ВЕРТИКАЛЬ. ДЕВЕРТИКАЛИЗАЦИЯ РОССИИ
Первыми осознали, что строительство российскоих вертикалей чревато окончательным распадом России, как это ни странно, русские националисты. Лидеры Всероссийского Национального Союза были убеждены в том, что необходимо… "разделить Россию на самоуправляемые области по образцу С. Штатов", а вместе с самоуправлением возложить на них и ответственность за свою судьбу. Эти их идеи готовился воплотить Столыпин, но был убит накануне своей отставки.
Вертикали, уже после созыва в 1906 г. первой Думы, казалось, еле живой, но стремительно окрепшей с началом Мировой войны, требующей мобилизации всех ресурсов, к 1917 г. удалось добиться тотального товарного дефицита и неудержимого роста инфляции. Вертикаль рухнула вместе с Российской империей.
Преодолевая сталинскую гиперцентрализацию следующей вертикали, в 1957 г. пленум ЦК КПСС постановил упразднить центральные отраслевые органы, создать 105 экономических районов и передать управление отраслями территориальным Советам Народного Хозяйства. Единоличное централизованное руководство отраслями заменилось местным коллегиальным. Промышленность и сельское хозяйство откликнулись на это ежегодным ростом в 7-8%. Вертикаль, оставшись не у дел, добилась сначала создания республиканских СНХ, а затем и союзного Высшего СНХ. Вертикализация обернулась резким замедлением роста в промышленности и продовольственным кризисом.
В 1964 г. Министерства были восстановлены, совнархозы упразднены. К 1968 г. вертикаль была полностью восстановлена. Пережив обеспечившую некоторое увеличение эффективности производства эпоху относительной независимости предприятий и от ВСНХ, и от отраслевых министерств, эта вертикаль обеспечила к середине восьмидесятых нулевой рост экономических показателей и обрушилась, похоронив под своими обломками и КПСС, и Советский Союз.
Кажется, тень понимания того, как предотвратить следующую смуту, мелькнула у нас в 1996 г., когда Дума приняла закон о проведении эксперимента с налогообложением в Туле и Новгороде, определившего каждый из этих городов единым плательщиком налогов на имущество всех предприятий в виде некой фиксированной суммы, тем самым давая свободу городам самостоятельно определять ставки налога для каждого предприятия. В марте 2007 г. подводились итоги этого эксперимента, к сожалению, не знаю, что это были за итоги, но важно то, что эти два города сознательно были хоть по одному из множества налогов переведены с барщины на оброк.
Русские националисты начала XX века были правы: единственный способ сохранить Россию и вырваться из порочного круга строительства вертикалей - дать областям самим отвечать за свою судьбу, то есть, предоставить им право самим определять свою социальную и экономическую политику, определять и количество налогов, и их ставки, ограничив центральное правительство тем оброком, что они сами сочтут необходимым для исполнения тех функций, что сами же области на него и возложат. Ошибка региональных руководителей начала девяностых состояла в том, что они стремились подписать федеративный договор с федеральным центром, а не с другими членами федерации, впрочем, они и сами сознавали себя частью федеральной вертикали.
Экономическая, политическая и социальная независимость регионов от центрального правительства - первое, но не единственное условие стабильности России и лекарство от правительственного зуда строительства вертикалей: региональные правительства точно так же, как и правительство центральное, поражены этим недугом.
14< 15
>16