VII
Та самая жалость и то самое правосудие, коих недоставало Новгородской земле, были щедро явлены Иваном Васильевичем на Городище в конце ноября 1475 г. Те самые новгородцы, 16 лет назад едва удерживаемые владыкой Ионой от убийства и самого Ивана, и его отца, ныне толпами осаждали Городище, неся жалобы и прошения на имя Великого князя. Иван Правосуд судил скоро и право. Теперь, после того, как обоз с осужденными нарочитыми и, страшно вымолвить, даже с посадниками, осужденными великокняжеским судом, направился к Москве, то, что Великий князь - надежда и опора обиженных и обездоленных, стало понятно и тому, кто этого не постиг еще четыре года назад. И потянулись из Новгородской земли истцы в Москву. Самое страшное, что и ответчики тоже. Забыто было основное положение всех московско-новгородских докончаний вплоть до последнего:
на Низу новгородца не судити… Впрочем, оно и понятно: пригороды новгородские, выступив в недавней войне против своего старшего города, ясно показали Господину Великому Новгороду кого они считают над собой судьей и господином.
Неудивительно, что венцом этого процесса и оказалось появление в конце мая 1477 г. перед новгородским вечем Тучки с Хромым и оглашение достопамятного указа самозванного новгородского государя.
Новгород отослал послов государя назад в Москву, отказав тому во всех его претензиях, сославшись на Коростыньский договор. Иван Великий обиделся и 9 октября начинает медленное движение полков всех подвластных ему земель на Новгород. На этот раз на Новгородскую землю вступает уже не легкая конница, а все силы Великого князя с артиллерией, обозами, латниками и пехотой - Иван III Грозный Васильевич идет брать город.
По мере продвижения войск вглубь Новгородской земли все больше новгородских вятших оказываются на службе у Ивана, и на все большие уступки идут новгородские переговорщики. 8 ноября они уже согласны признать его
государем, но войска неумолимо надвигаются на город. 25 ноября Новгород блокирован. Больше месяца длятся переговоры, наконец, Новгород согласен уже со всеми требованиями Ивана. 11 января в последний раз собирается новгородское вече, которому еще раз, но уже гораздо определеннее зачитывают волю государя. 5 марта новгородский вечевой колокол въехал вместе с прочими трофеями в Москву.
Почему же именно в конце весны 1477 г. Великий князь решил форсировать события? Да потому что именно в это время он официально разрывает вассальные отношения с Ордой, отказывается впредь отправлять Ахмат хану царский выход и сам становится царем, но при этом теряет и право на сбор царского выхода для Орды с Новгородской земли.
С ликвидацией самостоятельности Новгорода для Москвы отпала необходимость в независимом Великом княжестве Тверском и подвластном Москве, но самостоятельном Белозерье, выполнявших роль буфера между Новгородом и Москвой, и они стали частью земель государя. Закончилось и самостоятельное существование Великого княжества Рязанского, выполнявшего для Москвы ту же роль по отношению к Орде, Хлынов и Казань, представлявшие постоянную угрозу Сараю, не угрожавшему более Москве после убийства Ахмат хана, также были присоединены Иваном к своим владениям.
К 1490 г. Иван Васильевич становится Государем Всея Великая Руси.
<VI оглавление ЧАСТЬ 8>Imported event Original