bulochnikov
Борьба с внутрикорпоративным воровством. 
12th-Apr-2009 01:46 pm

Так как же бороться с внутрикорпоративным воровством?

А всеми доступными методами и постоянно.

Нет ничего более далёкого от истины и более вредного для торговли, чем самоуверенное утверждение, что я так организовал дело, что у меня воровство невозможно! Или: они меня так боятся (любят, уважают, благодарны и далее по списку) что никогда не решатся на воровство!

 Это как в военном деле: идёт бесконечное соревнование методов обеих сторон. И каждая постоянно совершенствует и изобретает всё новые и всё более эффективные способы противодействия противнику. Запомните и исходите из того, что воровство невозможно искоренить раз и на всегда. Его можно только МИНИМИЗИРОВАТЬ и только НА ВРЕМЯ.

И помните: большинство людей приходят на работу работать. Но если они видят, что их начальник простак и воровство им ни чем не грозит, то только вопрос времени, когда работник начнёт воровать. Правило не знает исключений. Если только вы не наняли продавцом Мать Терезу. Ну, во первых, Мать Тереза уже умерла. А во вторых Мать Тереза не пошла в продавцы в своё время. Не понравилась ей эта работа. Святости в ней мало. (Как говорят её биографы)
 

Есть всего восемь способов торгового мошенничества:    

 

1-    Банальное воровство денег из кассы.

2-    Банальное воровство товара.

3-    Завышение цен.

4-    Левый товар.

5-    Списание годного товара с последующей его реализацией.

6-    Пересортица товара: дешёвый выдают за дорогой и дорогой за дешёвый.

7-    Не пробитие чека.

8-    Обмер, обвес, обсчёт покупателя.

  Остальные способы – суть разновидности этих восьми.

 

  Некоторые из этих способов направлены против покупателя, некоторые – против хозяина. Некоторые сразу против обоих.

Против каждого из этих способов применяются свои специфические методы.

Но есть и два универсальных: своевременно выявлять склонность к мошенничеству работников. И личный пример честности хозяина и убеждение в пользе честности персонал.

 

Способы минимизировать воровство бывают нескольких видов.

 

1-    Проверка на склонность к воровству.

2-    Личный пример честности хозяина и убеждение в пользе честности.

3-    Ревизии, контроль и проверки.

4-    Стимулирование честности и лояльности сотрудников.

5-    Экономические методы, делающие некоторые способы жульничества невыгодными.

 

Начнём с первого универсального способа.

Проверкам на склонность к воровству я учился у азеров, когда работал с ними. Вот уж кто большие доки в этом!

Я уже писал, что даю ВСЕМ новым работникам деньги на прохождение медосмотра. 1000 рублей. Даже тем, у кого и свои деньги есть. Во первых – денег у безработного может и не быть. А во вторых, это проверка: Если пропьёт или украдёт эту тысячу, значит на материальную ответственность ставить человека нельзя. Ещё будешь рад, что тысячей отделался.

Второй способ – дать работнику 51 тысячу и сказать: «вот тебе 50 тысяч. Иди закупи товар». Если он вам «честно» вернёт вам сдачу с 50 тысяч, то сразу выгоняйте. Вернее, не сразу, а малость погодя. Чтобы он не догадался, на чём он спалился. И не научил других.

Вариант этого способа: привезти 110 килограмм товара и сказать: «взвешивать мне некогда. Здесь ровно центнер. Сама перевесишь и расфасуешь». Если она сдаст выручку с центнера- смело выгоняйте.

Ещё вариант: приносишь ей 90 кг товара и говоришь: «взвешивать мне некогда. Здесь ровно центнер. Сама перевесишь и расфасуешь». Если работник после поднимет скандал, что ей не довезли товар, значит всё в порядке. Если смолчит, значит ей похеру, сколько товара вы не довезли. Она нашла способ компенсации. Или сразу выгоняете, или можете поискать способ, которым она компенсирует. Это обычно или завышение цен, или обвес покупателей, или левый товар.

Есть ещё такой способ. Уронить купюру в ящик с товаром. Если найдёт и скажет хозяину – значит всё в порядке. Если купюра из ящика исчезнет, а продавец ничего не говорит, значит она украдёт всё, что плохо лежит. Этот метод надо повторить несколько раз. Потому что купюру может взять не тот, кого проверяешь.

При завозе товара можно наложить товар «криво». То есть, чего то переложить, а чего то не доложить по накладной. Вариантов действия продавца три:

1- Не заметила ни того, ни другого.

 Это означает, что она вообще не смотрит за доставкой товара. Надо объяснить ей, чем она рискует, доверяя экспедиторам. И предупредить, что вычитать за недосдачу на точке будут с неё. Такое поведение типично для начинающих продавцов. Они верят людям. Лечится это несколькими небольшими вычетами у неё из зарплаты. Женщины обычно жадноватые. Вычет и 50 рублей часто приводит к бурной реакции. А вот если никакой реакции не последует, это должно насторожить. Значит, ваша зарплата для неё не главное. По двум возможным причинам:

- Нашла способ жить не на зарплату. 

- Таково свойство её характера.

Если нашла способ жить не на зарплату, то или у вас ворует, или у покупателей, или  - если молодая девка – нашла спонсора. И то и другое плохо. С первым случаем всё ясно. А если имеет место быть второй способ, то это тоже плохо. Значит ей ваша работа больше не нужна. Подумайте, нужен ли вам такой работник, который не заинтересован в работе и не держится за неё?

Если же деньги для неё не главное по свойствам её характера, то это ещё хуже. По моему опыту, люди, которые делают своим кредо лозунг: «Деньги для них меня главное!» отличаются капризностью, вероломством и склонны к скандалам. И очень трудно управляемы. Лучше их на работу не брать. Деньги в жизни действительно не главное, но все мы работаем ради денег. Если бы у нас денег было много (много в нашем индивидуальном понимании), то все мы нашли бы себе более приятное занятие, чем торчать целый день на работе. Задумайтесь: зачем человек ходит на работу, если не из-за денег? Что ему от вас надо? И что он сделает, если не получит своё?

2- Продавец может отметить и недосдачу, и избыток товара. Так поступают опытные и честные продавцы. Или умные.

3- Она может отметить недостающий товар и скрыть избыток товара. Делать систему «ниппель»: туда – дуй, а оттуда - XYZ! Таким образом она создаёт у себя неучтённый товар. Для его последующей реализации в свой карман. Можете сразу выгнать, а можете немного повоспитывать воровку, а потом выгнать. Когда подберёте замену.

Этот метод проверки тоже надо повторять несколько раз. Чтобы выявить систему и избежать ошибки.

 Надо приучить продавцов очень внимательно принимать товар. Начинающие экспедиторы часто склонны не довозить товар, чтобы создать избыток товара на складе на случай возможной недосдачи. (Наслушались всяких небылиц о жуликах в торговле). Во первых, постоянные недосдачи, которые в этом случае образуются у продавца, могут спровоцировать продавца на обман покупателей и хозяев, чтобы скомпенсировать свои потери. А потом она так и втянется в жульничество. А во вторых, у экспедиторов и кладовщиков может появиться соблазн реализовать свой избыток через ваших же продавцов. И для этого начать искусственно создавать избыток. Это всё непременно приведёт к созданию у вас организованной и сплочённой группы расхитителей. Справиться с которой можно только заменой всего коллектива. Что очень трудно и дорого. Лучше до этого не доводить.

Поэтому надо всячески раздувать недоверие между продавцами и экспедиторами. И штрафовать тех и других за кривой завоз и плохую приёмку. Штрафовать часто, но на небольшие суммы. (10-100 рублей). С целью не наказать, а разозлить друг на друга. 

И помните: что свои аналогичные способы проверки честности хозяина могут применять и работники  к вам. И тут мы переходим ко второму универсальному способу: показывать работнику личный пример честности хозяина. И убеждать в пользе честности свой персонал. Если хозяин сам нечестен, то сколько он не убеждай в пользе честности свой персонал, кто ему поверит? И более того, самый мелкий факт нечестности хозяина работник истолкует, что если уж и хозяин…, то ему и сам бог велел.

Персонал непременно будет проверять вашу честность. Обычно он делает двумя способами: обсчитывает себя на зарплате, или на сдаче выручки, или на сдаче с закупа (Даёт вам лишние деньги). Не много. Ваша задача найти его ошибку и непременно вернут ему его деньги. Даже несколько копеек. Иногда эта ошибка и происходит случайно. Тем более надо найти ошибку и вернуть деньги. Работник тогда точно поверит в вашу честность. Я не заметила даже, а он обнаружил и вернул!

Или второй вариант: экспедитор с радостью вам сообщает, что дистрибьютор обсчитался на ящик в вашу пользу. Или взял меньше денег за товар. Тут же при экспедиторе позвоните дистрибьютору и сообщите ему про его ошибку. И решите вопрос с возвратом. Можете не сомневаться, что если вы этого не сделаете, это непременно станет известно всему вашему персоналу. В каких бы доверительных отношениях вы не были с экспедитором. Более того, то же самое делайте, если выяснится, что экспедитор обсчитал продавца. По тем же причинам. Не допускайте двойной морали: мы тут все свои. Поэтому честны между собой. А вот с чужими, это совсем другое дело! Помните, что при малейшей оплошности или случайно сорвавшемся грубом слове вы сам в два счёта станете чужим для своих работников.

Если при ревизии выявилась недосдача сверх допустимого, то я освобождаю заинтересованный персонал от работы и представляю ему все документы у себя в кабинете, чтобы он пересчитал и: или лично убедился в недосдаче, или нашёл мою ошибку. Кстати, часто находят. И всякую неясность в записях или вычёркиваниях в накладной я истолковываю в пользу продавца. Что уменьшает его недосдачу. Кстати: пересчёт ревизии дело трудоёмкое. За одно и посмотрите реакцию работника на предложение пересчитать. Если делает это неохотно, значит, знает о недосдаче. Значит - ворует.
  Быть честным и проверять персонал на честность надо всегда. У меня были работники которые честно работали по 8 лет, а потом начинали мошенничать. Это самые опасные мошенники. Они хорошо знают вашу торговлю и вас лично. Поэтому их труднее всего поймать на воровстве.
 Старые и приближённые сотрудники со временем будут знать об этих ваших методах проверки на честность. И это не плохо. Пусть знают. Всё равно они не знают, действительно ли вы ошиблись или их проверяете. Это незнание тоже будет стимулировать их честность.

 

Остальные способы МИНИМИЗИРОВАТЬ внутрикорпоративное воровство изложу в следующий раз. А то некоторые читатели жалуются в комментах, что посты и так  слишком длинные.


Comments 
12th-Apr-2009 12:51 am
"Есть ещё такой способ. Уронить купюру в ящик с товаром. Если найдёт и скажет хозяину – значит всё в порядке. Если купюра из ящика исчезнет, а продавец ничего не говорит, значит она украдёт всё, что плохо лежит. Этот метод надо повторить несколько раз. Потому что купюру может взять не тот, кого проверяешь."

Как-то уж очень. Может, денежку уронил расфасовщик, может, грузчик, может, ещё кто. Почему отдавать надо хозяину?
12th-Apr-2009 01:20 am
ибо лишь Мудрый Господин "Ку-3-раза с полуприседом" может рассудить, Чья Добыча! -))) а не дело тупого вороватого пролетарского быдла панимаиш моском пользоваться -)
12th-Apr-2009 02:15 am
ага, забавный хозяйчик
реально думает что ВСЕ ему должны верно служить.

уврасть у хозяйчика эт святое я считаю. Он враг и относиться к нему нужно соответсвенно.

Сам-то он как хозяйчиком стал? СПИЗДИЛ.
а другим не дает - конкуренции боится.

лично я за конкуренцию, это честно!
12th-Apr-2009 02:58 am
=Может, денежку уронил расфасовщик, может, грузчик, может, ещё кто. Почему отдавать надо хозяину?=

Не обязательно хозяину. Тем более не я эти деньги подбрасываю. А обычно или экспедитор, или обучающий продавец. Главное, чтобы начала разбираться: чьи деньги? А не затырила тихо. Таких мы выгоняем. Практика научила.
19th-Jun-2009 01:58 pm
Лучше всего подложить денежку в размен. Размен ведь все равно оставляется при пересменке.
12th-Apr-2009 02:45 am
Странно. Я лишнюю тысячу сразу вернул бы.
Я и возвращаю, получу налички на что-нибудь, прямо на месте пересчитаю и, если что отдам лишнее или потребую недосдачи. Это меня надо выгнать, просто потому что я не хочу портить себе карму таская мелочь из кармана работодателя?

Я правда не продавец, у меня должность очень откатная, может меня по другому проверяют )
12th-Apr-2009 02:54 am
Или я не понял, или Вы. Если вы возвратили деньги, за что Вас выгонять? Можно и сразу пересчитать.
12th-Apr-2009 06:50 am
Да, я разобрался, я сначала не вник в написанное на 100%.

Кстати, до меня был случай, сотрудник несколько раз приносивший незапланированную прибыль, сильно обиделся на шефа. Шеф узнает что ему лишних тысяч 5 принесли, гмыкнет и дальше работает, как будто так и надо. Ну спасибо скажет.

Вот тот сотрудник оч здорово своровал и еще информацию унес.

Я когда могу, насчитываю больше своим экспедиторам и обязательно хвалю за такие вот случаи. Чтобы не повторялось. Очень обидно принести чистые деньги и не быть оцененным. Не все же могут пойти к шефу и запросто попросить добавки к зп.
12th-Apr-2009 04:11 am
Про воровство партнеров у партнеров в бизнесе тоже занятная тема. Там воры придумывают философские обоснования разные.

Про воров хорошо в словаре написано http://slovari.yandex.ru/dict/encsym/article/SYM/sym-0129.htm?text=%D0%B2%D0%BE%D1%80
12th-Apr-2009 09:08 am
Мне вот что интересно - представьте, что лет вам поменьше, чем сейчас, бизнеса своего нет, и вы решили устроиться на работу продавцом/экспедитором/еще кем-нибудь в этой сфере. Какая будет линия поведения в устройстве на работу и собственно в самой работе ?
12th-Apr-2009 03:05 pm
Вопрос требует длинного ответа. Может, когда нибудь и разовью.
А если коротко, то:
- Первое время Вы работаете на авторитет, а потом авторитет работает на Вас. У меня что бы заработать доверие и уважение надо минимум года три.
- Я ценю дисциплину. Я всегда говорю: у меня не госпредприятие, а частная лавочка. Поэтому требования к дисциплине очень высокие. Три раза у меня никто не прогулял. На третий - выгоняю.
- Не надо врать. Я чувствую, что человек врёт, и подозреваю самое худьшее. Хотя он врёт и безо всякого смысла. Просто от любви к искуству. У меня работал один. Так он всё то брильанты покупал, то квартиру новую выбирал. Врал для самоутверждения. А у меня всё возникали подозрения: уже украл или только собирается?
- Знал одну женщину. Она пришла к азерам и сказала: "Я-учительница. На работе не платят. Готова торговать на рынке. Ничего пока не умею. Но очень работящая и никогда не буду воровать".
Азеры её тут же устроили продавцом. И года через четыре у неё уже был свой бизнес. Азеры помогли ей перейти от категории работника в категорию партнёра. Такие работники и такие партнёры всем нужны.
- Не доверяю слишком чистеньким и гламурненьким. Работа в торговле тяжёлая. Ноготки все обломаются о ящики.
- Не нужны работники с "коротким дыханием", как говорят в спорте. Они хотят разом привести в восхищение своего работодателя. И сникают, когда у них это не получается. И начинают плохо работать. А мне нужны постоянные работники, а не гастролёры.
- Я не придаю значения личным отношениям. Только работе. Часто хорошие работники обладают плохим характером. А лапочки и душечки часто плохие работники. Главное для меня - результат. То есть оборот, который даёт продавец. Если он редкостная сволочь и противный тип, но торгует хорошо, то я его буду ценить.
- Мне от работника нужна работа, а не секс. Если кто то хочет заменить работу сексом, то это не ко мне.
Если бы я устраивался на работу, то вёл бы себя так, чтобы приизвести именно такое впечатление.
А вообще то при устройстве на работу меньше говорите и больше слушайте и не думайте о впечатлении. Держитесь естественнеее. Лучше будете смотреться.
12th-Apr-2009 02:12 pm
пипец скока трудностей-то
12th-Apr-2009 03:21 pm
> некоторые читатели жалуются в комментах, что посты и так слишком длинные.

Да. В отличие от большинства пользователей ЖЖ вы пишите всегда текст на несколько экранов, не используя при этом ЖЖ-шные инструменты для сокращения отображения заметки в новостной ленте ("не убираете под кат" как принято говорять).

Лично я всегда читаю все ваши заметки, хотя порой, конечно, бываю кое с чем не согласен. Но некоторым такой формат просто не удобен.

Иногда бывает трудно, чисто психологиски, начать читать длинный текст если ты просматриваешь т.н. френдленту в которой за день накапливаются десятки (а иногда и сотни) постов-заметок из журналов авторов, на которых ты подписался ("зафрендил"). Если первые же строки заметки не заинтересовали, человек скорее всего "промотает" её не прочитав.
13th-Apr-2009 09:53 am
Все очень правильно, но... есть мне кажется одна глобальная неточность... :)

"большинство людей приходят на работу работать" - вот тут косяк... большинство приходят не работать, а за тем, чтобы каким-то образом получить деньги... некоторые даже осознают, что для этого нужно обязательно работать... :)
есть еще редкая категория (как учительница, про которую вы писали в комментах) - которые реально приходят работать. И эти люди, если у них есть определенные данные, как правило могут сделать очень неплохую карьеру. Кстати, особо многого не надо: в принципе я бы назвал два основных пункта - это организованность и честность.
13th-Apr-2009 10:11 am
"По моему опыту, люди, которые делают своим кредо лозунг: «Деньги для них меня главное!» отличаются капризностью, вероломством и склонны к скандалам. И очень трудно управляемы. Лучше их на работу не брать. Деньги в жизни действительно не главное, но все мы работаем ради денег. Если бы у нас денег было много (много в нашем индивидуальном понимании), то все мы нашли бы себе более приятное занятие, чем торчать целый день на работе. Задумайтесь: зачем человек ходит на работу, если не из-за денег? Что ему от вас надо? И что он сделает, если не получит своё"

Ой сколько тараканов то. Может вы и работаете ради денег, но есть люди работающие ради интереса в первую очередь, фанаты своего дела. И им нужно только чтобы денег было достаточно для занятия этим делом. И понятное дело что деньгами вы таких людей контролировать будете плохо. А в остальном статья интересная.
13th-Apr-2009 02:43 pm
Ой сколько тараканов то!
Интересно, а как Вы представляете работу "фаната своего дела" в розничной торговле, скажем, хлебом?
14th-Apr-2009 01:17 am
в регионах встречал пекарей продающих штучный товар по смешным ценам. были бы они торгашами - наладили производство, раскрутились бы, поставили за прилавак продавца итд. но им это не надо, им в кайф делать пироги самому, продавать их людям и получать удовольствие от того что пироги людям нравятся.

думаю что в торговле действительно нужен тот кто любит деньги, но вот в производстве нужен тот кто любит работать.
9th-Jan-2011 04:30 am
Жизненно. Классные советы.

А вы не пробовали поступить так: распечатать эти наработки, и выдавать их сотруднику, одновременно с приемом на работу?
Ведь прочитав - сразу становится понятно "начальник не лох, воровать бессмысленно".
По идее это проще, чем играть в кошки-мышки с нерадивыми продавцами?

Или уже пробовали - и оказалось не эффективно?
9th-Jan-2011 04:42 am
На бумаге не пробовал. Да они всё равно не любят читать.
А если она вороватая, то она считает себя жутко умной, а хозяина дураком. И всё равно будет пытаться обмануть. Только вооружённая кое какими знаниями.
Если вороватая, то после предупреждения надо выгонять.
9th-Jan-2011 06:05 am
Да, в общем-то всё логично.

А как выгоняете проворовавшихся? Проведя беседу и оформив "По собственному желанию" или как-то иначе?
Что делаете, если в отказ идут (мол не напишу заявление, если не оплатите "компенсацию")?
Спрашиваю, т.к. у вас судя по материалу - огромный опыт увольнений. А в Москве довольно проблематично от нерадивых сотрудников избавиться. Если человек ничего не делает - но и не "косячит" - так вообще ни как.
9th-Jan-2011 08:30 am
Они у меня расписываются в получении денег вперёд и я их официально не увольняю, а отстраняю с сохранением зарплаты, за получение которой они уже расписались. А потом срок договора кончается и увольняю по окончанию.
Это я перестраховываюсь.
Реально никто из них и не протестовал.
9th-Jan-2011 09:45 am
Спасибо за ответ.
3rd-Jun-2013 04:26 am
Я бы добавил еще одну систему воровства, которую вы не рассмотрели в статье: присвоение бонусов, скидок, призов работниками, а не использование их по назначению.

При использовании, к примеру дисконтной карты, у продавца создается ощущение что он ничего не ворует, т.к. у покупателя с большим суммой действительно могла оказаться дисконтка и выручка на эту тысячу и так была бы меньше.
Аналогично с призами от поставщиков, персонал уверен "поставщик всё равно уже оплатил и выдал все эти футболки-бутылки так почему бы не взять парочку, все равно пропадет!"

Возможно в вашей сфере все эти программы лояльности не сильно распространены.
This page was loaded Mar 14th 2025, 5:55 am GMT.