняет это тем, что так он старался побороть свою неполноценность, коей он считает собственную гомосексуальность...
... у вас так много постов о Содомии...:-)
3. кстати, помню, что как вы радовались, когда обнаружили, что можете скачивать музыку на свой компьютер и слушать... слушали Бартоли, я помню... а сейчас уже ничего не скачиваете?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-02-01 11:15 (ссылка)
Спасибо за интерес.

1) Временные рамки "Содом"а, или точнее, временные рамки цикла записей "Содом" - века двенадцатый-шестнадцатый, я об этом когда-то писал: http://clement.livejournal.com/168612.html

2) Строго говоря, я ещё не очень понимаю, почему мне так интересна тема изображения гомосексуальных отношений в искусства. Возможно это связано с желанием увидеть следы предшественников ;-)

3) Почему же не скачиваю, скачиваю ;-) Вот недавно Каллас скачал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_shoro@lj
2006-02-01 16:45 (ссылка)
1. спасибо. сейчас же почитаю... как я уже говорил, у вас очень обширный жж с большими постами, так что мне просто физически тяжко во времени столь читать, тем паче, что истории...
2. т.е. вы хотите сказать, что никакой фрустированности?:)
3. я к чему это спросил. я уже несколько месяцев выкладываю в ру-классикал в рамках т.н. прожекта музыку... и мне вот кажется, что кое-что из неё могло бы быть вам интересно.
http://www.livejournal.com/community/ru_classical/938501.html - вот это. там есть пробник.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-02-01 18:13 (ссылка)
1) ;-)
2) ;-)
3) Огромное спасибо! Слушаю номер 47 - потрясающе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_shoro@lj
2006-02-01 20:13 (ссылка)
1...2... ладно, понимаю:))

3. вы полностью скачали или только пробник? Советую целиком 0 да и всего выложенного Кальдара - там немного по кол-ву, но зато удовольствия (или, например, как у мя, ПРОчищения от всевозможной скверны) сколько угодно! Не забудьте заметить, кроме указанных в пробнике мною 47 и 18, - 31, 41, 35...
и ещё: как правильно заметил один мой знакомый, в 35 и 47 можно наблюдать идеальнейшую математику маятника страсти, берущего тебя легко и прочно и не отпускающего буквально до последней ноты...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-02-02 04:40 (ссылка)
Я сначала скачал пробник, и он мне так понравился, что я скачал всё остальное и теперь наслаждаюсь.

(Ответить) (Уровень выше)