Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kouzdra ([info]kouzdra)
@ 2006-06-04 23:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мне вот тут говорят:
Советская пропаганда была довольно-таки антитеррористической (особенно в наши подростковые - позднебрежневские - годы, когда терроризм связывался со "стратегией напряженности, разыгрываемой врагами мира и разрядки против СССР и всех прогрессивных сил"). Но думаю, что дело не только в прямом воздействии пропаганды. Может быть - больше в общей "легитимистской" установке (вполне закрепившейся при "позднем Сталине"), когда предполагается, что насилие (во всяком случае, убийство) должно быть легитимировано если не "государством", то "народом" или какой-то силой, должным образом выражающей "волю народа", а террористы незаконно-самочинно присваивают себе судейско-палаческие полномочия.

У меня воспоминания противоположные. Что терроризм - конечно, "не наш метод" и товарищи бомбисты заблуждались в вопросах революционной тактики ("мы пойдем другим путем"), но что все эти товарищи (а также более современные борцы за свободу вроде ИРА) - есть силы прогрессивные и положительные. Ну странно же было бы называть улицы в Питере именами врагов.

Что более интересно - похоже вообще демонизация терроризма - явление недавнее (то есть охранительные силы всегда, есс-но, были против, но "аксиомой" это не было). Скажем г-н Черчилль весьма позитивно отзывается о г-не Савинкове, и в компании премьер-министра Англии Ллойд-Джорджа обсуждает с ним крестьянскую проблему в России. С не меньшим уважением он отзывается и о деятелях ИРА, как тех, с которыми ему пришлось сотрудничать в 1921, так и с теми, кого в конце концов пришлось уничтожить.

Тут вот пару дней назад по "культуре" посмотрел милый фарс Питера Устинова Lady L, в котором метание бомб занимает значительное место. Он, конечно, иронично-издевательсвий (не только по отношению к анархистам), но никакого негатива не несет. То есть - интересно - а когда слово "террорист" стало нести негативную окраску для общественного мнения?

Или это просто проявление очередной волны реакционной пропаганды?


(Добавить комментарий)


[info]ifp5
2006-06-05 01:13 (ссылка)
В советские времена террористами называли врагов, а друзей по-другому, например, партизанами. Такая же фигня в отношении разведчиков-шпионов. Встретить слово "террорист" или "шпион" в положительном контексте было невозможно.

К ИРА по-моему отношение было скорее положительным, но не уверен.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2006-06-05 11:41 (ссылка)
Как минимум словосочетания "индивидуальный террор" и "красный террор" вполне активно употреблялись (даже в школьной программе) и носили положительный оттенок.

Само лово "террорист" вообще было не в ходу, но, насколько я помню, "Красные Бригады" или RAF трактовались скорее положительно, чем нет. За RAF, впрочем, не уверен.

То есть я не столько о термине, сколько об оценке явления. Черчиль слова "терроризм" ни применительно к Савинкову, ни к ИРА вообще не употребляет, думаю просто потому, что слово в его современном смысле не было в ходу.

Afaik тогда слово "террористы" - в первую очередь ассоциировалось с деятелями французской революции.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gena_t
2006-06-05 13:23 (ссылка)
Не понял. Когда это "Красные Бригады" трактовались положительно?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]erdferkel
2006-06-05 14:04 (ссылка)
[info]ifp5 описывает правильнее.

В поздней советской пропаганде (речь о ней) слово "террор" иногда употреблялось в положительном смысле (в т.ч. в учебниках), "терроризм" и "террорист" - нет. Во всяком случае - в отношении современности. Да и по прошлому - тем же Желябову и Перовской предпочитали давать более общие определения, - типа, герои, борцы с самодержавием.

Когда речь шла о тех, кого осуждать не полагалось (например, об ИРА или палестинских организациях типа НФОП), слова "террорист" избегали. Смертельная голодовка Бобби Сэндса и его товарищей изображалась с симпатией - и их подавали как мучеников-подвижников, но не как террористов. Зато по поводу похищения и убийства Альдо Моро выдавались мощные антитеррористические сюжеты. Там был политический интерес: брежневская политика в отношении Западной Европы была в основном направлена на отрыв ее от Америки в контексте "детанта", террористы этому мешали ("дело Моро" было связано с неудавшимися планами включения компартии в правительственную коалицию в Италии). Поэтому к RAF и "Красным бригадам" официальное отношение было отрицательное. Реально существовала, несомненно, и другая - спецслужбистская - линия, где с террористами поддерживались позитивные контакты, но она была сугубо тайной.

Современная линия антитеррористической пропаганды, думаю, во многом с тех времен и идет. Когда (про)американские авторы занимались разоблачением советской поддержки международного терроризма, а (про)советские - симметрично обличали ЦРУ.

Впрочем, у меня акцент был не на саму пропаганду, а на восприятие людей. Пипл пропаганду все же фильтровал. Так вот, по моему впечатлению, отторжение терроризма обывателем было даже сильнее, чем в официальной пропаганде. Причем - у того большинства, которое не принадлежало к либерально-интельскому кругу, - отторжение больше не как "зла", а как глупости или "шизы". То есть об этом даже думать серьезно у людей не выходило.

Что интересно - единственный заметный теракт позднесоветского времени (взрыв в московском метро в 1977 году) связывается с армянскими националистами - специфической субкультурой, где положительный образ терроризма так никогда и не был подавлен (причем отношения советских спецслужб с этой субкультурой после войны вызывают впечатление двусмысленности).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2006-06-05 14:18 (ссылка)
Впрочем, у меня акцент был не на саму пропаганду, а на восприятие людей. Пипл пропаганду все же фильтровал. Так вот, по моему впечатлению, отторжение терроризма обывателем было даже сильнее, чем в официальной пропаганде. Причем - у того большинства, которое не принадлежало к либерально-интельскому кругу, - отторжение больше не как "зла", а как глупости или "шизы". То есть об этом даже думать серьезно у людей не выходило.

Насчет глупости - не спорю. Более того - это как раз официальная советская точка зрения в отношении эсеровского и народнического террора.

Впрочем, часто террор глупость и представляет (хотя оценить эсеровский террор я не возьмусь). Но есть примеры и крайне жффективных террористических действий - первая ИРА добилась террором 100% и быстрого успеха. Бен Ладен тоже по-видимому реализовал свои, по крайней мере, тактические цели.

Чеченский терроризм тоже оказался довольно эффективен.

Но существенно другое - именно, что террор не воспринимался как зло, а просто как форма политической борьбы. Пусть не самая умная. Но это означает как раз легитимность террора. Нелегитимнсоть подразумевает восприятие его как "зла".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]erdferkel
2006-06-07 13:15 (ссылка)
> Чеченский терроризм тоже оказался довольно эффективен.

Разве что в первую войну - благодаря специфической обстановке внутри федеральной власти. В последующем - не вижу, в чем эффективность.

> Но существенно другое - именно, что террор не воспринимался как зло,
> а просто как форма политической борьбы. Пусть не самая умная. Но это
> означает как раз легитимность террора. Нелегитимнсоть подразумевает
> восприятие его как "зла".

Да нет. Терроризм вообще вытеснялся из пределов рационально обсуждаемого. Это еще более сильная форма нелегитимности, чем восприятие как зла.

Повторяю: у меня речь не столько о политической пропаганде (включая ее воспроизведение реципиентами), сколько об отношении "по жизни". У советских людей - не обязательно любивших советский строй, но не принадлежавших к антисоветской субкультуре (субкультурам). Как раз в среде антисоветчиков террор воспринимался "менее нелегитимным" - он мог рационально обсуждаться и отвергался по соображениям рационально-практическим ("только хуже будет") или рационально-моралистическим ("наши руки - да будут чистыми").

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mochalkina
2006-06-05 15:45 (ссылка)
Смертельная голодовка Бобби Сэндса и его товарищей изображалась с симпатией - и их подавали как мучеников-подвижников, но не как террористов. Зато по поводу похищения и убийства Альдо Моро выдавались мощные антитеррористические сюжеты.

+1. Именно так. Как ни странно, я очень хорошо помню как ту, так и другую тему в ее официальном советском освещении.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2006-06-05 18:27 (ссылка)
Но я совершенно не помню принципиального неприятия полилического террора, как метода.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mochalkina
2006-06-05 18:43 (ссылка)
принципиального неприятия, пожалуй, и я не помню. Тут еще надо оговориться, в чем оно могло бы заключаться.

Но, скажем, про тех же орлов из ИРА в наших газетах никогда не писали, что они реально делали бомбы или там баловались оружием, -- писали, что, мол, сидят по облыжным обвинениям. Как и про Анджелу Дэвис, Пелтиера и т.п.

Признать, что "такой-то -- действительно террорист, но мы его поддерживаем", было почти немыслимо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2006-06-05 23:59 (ссылка)
принципиального неприятия, пожалуй, и я не помню. Тут еще надо оговориться, в чем оно могло бы заключаться.

Терроризм - как некое зло. Что меня в Черчилле не то, чтобы удивило, он в общем предсказуем, но привлекло внимание по котрасту - он с лидерами первой ИРА (которые тоже были террористы) лично довольно много общался. Договаривался, воевал etc. Отзывается о них с очень большим уважением.

Ну а Савинков дал нам интересное описание жизни деревни, когда однажды мне и Ллойд-Джорджу довелось с ним завтракать.... вообще на нышеншем фоне, когда официальная встреча Путина с Хамасовцами подается как что-то ужастное, вообще смотрится забавно.

Премьер Англии с его минстром завтракают с бывшим террористом и не видят в том ничего особенного.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mochalkina
2006-06-06 10:44 (ссылка)
Савинков в известной мере уникальная фигура -- посередине между маргиналами-бомбистами и "серьезными политиками". Как ему это удавалось -- отдельная загадка. Каляев или какой-нибудь Халтурин вряд ли были бы интересны Черчиллю как собеседники, даже если бы дожили до такой встречи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2006-06-06 14:36 (ссылка)
С Майкелем Коллинзом он тоже очень неплохо сошелся. Правда больше на почве политики. Впрочем, если бы Коллинза не убили вскоре - может и поговорили бы они за завтраком о проблемах ирландского крестьянства :)

(Ответить) (Уровень выше)