ПАР НАВЫПУСК
ЧАСТЬ 2. РУСЛО 
2nd-Oct-2007 04:14 pm
IV

Приговор суда собора князей и епископов русских оказался и приговором влиянию Тверских князей на судьбы России. Пусть Тверь сильна, но Тверской князь – слаб. Не хозяин он Тверской земли. И центр его княжества никем не построен, никем не основан - сам возник. И населяют его не беженцы, во всем от князя зависимые, не их потомки, а потомки основателей Твери. Вот и выходит, что Тверской князь – не хозяин в своем княжестве, а теперь еще у его великокняжеского стольного града Владимира новый хозяин объявился. Пусть еще не объявился, но митрополит, князья и епископы уже дали понять Михаилу Ярославичу, кто этот хозяин. У Юрия Даниловича просто не хватило выдержки, чтобы дождаться естественного падения Тверских, как дождался окончательного падения Киева митрополит Максим. За эту свою несдержанность Юрий и поплатился жизнью.

Иван Данилович, сменивший на посту Юрия Даниловича, всегда дома на хозяйстве оставался, когда тот князей в темницу тягал, да на Тверь хаживал то с монголами, то с новгородцами. Он не был столь кровожадным, какими были его брат и отец, в бытность свою Великим князем он все более кротостью города брал. Необыкновенная кротость Калиты объясняется просто: последний раз монголы переписали жителей Руси в 1275 г. и ушли, дав на откуп сбор дани Великому князю, следовательно, и дань Орда ожидала такую же, как еще при брате Александра Невского Василии Ярославиче и его сыне Дмитрии Александровиче, когда население было значительно меньше, чем при Иване. Что Орда ожидала, то и получала, как ею же и было положено - десятину с каждой переписанной сохи. Куда девалась разница между собранными и отданными в Орду десятинами, я думаю, объяснять не надо. А разница была столь значительной*, что и раньше тяжелый на подъем к ратным подвигам Иван Данилович теперь мог не воевать вовсе. Он теперь мог завоевать почти все, с места не сходя, лишь рассылая с частью той разницы кошели-калиты. А поскольку собирал он дань не сам, а переписи населения по вполне понятным причинам не было, то сколько десятин от лишней сохи оседало в карманах сборщиков! Бедный русский народ!

Интересно, а насколько бедный? Дани Орда просила - десятую часть от всего, произведенного за год. 10% с оборота, так сказать. Зато – раз в семь лет. Получается… меньше, чем 1,5% (полтора процента!) в год. Непосильное бремя! Сравнимое с нашим, отмененным за неподъемностью для отслеживания государством, дорожным налогом с предприятий.

Что же Тверские князья, неужели до такого простого воровства не додумались? Конечно, додумались, только вот докняжить во всей Владимирской Руси до узаконения его ханом Узбеком не смогли. То же, что им своровать и удавалось, все не туда вкладывали. А у Калиты на этих деньгах еще один источник дохода рос – арендная плата в 25 –50% годового оборота с каждого пахаря, что на его земле сидит. Да и не раз в семь лет, а каждый год. Да еще и таможенную деньгу, Иваном собираемую, Узбек ему полностью отдал в распоряжение. В землю надо было деньги вкладывать, в землю, а не в Орду и не в борьбу с ней, тогда, глядишь, и стала бы Тверь столицей нашей родины.

А пока, в 1329 г. после увеселительной прогулки во главе ордынской рати, наведенной им на землю Тверскую, после которой количество вольных пахарей на ивановых землях значительно увеличилось, а сама Тверь была разрушена вместе с селами и пригородами, Иван становится Великим полукнязем всея Владимирской Руси. Второй полукнязь – Александр Василич Суздальский получил в княжение земли владимирские и поволжские. Хитрый, но наивный Узбек так и не понял, что, хозяином в них все равно останется Иван, хоть княжить в тех землях и будет Александр. Вероятно, от постигшего его разочарования Александр Василич годика через три и умер, оставив свое полукняжение Калите. Отныне князья Московские становятся Великими князьями Владимирскими навсегда.

___________________
* При Дмитрии Донском, внуке Калиты соотношение дани к разнице составляло уже 1:15.


<III            оглавление             ЧАСТЬ 3>
This page was loaded Sep 8th 2025, 8:25 pm GMT.