Mon, Mar. 9th, 2009, 02:56 pm
Нищие духом


рис.- С.Чахарьян

Самая знаменитая, пожалуй, и столь же мало понимаемая фраза в Евангелии

"Баженны нищие духом, ибо их есть Царство Божие"

(Мф,5)

Т.е. это непонятно бывает людям, как правило, вообще, полная абракадабра.

Но, известно, что Библия имеет свойство толковать сама себя: т.е. если в ней что-то непонятно в одном месте, то другое (схожее) место говорит о том же самом более понятно.

Вот в Псалме 145, стихе 5 сказано:

"Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его"

(это кстати, поётся чуть не ежедневно на православной службе).

Для начала поясню, что Бог Иаковлев значит Бог Израилев (Иаков и Израиль это два имени одного и того же эпонима),
а всё остальное и так понятно, и, как мне кажется, объясняет непонятных "нищих духом".

Связь я усмотрел, во-первых, в обещании блаженства (т.е. высшего счастья), а дальше - всё параллельно.

Пойдём от противного:

Если я духом богат - надо ли мне обращаться к Богу? У меня духа - хватает.

Мне помощь от Бога не нужна, и надеюсь я только на себя (богатый - хоть деньгами, хоть духом - мог бы про  себя сказать "Самостоянье человека - залог величия его").

А вот нищий (тот, у кого духа недостача, и не небольшая, а серьёзная) - обращаентся к Тому, Кто может дать.

Нищий - тот, кто просит.

Единственная надежда- что подадут ("у кого надежда на Господа Бога его")

И вот такие люди и будут счастливы. А напыщенные духовные богатеи  будут несчастны :(

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:15 am
[info]pollak@lj

есть еще такая версия - нищий (в отличае от бедняка) это человек, живущий подаянием. Бывали очень богатые нищие (у Лескова, например, описаны)
В английском переводе poor in spirit
Как по гречески - не знаю.

Но если это даже особенность перевода, все равно интересно. Главная особенность нищего - неустанно просить.И нищий - профессия, исключающая гордость. Его прогоняют, презирают плюют в него - он просит.

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:19 am
[info]tapirr@lj

Да, то, что Вы сказали очень дополняет тему.
Спасибо большое!

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:49 am
[info]seligenstadt@lj

вот взяточник к примеру, тоже подаянием живёт -- кто что даст, тем и перебивается.

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:54 am
[info]tapirrr@lj

:)

Не так. Он не ПРОСИТ.

Он ВЫМОГАЕТ.

Это в Библии противоположность нищему: тот, кто "за мзду обвиняет невиновного" и.т.д.



----нищий - профессия, исключающая гордость. Его прогоняют, презирают плюют в него - он просит. ----

Вот, где соль. Взяточник САМ прогоняет и плюёт.

Mon, Mar. 9th, 2009, 09:28 am
[info]seligenstadt@lj

все плюют на взяточника, публично его ругают и высмеивают. тюрьмой угрожают. а он всё о детишках, да о кредите на квартиру долдонит, может кто даст чего. просит опять же по силам дающего. эта вековая русская традиция вполне согласуется с вашим понимание нищеты, по-моему. напрасно вы её критикуете, ведь тут вы как нельзя близки к народу.

Mon, Mar. 9th, 2009, 12:44 pm
[info]tapirr@lj

От взяточника мы зависим.

Нищий же зависит от нас.

Разница принципиальная.

(А нищий духом зависит от Бога)

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:16 am
[info]andrey_lensky@lj

Да нет, все, насколько я знаю, намного проще. В оригинале — "блаженны нищие по духу", то есть добровольно нищие. О нищете духовной в Библии нет ни слова. Этот глюк попал в большинство переводов, но церковь о нем очень даже в курсе. ;-)

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:23 am
[info]tapirr@lj



---добровольно нищие---


одна из трактовок. Их много.




----глюк попал в большинство переводов, но церковь о нем очень даже в курсе----

У МФ - "нищие духом."
У Лк - просто "нищие" (познее исправленные на "нищих духом", что б не было противоречия).

Так что вариант Матфея не глюк.

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:33 am
[info]andrey_lensky@lj

Из чего следует, что не глюк? ;-) Из того, что синодальный перевод сделал все единообразным?

Знакомые историки-античники мне ручались, что это именно переводная ошибка. Кстати, этот вариант как раз гораздо лучше ложится на остальные тексты. "Раздай свое богатство и вслед иди за мной."

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:50 am
[info]tapirrr@lj

тут есть попытка "свести всё к едтному знаменателю".

Между тем это место неоднозначно.
И ожибки нет, но есть разные трактовки.

Вот Вам ещё один античник:

"Если сравнить разные переводы Библии на французский язык (см. напр. la bible de jerusalem и louis segond version) то, наверное, в десяти из них словосочетание «нищие духом» будет передано по-разному;

в переводах же на английский язык всегда сохраняется точный вариант: «нищие духом».

Переводчики не пытаются истолковать это выражение, они просто сохраняют его в точном и не совсем понятном виде, как оно дано по-арамейски, по-гречески, на латыни, на русском и славянском языках.

Но всё же есть какие-то способы проникнуть в смысл этого выражения.

Далее )

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:59 am
[info]andrey_lensky@lj

ОК, может быть. Но Ваша трактовка представляется мне все-таки гораздо более натянутой.

Mon, Mar. 9th, 2009, 12:42 pm
[info]tapirr@lj

Просто истинными могут быть сразу несколько трактовок. Нет одной единственной, единственно правильной...

а натянутого здесь нет, из самих слов она исходит.

А Вы-то исходите, что слово "духом" здесь случайное.

Mon, Mar. 9th, 2009, 02:33 pm
[info]andrey_lensky@lj

Отнюдь нет. Я исхожу из того, что оно означает "по духу". То есть не просто нищие, а те, кто в душе выбрали для себя такой взгляд на жизнь.

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:22 am
[info]nikotin@lj

Я читал несколько другое объяснение - "нищий духом" это человек не привязанный к своей собственности. Есть машина - удобно, потерял машину - да и фиг с ней, троллейбус за углом. Нет троллейбуса - ноги есть. Примерно так, если очень упрощенно.

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:24 am
[info]tapirr@lj

Да, это тоже важный аспект. О нём Иисус говорит там же примерно: "Не заботьтесь...".
И, мне каж, одно не исключает другое.

Спасибо!

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:33 am
[info]andrey_lensky@lj

Ну так то, что я написал чуть выше — это то же самое. ;-)

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:47 am
[info]fly_in_fish@lj

Аверинцев предлагает расслышать здесь и "духом" и "Духом"
т.е. - по велению Духа + такое состояние, когда только на Господа можно уповать

Mon, Mar. 9th, 2009, 08:51 am
[info]tapirrr@lj

Да, верно, и так и так:

ведь в 1 веке не было Заглавных Букв.

Mon, Mar. 9th, 2009, 09:00 am
[info]andrei_naliotov@lj

Да, совершенно верно. Нищий духом - тот, кто всегда знает, что в нём самом ничтожно мало всегда духовного богатства - любви, смирения, сострадания, мира и света. Что это богатство во всей его полноте не может получить человек, потому он всегда нищ духом. Но Богу возможно всё, и Бог может это богатство подавать настолько, насколько у человека открыто сердце Богу. И духовное богатство - благодать от Бога - человек получает, но это всегда лишь маленькая крупица, поскольку по природе своей больше этой малой крупицы человек вместить в себя почти всегда не в состоянии. Потому мы все и нищие духом. Ощущение того, что мы нищие духом - наверное, само по себе, амбивалентное: одновременно грустное и радостное. Грустное - от того, что нет у нас в достатке любви, радостное - от того, что знаем - Бог подаст ещё "копеечку", если будем просить как нищие.

Mon, Mar. 9th, 2009, 12:39 pm
[info]tapirr@lj

Ой, спасибо большое.

Так верно сказали. Очень важные слова на эту тему.

Mon, Mar. 9th, 2009, 10:04 am
[info]pravdoiskanie@lj: Блаженства, и почему их "не понимают".

От http://www.pravdoiskanie.info: Например, За нищетой духа (а в некоторых источниках: блаженны нищие), идёт дальнейшее перечисление: блаженны алчущие ныне, блаженны плачущие ныне (Евангелие от Луки). Вот оттого и происхоит непонимание, что все хотят быть сытыми, здоровыми, и богатыми, причём немедленно, здесь, и сейчас. И если текст будет правильно понят, то им придётся выстрадать спасение, терпеливо неся своё крест на протяжении всей жизни. Ибо нищий - это заброшенный обществом, а часто ещё и ограбленный им человек, до которого никому нет никакого дела. Его предпочитают не замечать в том числе и ограбившие его лжебратья. Вот от чего происходит непонимание. Они отлично всё понимают, но не принимают! Их непонимание - притворное, показное, лицемерное. Если бы они были наивнячками, то не смогли бы так ловко устроиться в этой жизни, причём за чужой счёт. Потому и сказано: много званных, но мало избранных!

Mon, Mar. 9th, 2009, 12:43 pm
[info]tapirr@lj: Re: Блаженства, и почему их "не понимают".

Да, правда.

Спасибо большое!

Mon, Mar. 9th, 2009, 04:46 pm
[info]ofeliya_o_nimf@lj

можно я выскажу свое мнение? можно-можно-можно?=))))
про нищих духом - это одно=)
про нищих в жизни - другое=)
я НИКОГДА НИКОМУ не подаю. потому что все эти нищие-несчастные-брошенные-покинутые тупо не хотят и пойти самим заработать.
почему кто-то должен их кормить? кто-то должен работать, чтоб дать им денег?
и все это от нежелания поднять свою жопу и пойти заработать. конечно, что может быть проще, чем сидеть и клянчить деньги? и выклянченные деньги пропить?
мы, знаете ли, живем в 21 веке, и каждый, я повторяю КАЖДЫЙ может заработать себе на жизнь, кто-то больше, кто-то меньше.
немного грубо, но мне кажется, что все в своем религиозном экстазе опять спутали все понятия.

пысы: на мой комментарий может ответить автор поста, остальные комменты по поводу моего мнения разных "истинно верующих" даже читать не буду=))) я за здоровое и адекватное общение=)

Mon, Mar. 9th, 2009, 05:16 pm
[info]tapirr@lj

----и каждый, я повторяю КАЖДЫЙ может заработать себе на жизнь, кто-то больше, кто-то меньше.----

инвалид (или пожилой человек) , который не выходит из дома и у которого нет сил и здоровья, не может заработать, что б хватало на жизнь и лечение.

А где-нибудь в глуши даже и на пищу не может.

Так что не КАЖДЫЙ.

---------

Насчёт профессиональных нищих ты права.

Mon, Mar. 9th, 2009, 05:30 pm
[info]ofeliya_o_nimf@lj

который не выходит из дома - априори не имеет отношения к тем нищим, которые выходят.
плюс, я наивно верю в наше государство, которое хоть как-то социально защищает этих людей, есть же соцработники разные... плюс родственники помогают...но это конечно в лучшем случае, невыходящих из дома я не имела в виду вообще.
что имеется в виду под глушью? в глуши, знаете ли, совхозы есть например, как и странно всякие перерабатывающие заводы, свое натуральное хозяйство. у меня тетя живет в так называемой "глуши" и как-то, знаете ли, не бедствует ни разу.
есть конечно такие небольшие города, где работы нет, например в Подмосковье работу найти не очень легко, но, знаете ли, если человека пугает, что он полтора часа поедет до центра Москвы на электричке, чтобы заработать в 5 - 6 раз больше, чвем в своем городке, то извините! у меня дорога в институт занимала от полутора часов, заметьте, за оооочень маленькую стипендию, и ничего, не умерла. вопрос только в собственной лени.

Mon, Apr. 27th, 2009, 02:15 pm
[info]pravdoiskanie@lj: Смысл Евангельской нищеты он искал.

Но нищим не подавал. Да и сам не мечтал нищим стать. Зато любил он философствовать, и о нищете рассуждать!

Fri, Oct. 16th, 2009, 05:42 am
(Anonymous)

Есть, так называемые, "нищие", объединенные в преступные кланы и выпрашивающие милостыню у нас с вами. Они просят профессионально поставленными голосами и тексты у них написаны профессионалами. И ежедневные обороты составляют сотни тысяч долларов. А если вы приглядитесь, то увидите великолепную кожу рук и ухоженные ногти. Но есть и другие - нищие старушки скромно стоящие около хлебного ларька. Это - сама бедность. Так, по-моему, Господь меряет нас не по тому, кому мы подали, а по нашей готовности помочь. А уж кому мы помогаем,... то "имеющий глаза, да увидит"

Fri, May. 28th, 2010, 06:59 am
[info]presbyter_hans@lj

Нищие духом, или «…по велению духа»
подробнее:
http://presbyter-hans.livejournal.com/69924.html

Thu, May. 19th, 2011, 08:21 am
[info]akvhaos@lj: оно рядом

http://akvhaos.livejournal.com/6384.html