Давно навязла в зубах постоянно повторяемая мантра про Ужасную Нефтяную Иглу, на которой мы все дружно сидим и невероятно от этого страдаем (что наглядно демонстрирует количество айфонов на болоте и автомобилей на улицах).
Всем известно про страшную зависимость России от нефти. Откуда известно? Ну так все же говорят! Всем это известно!
Ситуация усугубляется ещё и тем, что вопящие поутру граждане, требующие немедленно слезть с нефтяной иглы, к вечеру обычно уже начинают другую песню — про Огромные Нефтяные Сверхдоходы, которые нужно немедленно раздать народу.
Непонятно, то ли с нефтяной иглы слезать, то ли народ на неё садить? Что угодно, сударь, вам?
Разберёмся
Надо выяснить, а насколько же плотно мы сидим на игле-то?
Что мы видим: доходы бюджета равны 2,079 триллиона рублей. из них все поступления от природопользования и ВЭД равны 113,9 миллиардов.
Надо понимать, что природопользование — это также и платежи за использование, скажем, водных и многих других ресурсов кроме нефти и газа. Как и внешнеэкономическая деятельность — это не только экспорт. А экспорт — не только нефть и газ. Но — я посчитаю их целиком. Чтобы ненароком не ошибиться в плохую, позитивную сторону. Надо ошибиться в хорошую сторону — в негативную.
Выходит, в 2000-м году не добывалась нефть? Да нет же, добывалась, ещё как. Куда же шли все деньги? Смотри СРП. Зато были в ходу байки про то, как где-то в далёких Арабских Эмиратах невероятные свехдоходы раздают всем и просто так, и неплохо было бы у нас сделать так же, ну или хотя бы раздать деньги бедным бабушкам.
Виновато в том, что частные лица — владельцы нефтяных компаний — не раздавали деньги бабушкам, было почему-то российское государство.
Всего доходов: 16 триллионов. Доходов, которые я условился считать исключительно Нефтяной Иглой из них: 4,75 триллиона. То есть, беря по максимуму — почти треть бюджета.
Включаем мозг.
Независимая от Нефтяной Иглы часть бюджета выросла с 1,966 триллиона до 11,3 триллионов. Рост в 5,5 раз.
При этом Нефтяная Игла составила 4,750 трилиона по сравнению со 113 миллиардами в 2000 году.
Что из этого следует? Из этого следует, что при полном исключении Нефтяной Иглы из структуры бюджета он будет отброшен к уровню 4-5 летней давности. Очевидно, придётся от чего-то отказаться. Например, от индексации пенсий. Или зарплат бюджетников. Или инвестиционных проектов. Или чего-то ещё. Придётся выбирать, что важнее. Но — этот выбор будет.
Потому что если посмотреть на уровень 2000-го года, становится ясно, что там выбирать было просто нечего. Не могло быть ни индексаций, ни инвестиций, ничего.
Свершилось то, о чём так стонали 10 лет назад — Бешеные Нефтяные СВЕРХдоходы наконец раздали «бедным бабушкам», «нищим учителям» и другим в виде пенсий и зарплат. Нет, опять всё плохо — теперь модно говорить «посадили страну на нефтяную иглу».
Невероятная зависимость госбюджета от нефтяных доходов — не более чем миф. Если отказаться от нефтяных доходов полностью, придётся лишь очень сильно сократить массу государственных программ. Но, ещё раз: это всё ещё будет не уровень 2000-го года, это лишь отбросит нас на 4-5 лет назад максимум. Это — на условиях отказа от нефтяных денег вообще, полностью.
Однако любому трезвомыслящему человеку должно быть ясно, что полного отказа не может быть в принципе. Нефть всё так же будет добываться хотя бы для того, чтобы был бензин внутри страны. Всё так же будут платить зарплаты нефтяникам, а с них — налоги. Всё так же будут налоги от продажи топлива. Будет нуждаться в сырье и нефте-газохимическая промышленность — а то из чего же полимеры-то делать? А шины для автомобилей?
В конце концов будут нуждаться в топливе наши потенциальные друзья за рубежом. Или чего вы думаете вся Европа уже лет 5 гудит о невероятной энергетической зависимости от России? Может кто-то забыл речи зарубежных лиц по поводу временного перекрытия только лишь газовой трубы из-за контрактных разногласий с Украиной? Кто-то думает, что если будет перекрыт Кран, цены на нефть и газ за рубежом не выйдут на геостационарную орбиту? Кто-то думает, что если перекрыть кран, нашим потенциальным друзьям не будет дешевле завоевать нас и снова этот кран отвинтить? Завинтив предварительно кран для потребителей внутри самой страны. М?
Общеизвестно, что так не может думать ни один думающий человек.
Таким образом, нефть и газ будут добываться всегда. Различие может быть в объемах, но далеко не в разы. Так и наполнение бюджета от добычи ископаемых будет всегда. Вопросы должны возникать, когда ресурсы добываются, а страна не видит с этого ни налогов, ни срезаных сверхдоходов. Как это было в 90-х годах.
Наличие нефти у нашей страны — не зависимость, а конкурентное преимущество. Даже если не останется ничего другого, у нас всё ещё будет нефть. И газ. Не использовать данное преимущество для ускорения развития экономики, для решения, например, социальных (см. «программа ДЛО» или «индексация пенсий») вопросов и проблем бюджетных сфер (см. «строительство больниц/детсадов/школ» или «повышение зарплат бюджетников») — крайне глупо. Это можно использовать, и это нужно использовать.
Но разве можно заподозрить в наличии ума тех, кто попеременно кричит то об «нефтяной игле», то об «арабских эмиратах»?
Изначально не задавался таким вопросом, но в процессе написания заметки он явно обозначился. При таком большом росте доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности, насколько выросла сама внешнеэкономическая деятельность?
Ну что ж, вот структура экспорта всё с того же gks.ru:
Общий объём экспорта за 2010-й год составил 400 миллиардов долларов. Доля «минеральных продуктов» — 68%.
Или в абсолютных значениях 55,6 и 272 миллиарда. Разница в 5 раз как раз соответствует степени подорожания нефти за эти годы. То есть, не приходится говорить о том, что стали выкачивать в 5 раз больше нефти/газа. Нет, стали продавать практически то же самое количество в 5 раз дороже. Так кто тут на нефтяной игле — Россия или те, кто у России покупает углеводороды?
Итак, экспорт углеводородов в денежном выражении вырос в 5 раз. А какая доля этого перепадает «бедным бабушкам» посредством госбюджета? Здесь справедливее считать от всего экспорта, так как ВЭД — это вся внешнеэкономическая деятельность.
2000 год: 55 милиардов долларов экспорта ресурсов (105 всего), и лишь около 3,8 миллиардов долларов (по моей чудо-методологии, изложеной в первой части статьи) — в казну.
2010 год: 272 милиарда долларов экспорта (400 всего), и 158 миллиардов долларов — в казну.
Неплохо поменялись соотношения, а? Да, понятно, тут и пошлины на импортные товары, но, простите, импорт в целом вырос лишь в 5 раз по деньгам. А поступления в казну — в 40 раз.
При таких показателях на чём основываются вопли про то, что огромные, немеряные триллионы долларов, наверняка покоящиеся на секретных счетах олигархов, не розданы народу, не вложены в инвестиции и т.п.? И розданы, и вложены. и ещё на чёрный день осталось.
То, что в 2000-м году нефти качалось практически столько же, сколько сейчас, и при этом бюджет страны не видел ни копейки — вот что должно вызывать вопросы. Об этом все крики про слезание с нефтяной иглы. Слезь с нефти, отдай её олигарху.
То, что дядя заведомо завысил, прямым текстом об этом написав, количество нефтяных бабок так, будто кроме ресурсов у нас других нет и будто кроме экспортных пошлин на нефть у нас других экспортных и импортных пошлин нет, тебя не смущает. Ты даже немедленно, прямо под графиками, врёшь про 95%. Правило 95% в действии.
>Ты даже немедленно, прямо под графиками, врёшь про 95%. Чо-чо? Под сырьё и первичную переработку на диаграмме за 2010 не попадают разве что "продовольственные товары и сельхозсырьё" и "Машины, оборудование и транспортные средства", ну и "другие товары". это 4,8%.
Ты даже немедленно, прямо под графиками, врёшь про 95%.
Правило 95% в действии.