Sat, Jan. 23rd, 2010, 05:36 pm
Опять клевета в адрес Александра Меня

Александр Мень

По поводу вчерашнего юбилея убитого за проповедь Христа православного миссионера, протоиерея Александра Меня высказался Кирилл Фролов. Не смотря на кажущуюся комлиментарность его высказывания (он цитирует пост Аркадия Малер, фрагмент которого я привожу ниже, под обрезкой), поцелуй этот - иудин.

И я объясню - почему.

К.Фролов пишет:

"Его миссионерские заслуги, количество спасшихся и спасающихся благодаря ему людей многократно превосходят его догматические ошибки (а именно догматическое уравнение Православия и католицизма), происходящие из необходимости христианской солидарности перед лицом господствующего тотального и тоталитарного безбожия. Кидать камни на могилу о. Александра любят те, кто не жил тогда".

Слова о "догматических ошибках" отца Александра - враньё. У него не было догматических ошибок хотя бы в силу его гигантской, энциклопедической образованности в области православного богословия, догматики и истории Церкви. (Какие-то другие - конечно, могли быть, как и у любого человека.)

А отношусь я столь серьёзно к этим, брошенным как будто походя, словам потому, что обвинение именно в догматических ошибках (а не, скажем, в методических, пастырских и т.п.) - это  в глазах людей церковных очень  и очень серьёзное обвинение. В православном богословии из-за малейшей йоты, из-за одной буквы подчас ломались такие копья, что нам и не снятся сегодня:  собирались Соборы всей Вселенской Церкви, целые части Империи отпадали в раскол и т.д. и т.п. Догматическая чистота - это очень важно для православия.

И сказать такое  в адрес священника (пусть и похвалив заодно) - это значит накрепко очернить в глазах современных православных этого пастыря и апостола своего (и нашего) времени.

Отец Александр придерживался экуменических взглядов, считал Православную и Римскую Католическую церковь церквями-сёстрами. В этом он разделял мнение многих высших иерархов Православной Церкви как эпохи 1960-70-х годов, так и нашего времени. Но сам всегда оставался православным, и своим духовным чадам благословения на переход в католицизм - не давал (когда такое как-то произошло - назвал это "предательством", по свидетельству А.Зорина в книге "Ангел-чернорабочий").

А. Малер в своём посте также ссылается на статью дьякона А. Кураева, вышедшую в 2000 году. Эта статья тоже  содержит (помимо реверансов) ложь и клевету в адрес этого мученика за Христа. Не говоря сейчас подробно в который раз о причинах нападок Кураева на протоиерея-миссионера (на мой взгляд, это зависть посредственности к безмерно превосходящей её одарённости), приведу ссылку на статью Л.И.Василенко, в которой опровергается и клевета Кураева, и многие другие облыжные обвинения в адрес  А. Меня:


ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ ВАСИЛЕНКО. ПОСМЕРТНАЯ  ТРАВЛЯ   ОТЦА АЛЕКСАНДРА МЕНЯ

Часть 1. Под знаком террора

Часть 2. Без стыда (о Кураеве)


**

Из поста А.Малера:

"Отец Александр Мень (1935-1990) был выдающимся миссионером 60-80-х годов ХХ века, беспрецедентным не только по масштабу своей миссии, но и самому факту её существования в эпоху, когда Церковь могла позволить себе только выживание, а малейший выход за пределы храмовой ограды означал для неё неизбежные репрессии. Сама возможность этой миссии в откровенно враждебных условиях и выживание самого отца Александра до 1990 года уже были чудом, которое настолько трудно постичь, что очень многие после его убийства решили просто забыть о нем, как будто его и не было.

А как только выяснилось, что сама его фигура была проблемной с чисто церковной точки зрения, то эти же люди тут же нашли повод объяснять свое забвение, как будто сами во всем руководствуются исключительно церковными критериями.

Количество людей, пришедших в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата благодаря проповедям отца Александра Меня всегда больше, чем мы можем себе представить. Многие из них сейчас, полушепотом, на ушко признаются – “на самом деле, меня с самого начала в Церковь привел Мень”, и отводят глаза, как будто в чем-то извиняясь.

В эпоху 1960-80-х годов по количественным масштабам народной миссии его вообще ни с кем нельзя сравнить."
<...>

Sun, Jan. 24th, 2010, 12:47 pm
[info]valmis@lj

Разве можно считать А. Кураева миссионером, он скорее пропагандист, который нападает, критикует и осуждает. Да, он многому начитался и научился, но до энциклопедичности о. Александра, не говоря уже о тактичности при анализе любых проявлений духовных устремлений человечества, которые он проявлял, оставаясь верным православной традиции, которую выбрал, принял и следовал всю жизнь, Кураеву неизмеримо далеко.
И их сравнивать и ставить рядом просто неприлично.

Sun, Jan. 24th, 2010, 01:04 pm
[info]golishev@lj

а по-моему, вполне прилично

вы же, например, сравниваете и на КАЧЕСТВЕННУЮ разницу не указываете (потому что ее нет)

один культурный, другой хам

один интеллигент, другой "образованец"

это все их личные особенности

по параметру "воздействие на публику" Кураев, уж поверьте, вполне на уровне о.Александра

более того, он доходчивее...

я сам пришел в Церковь в году этак 90-91-м

это был пик популярности о.Александра

я скупил все его книги, которые тогда продавались

читал их с благоговением, и... ничем они меня не задели

вы, возможно, сошлетесь на "тысячи обращенных"

я с вами не буду спорить... но я говорю про СЕБЯ

...а потом купил сборник Кураевских статей - и они меня пробили насквозь

там не было красивой риторики и величественных пассажей

Кураев говорил на МОЕМ языке, оперрировал с МОИМ понятийным аппаратом...

сейчас я к Кураеву отношусь ОЧЕНЬ критически, но не могу не признать факт - для моего воцерковления ключевую роль сыграл именно он, а не о.Александр

я подозреваю, что дело тут в поколенческой специфике

о.Александр близок интеллигентным горожанам 70-80 гг.

он говорил на их языке

для них он - миссионер №1, да

для тех кто моложе - он не так близок

но речь не об этом...

я сомневаюсь в другом: в том, что это самое миссионерство (любое, в принципе) - критерий святости

по-моему, миссионерство - всего лишь функция

кто-то ее выполняет хорошо, эффективно

кто-то нет

но святость тут, вообще, не при чем