Настроение: | Константин Устинович Черненко |
Музыка: | Юрий Владимирович Андропов |
Советская жизнь
Ввязался в это обсуждение и, несколько неожиданно для себя, занял в нем чуть ли не либеральные позиции.
А все потому, что идеализация советского образа жизни кажется мне совершенно бессмысленной идеей и попросту неправдой.
Чтобы было понятно - я застал не очень-то малый отрезок истории СССР. Когда Союз распался, мне было почти 23 года. То есть, все детство, школьные годы плюс служба в советской еще армии. Было, что понаблюдать. Вот наиболее отвратительные для меня аспекты советского способа существования:
1. Трудности в добывании нужной информации. Нет, я не особо увлекался слушанием "голосов". Но то, что нужную книгу достать или невозможно вовсе, или для этого требуются какие-то совершенно неадекватные усилия (копирование, "взять на ночь" и т. д.) - это напрягало. То, что целые литературные, религиозные, художественные и другие "культурные" пласты оставались для советского человека практически недоступными - очень напрягало. Помню, в 1986 году побывал на выставке каких-то плохоньких полуподпольных московских художников-авангардистов. Очередь - километр, в буквальном смысле этого слова. У всех - отвисшие челюсти, открытые рты: "надо же, другая живопись, авангард, потрясающе..." Это просто позор, что такое вялое, вторично-мудацкое искусство вызывало телячий восторг у массы образованных, умных людей. А все из-за недоступности информации, в частности, о мировой художественнй жизни XX века. Из-за незнания, "как оно вообще бывает".
2. Трудности в распространении информации. Жуткий геморой с публикациями, выставками. Мало изданий. Те, что были, совершенно не доступны для проникновении туда чего-либо отличного от соцреалистического канона. Или доступ очень ограниченный. По недосмотру, по случайности. Сейчас тоже масса преград, коммерческого свойства. Но есть интернет, есть некоммерческие издания, есть возможность, в конце концов, напечатать что угодно за свой счет. Сейчас ситуация гораздо более естественная для творческого человека.
3. Отсутствие "бытовой" свободы слова. То, что нельзя было в печати критиковать Брежнева или повесить на Тверской соответсвующий плакат, меня не особо тревожило. Хрен с ним. Но на бытовом уровне отсутствие свободы слова напрягает. Напрягает невозможность в разговоре с коллегами сказать, что рожи членов Политбюро вызывают отвращение. Постоянный напряг, привычный, но все равно омерзительный. Боязнь что-нибудь ляпнуть не в той компании. То есть, это просто такое сильное неудобство, мешавщее в повседневной жизни.
4. Неудобная организация труда. Невозможность не работать больше 4 месяцев. Очень малое количество рабочих мест со свободным графиком и посещением. Трудности в совместительстве. Трудности в зарабатывании нормальных денег умственным трудом гуманитарного свойства. Система распределения после учебы.
5. Отсутствие свободы передвижения. У человека, мне кажется, должна иметься возможность ездить за границу, не спрашивая на то специального разрешения. Если, конечно, такой человек не является носителем Страшных Государственных Тайн.
6. Нелепо организованный быт. Отсюда - необходимость уделять бытовым вопросам совершенно несоразмерное время. Необходимость проводить часы в очередях. Вообще, общее убожество, причем, это было именно убожество, а не аскетичность, которая бывает и красива, и достойна. А тут - очереди, авоськи, ковры, стенки, достать, найти... Вязкая липкая мещанская бытовая хуйня.
Вот, собственно, и все. Остальное - отсутствие политических свобод, однопартийность, запрет частной собственности на средства производства - особого раздражения у меня не вызывает. Но вот перечисленное кажется мне мерзостью.
Вот поэтому меня и изумляет ностальнический восторг некоторых товарищей по поводу советской жизни. Сейчас, конечно, тоже много мерзкого. Современное российское государство ничего, кроме отвращения, у меня не вызывает. Но вот перечисленных гадостей нет, и это хорошо.