bulochnikov
Доисторические технологии: от шимпанзе до гномов. 
27th-Oct-2010 10:04 am

Для разрядки помещу что нибудь политически нейтральное. Околонаучненькое.

 

Недавно посмотрел по телевизору, как изготовляют каменные топоры историки, имитируя (по их мнению) технологии каменного века. Изготовляют из мягких слоистых сланцев путём откалывания камнем кусков от заготовки.

Но так изготовлял орудия труда разве что Хомо Хабилис – человек умелый тысяч двести лет тому назад. В этой же передаче были показаны ножи, наконечники стрел и копий из кремня и обсидиана североамериканских Хомо Сапиенсов, выполненных 13000 лет назад. Они остры, как бритвы и очень гладки. И все правильной листообразной формы. Такие нельзя изготовить путём откалывания кусков от заготовки.

На самом деле технологии человека разумного были другими.

Заготовка нагревалась на костре до нужной температуры и на неё капали водой в нужное место. От кремня отскакивали мелкие кусочки. Впоследствии эту технологию усовершенствовали. На последних этапах процесса не капали водой, а прикасались к раскалённому камню влажной веточкой или наполненной водой соломинкой. Так и создавался нож или наконечник.

Технология эта развивалась долго.

Началось всё с шимпанзе. Именно они изготовили первый прототип копья. Современные исследователи обнаружили, что некоторые группы шимпанзе используют заострённые палки для насаживания на них маленьких приматов галаго ведущих ночной образ жизни, а днём прячущихся в глубоких дуплах, где их нельзя достать руками. Вот шимпанзе и используют для этих целей примитивные копья. Концы этих копий шимпанзе заостряют зубами. Этот процесс использования «копий» учёными удалось заметить, но не удалось пока заснять на камеру.

Но зубы человека не приспособлены для обгрызания дерева. Поэтому человек заострял копья путём обжигания их на костре и опускания в воду. Чтобы лишнее не обгорело.

И однажды он открыл, что если нагреть камень и облить его водой, то от камня отлетают куски. Так и была открыта технология обработки твёрдых минералов для создания оружия и орудий труда. Дальше она несколько сотен тысяч лет совершенствовалась. Пока не достигла возможностей создавать наконечники и ножи из твердейшего кварца гладкости, производящей впечатление обработанных почти что на шлифовальных станках с алмазными кругами. 

Впоследствии, обжигая камень, человек случайно обнаружил, что если хорошо обжечь глину, то она краснеет и твердеет. Так человек перешёл в керамический век. Это произошло где то 40000 - 45000 лет назад. Именно этим возрастом датируются радиоуглеродным методом первые глиняные черепки, найденные на территории современного Китая.

Впоследствии человек уже сознательно стал обжигать до всё большей температуры разные минералы в порядке эксперимента. И таким образом открыл где то около 7000-8000 лет назад первые металлы. Прежде всего медь. Так человек вошёл в металлический век.

 

Первыми рудокопами и металлургами были гномы. Да, да! Те, которых называли гномами, существовали!

В южном Урале есть целая система первобытных рудников. Штольни и землянки сохранились до сих пор. Это место считается у местного населения нечистым. Потому что там исчезали дети и проваливался под землю скот и взрослые люди. Археологи слегка исследовали эту зону и обнаружили, что землянки были соединены туннелями со штольнями и что всё это предназначалось для людей ростом не более 1,3 метра.

Эти люди добывали там малахит и из него выплавляли медь. Ценнейший продукт того времени. И продолжалось это от 5000 до 7000 лет назад. Целых 2000 лет! Ввиду того, что рыть землю приходилось руками, в первобытные шахтёры из практических соображений подбирались люди маленького роста (чтобы меньше копать туннели для них), но очень крепкие физически.

Эти люди женились между собой и за 2000 лет их облик закрепился генетически. Времени было более, чем достаточно.

Это подземное городище было самой совершенной крепостью того времени. Жилища, мастерские по выплавке меди и шахты составляли единую подземную систему, соединённую туннелями, на площади в сотню квадратных километров. И высокорослые степняки, окружающие рудное место, даже физически не могли туда проникнуть из-за своего большого роста. И, видимо, даже боялись заходить на это место. Откуда им знать, из какой дыры в земле вылезут толпы крепких гномов с медными топорами?

И они вынуждены были вести с гномами меновую торговлю, меняя мясо, растительную пищу и одежду из шкур на ценнейший минерал того времени - медь и украшения из медной руды – малахита. Распространяя легенды о несметных богатствах первобытных рудокопов, дошедших до нас в сказках о гномах.

На окраинах этой же зоны обнаружены и землянки для маленьких людей, не соединённых с общей системой штолен. Возможно, там жили гномы, по своим физическим кондициям не способные работать под землёй. Поэтому ставшими изгоями в мире гномов. Возможно, они служили посредниками в меновой торговле между рудокопами и степными скотоводами и охотниками-собирателями. Возможно, именно они в европейском фольклоре назывались хоббитами. Которые в тех же преданиях характеризовались как практичные, изворотливые и жадноватые торгаши, умеющими ладить и со свирепыми гномами, и с людьми, но не тождественными ни тем, ни этим.

Разработки медной руды в этой местности находились до глубины в 40 метров. Именно на этой глубине находится в этих местах мощный водоносный слой. Который не смогли преодолеть первобытные рудокопы. На большую глубину люди смогли зарыться только в 19м веке. Когда появились насосы с паровым приводом. Тогда в этих же местах возобновилась добыча медной руды.

А первобытные рудокопы выбрали всю доступную им руду и покинули эти места. Возможно, в Европу. Где в Германии тоже находят подобные подземные городища, несколько более позднего времени. Перед тем, как окончательно уйти, гномы пытались увеличить рудные запасы на освоенной территории. Они вырывали пещеры. В которые насыпали медную руду такими же слоями, как она залегала в естественных условиях. Для размножения руды. Видимо, гномы считали, что руда разрастается, подобно грибнице. Но это не помогло. Доступная медь закончилась. И гномы или ушли, или вымерли с голоду, или были уничтоженные степняками. Или частично и то, и другое, и третье.

 

Пояснения для скептиков: Сведения про уральских гномов я почерпнул из передачи «Клуб путешественников» ещё с Сенкевичем. Кажется, где то в первой половине 90х годов. Ссылок в интернете давать не буду. Кому надо – ищите сами. У меня нет времени и лень.


Comments 
26th-Oct-2010 03:42 pm
Радиоуглеродным методом можно определить время обжига глиняной посуды?! Вы не могли бы подробнее рассказать об этом замечательном методе, который, оказывается, датирует все, что угодно.
26th-Oct-2010 03:59 pm
=Радиоуглеродным методом можно определить время обжига глиняной посуды?!=

Да. При обжиге в керамике остаются микрочастицы сажи - аморфного углерода. А вот каменные орудия датируются только по слою почвы, в котором их нашли.
26th-Oct-2010 05:06 pm
Выходит, с помощью радиоуглеродного метода датируется возраст сажи, которая находится внутри керамики. Осталось только выяснить, как хитрые китайские археологи умудрились ее туда затолкать. Изготовить древнюю сажу, как я понимаю, не проблема.
26th-Oct-2010 05:16 pm
А за что вы так китайцев невзлюбили?
Углерод соответствующего возраста изготовить нельзя Изотопный анализ не подделаешь. Его можно лишь найти.
40000 лет назад в Китае жили не китайцы, а кто то вроде кроманьонцев.
26th-Oct-2010 05:41 pm
Я вообще с большим сомнением отношусь к палеонтологии, а к китайской в особенности, доказывающей, что синантропы были настолько разумными существами, что изготавливали гончарную посуду. Не забывая подмешивать в нее сажу. Показателен случай, когда на "древней" китайской гробнице были случайно найдены швейцарские часы (http://www.meta.kz/64523-%C2-%EA%E8%F2%E0%E9%F1%EA%EE%E9-%E3%F0%EE%E1%ED%E8%F6%E5-%EE%E1%ED%E0%F0%F3%E6%E8%EB%E8-%F8%E2%E5%E9%F6%E0%F0%F1%EA%E8%E5-%F7%E0%F1%FB.html), датировка которых, мягко говоря, не сходится с датировкой, полученной радиоуглеродным методом.
26th-Oct-2010 08:28 pm
Бог с вами. Какие синантропы? Синантропы были пару миллионов лет назад и сосуществовали довольно долго с сапиенсами. А 40000 лет назад уже были Хомо Сапиенс Сапиенс. Кстати: на западе первые из уже найденных кирамические черепки датируются 33000лет назад.
Китай в археологии и палентологии далеко впереди остальных. Во всяком случае европеи рисовали динозавров в чешуе, когда китаи доказывали, что они пернатые. Сейчас это общепринятая точка зрения.
И вообще Китай уже несколько лет как страна №1. Недаром МВФ и МБРР несколько лет назад в очередной раз изменили методику подсчёта ВВП, чтобы опять вывести США на первое место.
Съездите в Китай - посмотрите. А то у вас бабушкино представление.
27th-Oct-2010 05:15 am
Специально для вас разместил в своем журнале материал: "В поисках предков человека". Почитайте.
Что касается Китая, не спорю - фасад впечатляет. Переплюнули СССР.
27th-Oct-2010 05:30 am
=Что касается Китая, не спорю - фасад впечатляет.=

Там где я живу много моряков. Они не по прессе Китай изучают, а месяцами работают в том же Китае на ремонте своего судна вместе с китайцами. Один такой сейчас работает у меня. Так что про фасад не надо. За фасадом тоже многое что впечатляет. Особенно, если смотреть изменения в динамике хотя бы за лет пять.


=Переплюнули СССР.=

И США тоже. Уже лет пять тому как.
27th-Oct-2010 08:21 am
Строго говоря, датируется дерево, которым обжигали. Да и точность датировки на пределе возможностей метода сомнительна.
26th-Oct-2010 11:42 pm
Совершенно верно. Ареал распространения тех или иных сказаний, а также европейские предания четко определяют границу "сказочной страны гномов" за Камнем (Уральские горы). С несметными сокровищами, самоцветными камнями в шахтах. Где живет и добывает их низкорослый, но сильный и боевой народ гномов. Здесь же обитали некие огромные птицы Фениксы. А дальше, за пределами этой страны начинались непроходимые и заповедные леса Лукоморья. В которых жила нечисть и т.п.

Причем, такое мнение отслеживается в разных эпосах. Но место всегда одно - за Камнем.
27th-Oct-2010 01:37 am
Достаточно большое количество исследователей, пыталось личным примером показать, как делать то или иное оружие, строение, статую, поверхность примитивными методами. У кого-то, без сомнения, получалось. Однако, есть нюансы, типа хрустальных черепов. Или вот:

Эта фотка с сайта lah.ru
Как думаете, чем могли древние так обрабатывать гранитную скалу?
27th-Oct-2010 03:35 am
Полагаю, существовали эффективные технологии, которые сейчас забыты. Этим летом в Симферополе (если кто в курсе - в Старом городе) я видел, как двое рабочих выкапывали выгребную яму. Сняли метровый слой грунта и принялись долбить скалу, спрессованную многометровым слоем воды (в ней встречались остатки ракушек). Лом от скалы отскакивал как от гранита. С помощью отбойного молотка за два дня удалось пройти метра полтора. А совсем рядом можно было полюбоваться 12-метровой шахтой, которая была пробита вручную еще до революции. (Она использовалась как колодец, вода была чистейшей. После того, как был проведен водопровод (вода пахнет тиной и хлоркой), шахту превратили в выгребную яму). Стенки шахты диаметром 1,5 метра разве что не отполированы.
27th-Oct-2010 02:32 am
> именно они в европейском фольклоре назывались хоббитами
Это в каком таком фольклоре есть хоббиты?
27th-Oct-2010 02:51 am
Хоббиты есть в кельтском фольклоре.
В других фольклорах тоже полно всяких карликов. Но не гномов.
28th-Oct-2010 02:31 am
Нет. Хоббитов придумал Толкин, объединив слова homo и rabbit. В фольклоре полно всяких альвов, карлов и кобольдов, но хоббитов с волосатыми ногами - нет, это современное изобретение.
28th-Oct-2010 04:31 am
А я думал, что это просто "карла" по ирландски.
А волосатых ног, конечно нет и быть не могло. Но за волосатые ноги могли принять сапоги-торбоза навроде чукотских.
Такое уже было: Арабы считали, что на севере с неба валится птичий пух и живут люди, покрытые собачей шерстью.
27th-Oct-2010 08:25 am
Я бы предложил такую трактовку: случайно попавшая руда в печь для обжига керамики. Причем ребята уже знали полезность самородных металлов.
27th-Oct-2010 12:16 pm
поверхностный поиск не дает приемлемых результатов с даннными об "уральских гномах". Городища то здесь давно уже были -см. "Шигирский идол". Но ничего такого особенного археологам найти не удалось. Бронза -в эпоху бронзы, кость, обработанные камни, примитивная керамика. Карстовая обстановка местами -сложная. Например , в конце прошлого века в г. Кунгур не строили высотных зданий (на даннный момент не знаю), или можно погуглить "Березники, провал". Ну еще место паломничества уфологов - Молебка тут есть, есть устные легенды про строгановых и городские крепостные\ монастырские подземные ходы. Про гномов и их пещеры не слышно ничего.
Да, еще лес тут кругом, степей нету до сих пор. Возможно - речь про Южный урал или Восточный. Здесь - Средний Западный, переходящий в Северный.
27th-Oct-2010 03:00 pm
=речь про Южный урал или Восточный=

Именно про южный. Там степи и лесостепи. И идолов там нет никаких. И пещер там нет. Только шахты. И век не бронзовый, а медный. На несколько тысяч лет ранше бронзы.
23rd-Nov-2010 05:42 pm - Доисторические технологии: от шимпанзе до гномов.
Значит получается что,сказки про малахитову шкатулку,и не сказки вовсе а сказы(если правильно формулирую).Вдобавок с длинным временным шлейфом.
Впрочем Урал,кажется,богат на такие вещи,тот же Шигирский Идол?Я вообще про него недавно узнала...
This page was loaded Sep 27th 2025, 11:44 am GMT.