|

|

Из саамского быта
 Случайно наткнулся на работу краеведов лапландского посёлка Муонио (вот здесь). Очень любопытный документ, выходящий за рамки местной этнографии. Вот несколько выдержек из этого текста, в сносках авторские комментарии.
"Raitiolappalaiset" = "Ездовые лопари" 1)
Само понятие зарождается в средние века, когда лопарям поручали функции извозчиков -- в условиях бездорожья саамы на оленях перевозили "ярлычных купцов", священников, фогтов 2) и других чиновников Лапландии. В районах разработки рудников саамов также обязывали обеспечивать перевозку железной руды.
Со временем как частные жители Торнио, так и король Швеции приобрели собственных оленей, но пасли и содержали этих оленей саамы. Под "королевскими оленями" понимаются олени государственного фонда, так как сам король лично никоим образом оленями не занимался. Этих "государевых" оленей использовали в зимнее время для разъездов государственных чиновников по бездорожным просторам Лапландии, а пасли их обычно саамские женщины. Позже, в 1800-е годы, наименовение "raitiolappalainen" применялось и к тем саамам, которые пасли оленей оседлых крестьян.
Вот как описывает быт "ездовых лопарей" XIX века писатель-этнограф Самули Паулахарью: ”Ездовые оленеводы приходили из лапландской глуши, многие и проводили всю жизнь в глухомани, да и оканчивали свои дни там же в таёжном чуме. Почти у всех у них были и собственные олени, но в первую очередь "ездовые лопари" были наёмными пастухами и пасли стада, состоявшие из крестьянских оленей. Как правило, они получали ежегодную плату, одна крона за одну голову, так что два оленевода, управлявшиеся со стадом в тысячу голов, зарабатывали за год по 500 крон. Но из этой же суммы оленеводы должны были возмещать оседлым крестьянам потраву сенокосов и ущерб, причинённый стадом овечьим выпасам. Крестьянские дома снабжали также оленеводов "довольствием" -- домашним сыром, а также рукавицами и накидками. Крупные владельцы иногда выдавали им также на летний сезон провиант: лиспунт 3) масла, бочку 4) муки, а также лиспунт кофе 5) и лиспунт сахару. На летних пастбищах оленеводы доили важенок и заготавливали олений сыр. По одной сырной голове с каждой дойной важенки пастух отдавал хозяину оленихи как "лесной дар", а полученный сверх этого продукт мог съесть сам или продать. Тысячное стадо за лето давало до десяти лиспунтов сыра, а продавали его по цене 1 крона за фунт. По старинному обычаю оленеводы высушивали такой сыр в оленьем желудке или внутри выпотрошенной тушки глухаря или глухарки. Также для сохранности в оленье молоко клали отваренный щавель, иногда листья костяники. Плотно укупоренную посудину с засыпанным такой кислой "заправкой" молоком закладывали в незамерзающий родник 6), где она и хранилась всю зиму. В немолочное время в начале весны ёмкость доставали из-под снега, и кашеобразную творожную массу употребляли с чёрным кофе.”
На картинке -- juustolokka, лапландская деревянная форма для сыра (отсюда).
Саамские "кунаки" -- вярды (väärtit/veardde)
Стремление саамов выбирать для своих детей крёстных из финских поселенцев может быть связано с системой саамского "куначества" (обычай "veardde"). Речь идёт об отношениях оленеводческой саамской семьи и оседлой крестьянской семьи, которые были более глубокими, чем обычная дружба. Обычай veardde был распространён во многих саамских сообществах. В Северной Норвегии, как правило, "оленные" саамы становились "кунаками" (вярдами) тех оседлых семейств, на территории которых им время от времени приходилось вставать на стоянку между кочевьями. Оседлые жители побережья Атлантики, как правило, были малоземельными крестьянами, добывавшими источники к пропитанию также рыбной ловлей. Жители внутренних районов помимо мелкого земледелия занимались охотой.
Кочевые саамы-оленеводы и оседлые крестьяне обменивались между собой товарами и услугами, и, таким образом, их отношения были взаимовыгодными. Оседлые семейства получали от кочевников оленину, оленьи шкуры и другие продукты оленеводства в обмен на говядину, баранину, рыбу, молочные продукты, а также шерстяные вязаные и войлочные изделия. Семьи оленеводов нередко жили в одном доме с хозяевами, и такие дружеские отношения поддерживались многими поколениями.
Одним из важнейших средств укрепления дружеских связей и было взаимное крестничество, прикреплявшее ребёнка к судьбе его крёстных. 7)
 Äkässaivon kirkkopahta -- древний саамский жертвенный камень высотой около 20 метров (сейд) в каньоне Экэсайво - там же, где и "The Hell of Lapland", "бездонное" озеро Пакасайво. Ещё о сейдах см. тут.
1) Корень "raitio" как и родственный ему "raide" - германского происхождения, ср. рейд, англ. ride; в совр. финском языке трамвай называется raitiovaunu, а рельсовый путь - raide. Но в те времена raide означало колею вообще, в т.ч. санный след, проделанный полозьями нарт. В лопарском хозяйстве использовали не только нарты, но и лёгкие корытообразные кережки, которые тянул один олень. Коммерческий спрос на ездовых оленей породило освоение Лапландии крестьянами-переселенцами с юга и развите рудного дела в конце XVII века. Дальнейшее распространение чёрной металлургии на севере Скандинавии в XVIII веке по мере строительства примитивных доменных печей на порогах и перекатах (с приводом мехов от водяного колеса) требовало подвоза железной руды, в том числе и на оленях.
2) Фогт = vouti -- в Скандинавии уездный наместник, исполнявший судебные и налоговые государственные функции.
3) Лиспунт = Leiviskä (устаревшая скандинавская мера веса для продуктов, 8,5 кг), аналог латинского talentum -- библейского таланта как меры веса. 1 лиспунт = 20 фунтов (1 фунт = 425 г).
4) Бочка = устаревшая мера объёма, в Скандинавии для сыпучего товара 146-164 литра, для жидкости 125 л.
5) Может показаться странным, но на самом деле в Швеции и Финляндии в XIX веке кофе не был предметом роскоши и употреблялся повсеместно, в том числе и кочевыми саамами, и был популярен примерно так же, как зелёный плиточный чай у казахов, бурят, калмыков и монголов. По аналогии с бурятами, лопари и по сей день пьют кофе посоленным и заправляют его сливочным маслом.
6) Родники (в северно-финском диалекте kaltio, ср. с русским словом колодец) в Лапландии встречаются относительно часто в районах морен и переменного рельефа. Вода в них практически постоянной температуры, порядка +4 +6 - как в холодильнике. Вплоть до 60-х годов их использовали для "потайного" хранения продуктов, а также фляг с самогоном.
7) После принятия христианства у саамов в XVIII-XIX веке был обычай заводить множественных крёстных (от 4 до 8 человек) -- как из числа близких родственников, так и среди прочих лиц; отношения с крёстными всегда были особо прочными.
|
|