ПАР НАВЫПУСК
ЧАСТЬ 4. ЗАПРУДА 
7th-Oct-2007 04:45 pm
IV

Семен Иванович, прозванный Гордым, наследник Ивана, наконец, прозрел. Поняв, что силой можно добиться от Новгорода лишь временных уступок, он в 1341 г. посылает в многострадальный Торжок не войска, а сборщиков дани. Великокняжеских тиунов, естественно, заковали в цепи и посадили в холодную. Не вступая в прения по поводу законности своих прав собирать самолично дань с Торжка, Семен выдвинул к нему свое войско.*

Торжок и прежде едва терпел свою зависимость от Новгорода. Являясь для Новгорода воротами на Низ, Торжок еще в Великое княжение Андрея Боголюбского пытался отделится от своего старшего города, однажды даже исхитрившись посадить себе своего князя, получив его непосредственно из рук Святослава Ростиславича Новгородского.

Брат Святослава Ростиславича, Давыд, в Торжке недолго прокняжил. За такую провинность князю Святославу новгородцы сразу путь указали в Ладогу казни ожидать, предварительно, пока князь еще, принудив его повелеть своему брату покинуть Торжок раз и навсегда. Торжок, естественно, новгородцы сожгли за своевольство.

Святослав Ростиславич с вольного поселения в Ладоге бежал в Киев к своему отцу. Разгневанный князь Киевский сгоряча похватал и запер всех новгородских купцов, бывших в то время в Киеве. Остыв, он повелел их выпустить, с удивлением обнаружив, что некоторые из них сами собой скончались. Впоследствии тот же Святослав Ростиславич дал повод князю Андрею Боголюбскому для карательной экспедиции на Новгород, после примирения с новгордцами вторично сбежав уже непосредственно с Новгородского стола. Вокняжение в Новгороде бежавшего от Новгородского стола Святослава Ростиславича и было официальной целью двойного нашествия Андреевых ратей, дважды по пути не преминувших сжечь Торжок…

Последний раз Торжок жгли всего девять лет назад. Молодшие жители Торжка, прекрасно сознавая, чем кончаются для них споры Москвы с Новгородом, перебили всех наличных новгородцев, и одного своего, местного вятшего, не успевших убежать из города, и разобрали дома новгородцев и многих вятших на доски. Выведя из холодной великокняжеских тиунов, расковали их, и вышли из города с ними, цветами и иконами встречать княжеское воинство, освящаемое своим присутствием нашим знакомцем, митрополитом Феогностом.

Новгороду сбор дани с Торжка пришлось уступить Москве, князя Семена признать своим князем, Семен уставные грамоты новгородские поцеловал, на том и разъехались. Торжок стал великокняжеским леном, а князь Московский - снова князем Новгородским.

_______________________________
*Злосчастный Торжок входил в состав земель, выделенных некогда для кормления князей Новгородских из Владимирского дома, статус его был таким же, как и Ржевы с Луками: он находился под юрисдикцией Новгорода, но дань, с него собранную, если князь Новгородский был не из Владимирского дома, Новгород отправлял князю Владимирскому. С той поры, как князья Владимирские стали совмещать княжения, управляя Новгородом из Москвы, это различие исчезло, и Новгород уже в любом случае направлял собранную с Торжка и Бежецкого Верха дань Великому князю Владимирскому.




<III             оглавление               V>

Imported event Original
This page was loaded Sep 15th 2025, 9:16 pm GMT.