Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kouzdra ([info]kouzdra)
@ 2008-12-17 03:21:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:brave new world, Книги



Есть такая очень своеобразная книжка - повесть Яна Вайсса Дом в тысячу этажей.

Принадлежит она к очень редкому классу - по настоящему сюрреалистической литературе. В определенном смысле она единственная изо всех известных мне книг, которая является настоящим представителем этого жанра: попытки передать ощущение сна предпринимались неоднократно, с большим или меньшим (не)успехом. Следующий (и классический) представитель жанра - "Алиса в стране чудес" проигрывает "Дому" на порядок. Эта книга с самого начала хватает сознание и не отпускает его до самого конца. Текст лично у меня вызывает ощущения непосредственно визуальные, причем картника эта ослепительно яркая, предметная и слегка плывущая - как и должно быть в кошмарном сне.

В принципе - и без этого бы она была неплоха - книга перенасыщена аллюзиями и идеями, которые спустя 20-40 лет станут штампами: Тут и новая вавилонская башня (Дом), и Вечный Жид АКА темный повелитель Огисфер Муллер с его несметными богатствами. Тут и всеобъемющая технологическая слежка и тотальный контроль. etc etc. И волшебная и прекрасная, хотя и очень злая обстановка логова чародея - при этом - очень яркая и красивая - взять хотя бы хрустальный мост, ведущий в аппартаменты самого живого Бога Муллера.

И все таки - главное в этой книге - именно ощущение изумительно яркого кошмарного, но в тоже самое время - и невероятно реалистического и красивого сна.


(Добавить комментарий)


[info]dna21m
2008-12-17 05:31 (ссылка)
Отличная книга, да. Надо будет перечитать.

(Ответить)


[info]ketmar
2008-12-17 05:36 (ссылка)
меня угораздило — нечаянно совсем — прочесть её лет в… 13, 14? около того. я ещё тогда влюбился.

а вот что бесит до сих пор — это конец. такое впечатление, что конец написан по заказу Министерства Правды — совершенно не из этой книги. по-моему, оставаясь чистым сюром без финального пояснения, книга бы только выиграла.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2008-12-17 06:21 (ссылка)
Конец там совершенно правильный - но возможно только для тех, кто подобные сны видел. Они и правда очень необычны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ketmar
2008-12-17 06:43 (ссылка)
не знаю, я видел. но диссонанс всё равно. впрочем, это вкусовщина, натурально. скажем так: для меня — неправильный.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]polytheme
2008-12-17 20:51 (ссылка)
а чем это еще могло кончиться после всех логических нестыковок ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ketmar
2008-12-17 22:20 (ссылка)
для меня был бы идеальным «оборваный» конец, где не ясно — то ли ГГ в себя пришёл, то ли это действительно мир такой «свихнутый», то ли что. мне именно жёсткое «пришёл в себя» не по нраву.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2008-12-18 04:08 (ссылка)
А оно именно так в этих снах и есть - просыпаешься и "выпадаешь" в совершенно серый (по контрасту с глюком) мир.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ketmar
2008-12-18 04:17 (ссылка)
а, кажись до меня дошло. ты говоришь про «правильный конец по жизни». а я как раз хочу совершенно «нежизненного», не банального «но тут он проснулся». может, просто у меня аллергия на «просыпательные окончания», конечно. меня раздражает именно тем, что из убойного психодела возвращает назад в реал.

о! кажись, ещё раз дошло: да-да, имеено не хочу просыпаться. пожалуй, что именно этого эффекта автор и добивался — тогда согласен, эффект вышел великолепно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2008-12-18 04:59 (ссылка)
Я, не знаю уж к добру или ко злу - но слишком хорошо помню ощущения, когда - вот только что я шел без рубашки по залитой солнцем улице около поклонной горы - и вот уже сижу перед монитором/иду по полутемному крашенному масляной краской коридору/etcю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra
2008-12-18 03:55 (ссылка)
Там же ответ в самом начале

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]polytheme
2008-12-18 13:16 (ссылка)
ты имеешь в виду его периодические кошмарные пробуждения ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2008-12-18 21:06 (ссылка)
Ну да - тем более, что книга с этого начинается.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]almiki
2008-12-17 14:33 (ссылка)
меня этот конец тоже обломал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ketmar
2008-12-17 05:37 (ссылка)
кстати, у меня была бумага, оформленая прикольно. из какой-то советской серии, вроде бы. в том же томе и «Война с саламандрами» (которая, каюсь, мне до сих пор кажется дикой скукотищей, нельзя было такие разные вещи в один переплёт класть…)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dna21m
2008-12-17 09:15 (ссылка)
Да, у меня такая же. Там оформление совсем сюрреалистическое какое-то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2008-12-19 03:29 (ссылка)
Ага - я собственно картинку примерно под нее и сделал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]almiki
2008-12-17 15:25 (ссылка)
у меня эта серия вся была, кстати.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]polytheme
2008-12-17 11:56 (ссылка)
спасибо за ссылку, почитаем.

что удивительно, я обычно в похожих терминах (плюс головокружительная нежность местами) описываю книжку Ф.О'Брайена "третий полицейский" в переводе М.Вассермана, но единственная ссылка - битая, только многочисленные упоминания и ругань в адрес других переводов (ссылки на каковые наличествуют)

(Ответить)


[info]polytheme
2008-12-17 12:08 (ссылка)
из первых ощущений - Булгаков передрал описание Мулера один-в-один. или это восходящий архетип
писать демонов тысячеликими ?

(Ответить)


[info]almiki
2008-12-17 14:34 (ссылка)
Еще там холокост. Описанный задолго до.

(Ответить)


[info]nikto
2008-12-17 19:22 (ссылка)
Вы как-то упоминали ее где-то с полгода или год назад, и я тогда тоже перечитал. В самом конце перечитывания вспомнил, что уже читал ее когда-то лет 10 или 12 назад - мне тогда было лет 16, наверное. Но на этот раз впечатление она оставила, как будто это сценарий для комикса или японского мультфильма. В виде кино я ее не представляю, а как мультфильм или театральную постановку - вполне. А некоторое впечатление сюрреальности оставляют у меня, скорее, произведения Сэмюэла Дилэни.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]polytheme
2008-12-17 20:35 (ссылка)
"но на этот раз ..." - это известный эффект, описанный, в частности, неоднократно Набоковым :) или я неправильно понял, она вас не разочаровала ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nikto
2008-12-18 20:25 (ссылка)
Нет, не разочаровала, хотя я особо ничего такого и не ждал. Но и эффекта "вштырило и проперло" тоже не было, ни в первый раз, ни в этот. Это, наверное, избирательная чувствительность - я слышал, многих цепляет в этом смысле фантастика Филиппа Дика. Она действительно необычная, думаю, по уровню сравнима только с фантастикой Лема (хотя у Лема намного сильнее интеллектуальная проработка), но такого, чтобы "читал ночью Дика, и вдруг стало страшно", я не испытывал. Здесь, наверное, то же самое. Хотя есть авторы, чье восприятие входит в резонанс с моим, и произведения кажутся "очень яркими, переливающимися всеми цветами" - я так вижу произведения того же Дилэни. Еще Дэвид Линч. Может, еще кто-то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2008-12-19 01:35 (ссылка)
Дилэни у меня не пошел вообще никак - настолько никак, что я даже не смог вспомнить, читал ли его - сейчас погуглил и понял, что читал.
Дика я люблю - но воспринимаю сугубо как рассудочную конструкцию. С Линчем аналогия ближе - но тот и так является кином.

Что до Вайсса - я не уверен, что его можно экранизовать и imho точно нельзя сделать адекватный спектакль - будет слишком много визуальной конкретики. Если сравнивать - то скорее даже не с Линчем, а с "Бразилией" - но в ней как раз очень хорошо видны все проблемы экранизации таких вещей - что-то там очень хорошо, а какие-то сценки ("самурайская", напримре) напрочь убиваются именно конкретной реализацией

(Ответить) (Уровень выше)

:)))
[info]polytheme
2008-12-17 20:37 (ссылка)
вот мы и встретились снова :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gevor
2008-12-18 23:58 (ссылка)
А от Дика у вас такого ощущения не возникает?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra
2008-12-19 00:08 (ссылка)
Нет. Его я вообще чисто рассудочно воспринимаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]polytheme
2008-12-19 02:30 (ссылка)
кстати, прикольный косяк там в том, что японка говорит "ла-ло-лу"
а в японском нет звука "л" :)

(Ответить)


[info]ppkk
2008-12-19 16:45 (ссылка)
У меня во вторник в животе дискомфорт был и голодно (говном каким-то питался и мало), читал "Лошадиный суп" Сорокина. Вставило не по-детски.

Такое впечатление от многих произведений бывает, это неминуемо субъективно. Не будь мерзкого ощущения, не вставило бы.

Так что в редкости и сюрреалистичности не вполне уверен.

(Произведение читал, это обсуждалось уже здесь когда-то, в целом нравится.)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2009-07-14 15:28 (ссылка)
Отличная новелла (так, вроде)! Одно из моих любимых произведений наряду с "Днем триффидов" Уиндема. Насчет "Войны с с." согласен с Кетмар'ом.

(Ответить) (Уровень выше)