Eric Gill Stay Me with Apples 1925
Всем известно, что в Библии (которая есть Слово Божье) входят книги множества разных жанров. И одна их книг Библии написана в жанре эротической поэмы. Это - Песнь Песней. Почему в Библию оказалась включена эротическая поэма? Потому что Слово божие уподобляет любовным отношениям мужчины и женщины отношения Бога и человеческой души. И, впоследствии продолжая эту традицию, апостол народов, святой Павел уподобляет этим отношениям отношения Христа и Церкви (т.е. Спасителя и спасённого Человечества). Именно эта метафора нашла отражение в картине, которую вы видите выше, где у мужчины не просто нимб, а нимб с характерными (крестообразными ) полосками, изображаемыми только на иконах Христа.
Всё это говорит нам о том, насколько высоко Библия и христианство ставят любовь и секс. (Брак освящается Церковью о одном из Таинств - особых Божественных действиях). И только каким-то диким недоразумением (на грани антропологической ереси) выглядит сексоборчество, имеющее в христианстве давнюю традицию Идёт оно отчасти от традиции монашества, возникшей в Церкви и оказавшей на него (христианство) огромное влияние, отчасти (в западной традиции) от богословия бл. Августина, в юности испытавшего влияние манихейства.
Разговор большой и серьёзный. Начать предлагаю с интересных мыслей и наблюдений aleksy-lj@lj:
"Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" (Песня Песней 2)
"0. Всегда были и теперь есть горе-проповедники, которые любят сказки о блуде. Много говорят, о грехах "по седьмой <заповеди>", а то и иначе поддерживают фальшивое целомудрие "борьбой против абортов", обвиняют в них женщин, да мужчин в потакании. Хотя последних больше в привычке "смотреть с вожделением". Обвиняют подростков в распущенности, а стариков в "грехах юности". Обвиняют не тех, кто действительно виноват, но тех, кто слаб и не может дать сдачи, зато... может принести деньги, а лучше - свободу или даже душу, принести и бросить их к ногам. Но не Бога, не друга, а этого самого горе-проповедника. Но обо всем по порядку.
Eric Gill Adam & Eve in Heaven 1927
1. Христос нигде не ругает секс. Видать, Самому Богу угодно, что именно сближением полов жизнь продолжается (Быт.1:22). Но верно, что "секс" - понятие неоднозначное. Супружеская измена тоже включает секс, и принято говорить, что тут "секс" точно неугоден Богу. Вот здесь и проступает озабоченность не правды Божией, а самих этих горе проповедников именно вопросами секса.
Сами термины они обычно не проговаривают, оставляя их между строк. Но тему любят, выражая эту свою любовь в проповедях против блуда просто в инверсированной форме. Конечно, для чего говорить о верности. Это скучно. Гораздо интереснее и заманчивее о блуде, чем и занимаются. Сделаем всё же уступку и признаем, что упоминать Спасителя и близость в пределах одной фразы не вполне корректно. Но не из-за гнушения второй, и не из-за любви к Первому, которой может быть и нет, а совсем по другой причине - секс не нужно ассоциировать с Духом, явить который и пришел Христос. Понятие о Духе - более фундаментальное и важное, чем о сексе. Когда же его по случайности вяжут с сексом, то просто нивелируют и затемняют его.
Eric Gill On My Bed by Night 1925
2.Христос ругает "взятую в прелюбодеянии" (Иоанн. 8:3). (тут как раз характерная опечатка у автора - Христос не осуждает взятую в прелюбодеянии - tapirr) Горе-проповедники не любят подчеркивать, что для осуждения к казни по Моисееву закону требовались очень жесткие свидетельства. Узнав о намерении дамы её сначала должны были предупредить о возможных последствиях легкомысленного шага, услышать от неё, что ей до этих вразумлений нет никакого дела, а потом ещё и застать на месте, увидев всё собственными глазами, буквально.
Причем сами свидетели должны были быть не случайными, а вполне себе "кошерными". Только тогда вообще можно было ставить вопрос, что с ней делать. Засудить на смерть всё же было не так легко. Можно думать, что Христа "ловили" не только на милосердии, а именно на тонкостях Закона, как и обычно. Но даже если не так, то вопрос ставился именно о супружеской измене, преднамеренной и подтвержденной вызывающими уважение очевидцами, а вовсе не по всякому "блуду". Горе же проповедники предпочитают говорить о женщине блуднице, не только не объясняя деталей, но и предоставляя каждому возможность додумать всю историю по своему, прям NLP
Eric Gill Divine Lovers: I 1922
3. Писание в целом. Во многих местах Писания говорится о блуде, но вовсе не о традиционном, а о религиозном. Говорится или об известных элементах языческих культов, в которых присутствовал эротический момент (так называемая храмовая проституция, но главное даже не она сама - а всё, что за ней стоит), или даже о культах без этого момента, но нарушающих монотеизм. О неверности Богу. Вовсе не о сексе, столь милом озабоченным проповедникам. Оба "блуда" - именно о неверности религиозной. И хотя все это не является великой тайной, принято подменять понятия и приводить эти места в качестве аргументов о целомудрии, вместо того, чтобы говорить о верности и вере. Понятия же блуда и прелюбодеяния по тем же причинам смешиваются, хотя Писание их строго разделяет.
Прелюбодеяние - только супружеская измена, причем с учетом того, что полигамия (отчасти) и близость с служанками таковой не считались и под заповедь не попадали. Прелюбодеяние - грубое надругательство, высмеивание любви. Блуд (в Писании) кроме вышеназванных религиозных смыслов, которые встречаются чаще других - это группа очень разных вещей с общим значением незаконная близость. Но сюда, чаще попадают вещи, которые и сегодня считают недопустимыми (например, - инцест, скотоложство, продажа собственных детей и проч.). Вместе с тем, как левират, так и близость с служанками, с незаконнорожденными, с вдовами и проч. не влекущая юридических последствий блудом, развратом не именовалась. Поправьте, если не прав. Если при близости сохранялись передача религии, имени, и имущественное право, то закон, как и люди, смотрел на нее очень снисходительно. Итак, у горе пропоповедников практикуется подмена понятий из Писания ради разговоров о том, что им интересно, под видом благочестивых слов.
4. Церковные и славянские тексты. В церковнославянских текстах "блуд", "блядство" и другие слова того же корня используются в вполне благочестивых контекстах и обычно для передачи ложной мысли, ереси. Это можно видеть и в текстах Апостола, и в переписке в Аввакумом и в других текстах. На проповеди происходит также подмена или стыдливое опускание. Хочется спросить почему? Обычно это или неведение иных смыслов кроме эротического, или придерживание традиции говорить о блуде только в кривом блудном смысле. Я не за реформу языка. Я только о том, насколько все запущено.
Eric Gill New England Woods 1920
5. Русский язык, этимология. Не секрет, что и сегодня слово "заблудиться" не имеет никакого отношения к половым вопросам, хотя переносно и может указывать на нравственные или умственные ошибки. Эротические поступки стали обозначаться им по смежности. Чтобы иметь близость нужно было отойти в лесок, походить там, поблудить… Понятно, что удобно перенести "блуждание" и на саму близость, что может случится у влюбленных. Похожая история со словом "гулять", но оно реже употребляется для обозначения близости. Вот такая метонимия и объясняет происхождение эротического значения у слова "блуд". Само же слово не оценочно, и не эротично исходно. Хотя теперь и стало таким. Но в современном языке в качестве эротических используются в основном заимствованные слова. "Блуд" же с его сильными экспрессией и резко отрицательной оценочностью остался только в бытовой ругани, да в языке горе проповедников, позаимствовавших его из 19 века (Синодальный перевод), и блудующих им на проповедях в 21-м.
Eric Gill Girl in Bath: I 1922
6. Народное благочестие. В народном благочестии никогда не было, да и не могло быть однозначного отношения к "блуду", потому что в эту категорию попадали как принимаемые, так и отвергаемые вещи. Блудным могли назвать как "запрещенный брак", так и принимаемое сожительство. Поэтому говорить, что народ отвергал блуд также нельзя, как и то, что он принимал его ради своей развращенности. Третий и четвертый брак в деревне не считали образцовым, но часто понимали уже как немилость Божию. Хотя каноническое право дозволяло и третий, но народ, можно думать, руководствовался не им. С другой стороны добрачные, праздничные (Купала и проч.), солдатские, вдовические и проч., даже некоторые близкородственные отношения, народ считал вполне законными. Полагал, что они просто не охвачены церковным правом, справедливо думая, что оно и не должно охватывать все тоталитарно, а только наиглавнейшее и избирательно.
Итак, в народе "блудить" не всегда означало "грешить", но под давлением ригоризма, бравшего начало часто в монашеской среде оценки смещались, выдав как результат кривой проповеди узаконенную Государем (при молчании Синода) проституцию в столицах, и все же минимальное сохранение (!) нравов в "блудливой" деревне.
Eric Gill Hottentot 1920
7. В Евангелии нет учения ни о сексе, что признают горе проповедники, ни о блуде, что признавать им менее удобно. Нет, как и о многих других вещах.
Но есть учение о вере и о доверии, о верности, и о любви.
Не той затасканной, что на плакатиках, а о той, про которую "в словах не говорят", которая "не ищет своего".
А то вот до чего доучили деревню. При сексе в пост иконы непременно спрятать, грех бо. При сексе же вне поста, можно не вертеть. Народ старался не зачинать в пост. Но по своим языческим соображениям, а вовсе не по Евангельским.
Вот сказал же поэт, "положили молодых, и оставили одних". Хорошо сказал. Почти символ веры. Просто догмат против блуда. Не нужно стоять рядом со свечкой и лупой, выискивая нарушения. Дайте молодым поблагодарить Бога за красоту и радость. Даже и до слез. Оставьте, прости Господи, их с этой благочестивой вашей педофилией. Снимите тапки, а? Тут святое. Вот просто ругаюсь. Не приставайте к молодым. Очень прошу. Не судит их Бог, когда они любят, потому что любовь - Его собственность. Не моя, не их, не ваша, Его, да. Известное место о "взгляде" принятое традицией за "строгие требования" Спасителя не выдерживает никакой критики, не только потому, что та же традиция не требует буквального изъятия очей, соблазняющих при этом самом взгляде, но и потому, что за наглые глаза могли "похвалить" в любом обществе, как в древности, так и теперь. И "похвалить" так, что мало не покажется. Но, горе проповедники любят место о взгляде грязном, и не любят о взгляде чистом (Матф.6:22), наверное в силу уже обретенной собственной чистоты и непорочности.
Eric Gill Ecstasy 1910-11
8. Да, у нас есть псевдоаскетическая фарисейская традиция подменяющие предпочтительные понятия запретительными, которую, к счастью не слушают, потому что предпочитают слушать о любви, прекрасно зная, что запреты не удерживают, а только насилуют, если из них ходят сделать основание.
В основание положена была вера ещё во времена ветхого завета, тем более вера требует проповеди в новозаветных условиях, верность предпочтения, а не речи о блуде, условия для детей, а не слово об абортах. В церкви есть не только учение о любви, но и дух любви. Он оправдывает любую близость в основе, которой лежит любовь. И разумно советует отличать её от миража половой неудовлетворенности. Задача церкви показывать красоту брака, а не гонять блудников. Показывать евхаристичность жизни - радость в ней, как причину, за что благодарить, а не распущенность, которую и без неё знают. Научить видеть красоту любимой, обаяние любимого, как доказательство того, что есть и правда, и счастье, и Бог, а не вкладывать тысячи долларов в брошюрки со списками "блудных грехов", по прочтении которых даже у "изблуженной" молодежи вырывается: "Господи, куда я пришла"? (пришел) - и опасливый взгляд на иеромонаха у аналоя для исповеди. Да и иеромонаха тоже жалко..."
Eric Gill My Love among the Lilies 1925
Иллюстрации Eric Gill к Песне Песней
Больше работ Эрик Гилл здесь и здесь
Также см.
Читать по теме