IV
Начиная с 1375 года, Великие князья Тверские особо не досаждали Москве, более того, иногда они были Москве и верными союзниками: даже традиционные связи Твери с Литвой использовались Москвой для борьбы все с тем же Новгородом. Услуги дипломатического и военного характера оказанные Василию Темному Борисом Александровичем Тверским, правнуком Михаила Александровича, привели к еще большему сближению Московского и Тверского домов. Борису Александровичу удалось добиться от Василия Васильевича признания их равенства и выдать свою дочь Марию за его сына, будущего Великого князя Владимирского Ивана Васильевича.
В 1466 г. наши земли накрыла очередная чумная волна. На ее исходе, в 1467 г. умерла Мария Борисовна. Обстоятельства ее кончины не оставляли сомнений в ее отравлении, до сих пор сомнения остаются лишь в его причинах и в том, кто ее отравил.
Больше всего от чумы пострадали Псковская и Новгородская земли. Только в одном Новгороде от чумы, если верить летописям, погибло около 50000 жителей. В 1470 г. бурей был сломан крест на св. Софии, в Хутынском монастыре сами собой звонили колокола, гробы истекали кровью. Неудивительно, что в тот же год в начале ноября умер владыка Иона, спаситель Василия Васильевича и его сыновей от новгородского гнева.
Как обычно, вечем были избраны три претендента на замещение вакансии, как обычно, на престол св. Софии были возложены три свитка с тремя именами, только теперь, начиная с избрания Ионы, св. София должна была не подсунуть под руку слепцу свиток с именем избранника, а оставить свиток с его именем лежать на престоле. Возможно, если бы новгородцы были более почтительны к старинному обычаю, события развивались бы иначе: св. София в прошлый раз оставила явно промосковского претендента, а в этот - оглашенные первыми имена оказались именами ставленника пролитовской партии – ключника св. Софии Пимена, и промосковской - исповедника Ионы Варсанофия. София избрала в посредники между собой и Новгородом ризничего Феофила.
За неделю до избрания Феофила в Новгороде появился призванный вечем на княжение Михаил Олелькович, брат весьма популярного и в Новгороде, и во Пскове Симеона Киевского, сын князя Александра Владимировича Киевского и внук Василия Дмитриевича Московского. Михаил, вероятно, расчитывал на помощь Новгорода в решении собственных проблем, потому и помог пролитовской партии не допустить хиротонисания в Москве новоизбранного архиепископа, предполагая рукоположить его в Киеве. Новгородцы, сочтя помехи на пути архиепископа в Москву происками отвергнутого св. Софией ключника Пимена, ворвались во владычьи палаты, выволокли его на площадь, избили и, разграбив архиепископскую казну, присудили Пимена к штрафу в 1000 рублей для возмещения ущерба, самими же и нанесенного.
Премудрость Божия явно отвернулась от Новгорода: в декабре умирает князь Киевский Симеон Олелькович. Так же как наши князья получали ярлыки на княжение из ханских рук, литовские князья получали свои княжества от Великого князя Литовского. Михаил Олелькович в этих условиях становился Новгороду не союзником, а обузой, потому срочно было снаряжено посольство к королю Казимиру Ягеллончику. В феврале 1471 г. договор Новгорода с Великим князем Литовским был подписан, новоявленный владыка, оговорив для себя возможность хиротонисаться там, где ему будет угодно, договор своей печатью скрепил.
Надеждам же Михаила Олельковича не суждено было сбыться, Новгород не оказал ему при заключении договора с Великим князем Литовским даже политической поддержки: в Киев вместо сына Симеона Василия или самого Михаила Казимир послал Мартина Гаштолда, к тому же, низводя значение Киевского княжества до обычного воеводства, не князем, а воеводою. В середине марта Михаил Олелькович вместе со своим войском покинул новгородские пределы, в утешение разорив Русу и опустошив все прочие селения, стоявшие на его пути к Литве.
Договор Новгорода с Литвой был по существу объявлением войны Москве, и в Новгороде это прекрасно сознавали. Кроме призвания Казимира на княжение Новгородское, основного договора, был заключен и тройственный договор между Казимиром, Новгородом и ордынским ханом Ахматом о военных действиях против Ивана III осенью-зимой 1471-1472 г.г.
<III оглавление V>Imported event Original