Покопались давеча в Иудейских древностях, (Смотри: «О библейских долгожителях и мафусаиловых годах», «О боге едином, или как возник монотеизм», «Откуда есть пошли по земле мессии?».) теперь пора перейти к более поздним - христианским. Тем более календарь располагает – между двумя рождествами: католическим и православным.
Дисламмер: тем кто верит, что библейские персонажи это не исторические личности, а божественные могут дальше не читать. Чтобы не разрушать целостность своей веры.
Часть 1: Семья Иисуса
Есть основания полагать, что Иисус родился не в нулевой год, а на четыре года раньше. Таким образом, если считать от рождества христова, то 2000 год начался в 1996 году.
Объясняю: Иисус родился в Вифлееме. В скотном хлеву. Почему в хлеву? Что, у его отца – плотника Иосифа даже лачуги из досок не было? И как беременная на последних месяцах оказалась далеко от своего дома в Назарете?
Дело в том, что как раз в 4 году до р/х власти Иудеи затеяли очередную перепись населения. Для определения налогооблагаемой базы. И для этого всем жителям провинции Галилея было приказано собраться в провинциальном центре, каковым являлся Вифлеем на перепись. Людей собралось великое множество. Все постоялые дворы и частные дома были забиты постояльцами. А кому не досталось в них места, селились, где придётся. Так вот, в списках той переписи, дошедших до наших дней, есть строчка: "Мария из Назарета с новорожденным Иисусом." Если эта та самая Мария, с тем самым Иисусом, то год рождения Христа получается 4 до р/х. Откуда же взялась общепринятая дата рождения Христа? А учёные богословы в 6м веке вычислили на основе священного писания, положения звёзд и мистических озарений. Да так и осталось.
Теперь о семье. Так вот, по дошедшим до нас хроникам того времени, у реального Иисуса было четыре брата и, по крайней мере, две сестры. (В те времена летописи женщинам уделяли мало внимания внимания. Могли и вовсе не упомянуть за незначительностью персонажей). А откуда же пошла легенда об одном сыне престарелого плотника, рождённым от матери – девственницы? А от первого раскола в христианской церкви. Дело в том, что семья Иисуса после его распятия взяла верх в христианском движении в Иерусалиме. Старший брат Иисуса Яков после его распятия стал епископом Иерусалима. И был им 30 лет до своей смерти. Между семьёй Иисуса и рядом его апостолов произошёл раскол, перешедший во взаимную ненависть. Которая, временами, даже прорывается на страницах Нового завета. Часть апостолов откочевала в Рим, тогдашнюю столицу мира. И начала агитировать местную элиту за свою веру. И вот тут то, кроме субъективного фактора в раскол был привнесён и объективный фактор. Для Рима пророк и посланник божий было слишком мелко. Ещё бы! В Риме каждый император объявлял себя богом. А тут какой то грязный иудейский пророк. В дикой Иудее подобных ему во все времена полно было. Которого к тому же распяли. А, как известно, наши римские органы невиновных не карают! Вот и пришлось объявить Иисуса богом. Для придания авторитета. А заодно, перевести стрелки за распятие с прокуратора - римлянина на народ иудейский и его пастырей. Кроме того, в Риме существовал конкурирующий культ Изиды. Выделившейся из пантеона многочисленных египетских богов. Так вот: та Изида была девственницей. Но при этом регулярно рожала бога Озириса. Богоматерь, в общем. Христианам пришлось для объединения религий объяснять, что Мария это и есть воплощённая Изида. И для этого пришлось придать Марии сходство с ней.
Лет через 50 после распятия Христа среди римских христиан появился новый проповедник Павел. (Не путать с апостолом и сподвижником Христа, одноимённым Павлом. Хотя, против такой путаницы Церковь нисколько не возражает.) Который никогда не видел Иисуса, но получил про него информацию посредством видений и озарений. Он то и написал первые христианские книги. И он то и закрепил раскол между двумя христианскими течениями. Для этого ему пришлось начисто вычеркнуть семью Иисуса из нового завета. Но про семью то ещё помнили в те времена. Как быть? Объявить, что семья Иисуса вовсе и не его семья, а прихлебаи в доме Марии. А если нет семьи, откуда взялся сам Иисус? Опять же всё к тому, что без непорочного зачатия - никак.
Позже его дело довершил император Константин. Который объявил христианство государственной римской религий. А все остальные культы, в том числе и культ Изиды объявил разновидностью христианства или просто запретил. И начал их преследование. Так поклонники Изиды стали почитать новую богоматерь. И до сих пор богоматерь в Италии более популярный объект молитв, чем сам Христос. Именно при Константине пришлось избавиться в христианских святцах и от Магдалины, которая играла, судя по всему, большую роль в жизни Иисуса. Во первых, что бы не конкурировала с Богоматерью. А во вторых, после насильственного объединения двух культов в церковную иерархию пришлось принять много служительниц Изиды. Которые все были женщинами. И между ними и мужчинами – христианами разгорелась борьба за власть в объединённой церкви. И женщины ссылались на пример Магдалины для обоснования своей роли в церкви. Пришлось объявить Магдалину проституткой, а всех женщин сосудом греха. (Дескать, все бабы – грязные бляди. И нечего им делать в руководстве святой церкви. Оставить им монасыри. И пусть там сидят и грехи замаливают).
А что стало с церковью семьи Иисуса и в чём были разногласия христиан – яковиатов с христианами – павлианцами? Кроме чисто личных разногласий были и принципиальные. Ну, во первых, семья Иисуса категорически отказывалась считать свою мать девственницей. Во вторых, они столь же категорически отказывались считать Иисуса богом и сыном божьим. Потому, что доподлинно знали, чей он сын. Они называли его Посланцем Бога, Господином и Учителем. В третьих, они считали, что Иисус проповедовал равенство всех людей перед богом. Что для Рима, экономика которого основана на рабском труде, было категорически неприемлемо. И Павел, как не мелкий римский чиновник, (он был кем то вроде начальника районной налоговой инспекции) это хорошо понимал. В четвёртых, они не признавали необходимость существования церковной иерархии. И вообще, необходимость в храмах и священниках. Считали, что с богом можно общаться непосредственно. Что для римского менталитета было неестественно. Как это так? Всё на самотёк пустить, что ли? А мы, пастыри и помазаники, тогда кем будем? Равными среди рабов? А оно нам надо, такое унижение?
В пятых, христиане-павлианцы, в отличие от яковианцев, отказались от обрезания. Это было необходимо сделать потому, что в Риме был принят в это время новый закон о нанесении увечий детям. Где увечием признавалось и обрезание. По этому закону, всем, совершившим увечье своему ребёнку, грозила смертная казнь. Исключение сделано было только для мальчиков, рождённых от матери - еврейки. А среди римских христиан евреев было мало. Пришлось приспособиться.
Церковь христиан-яковиатов не создала единую организацию. Жила по заветам Иисуса в виде многочисленных сект-общин до самого 7го века. Когда на основе этих многочисленных сект пророк Мухаммед (а точнее - его последователи) и создал Ислам.
Что ещё известно про семью Иисуса? А то, что Иоанн – креститель был, по всей видимости, его дядей.
Если это так, то пророчество было профессиональным занятием семьи Иисуса. Что в те времена не считалось чем-то необычным в Иудее.
В то время социально – политическая обстановка в этой недавно оккупированной провинции Римской империи было сложной. В Иудее было несколько властей.
Во первых, был римский проконсул. Резиденция которого была в Иерусалиме и власть которого опиралась на римские легионы, расквартированные по всей Иудее. Которыми ранее были жестоко и решительно подавлены несколько восстаний против оккупантов. Римлян боялись и ненавидели. Кроме них был ещё марионеточный правитель Иудеи царь Ирод. С резиденцией в Кесарии. Его власть опиралась на коррумпированную полицию и чиновничество. Царь то Ирод был, в общем, не плохой царь, по меркам окрестных царей того времени. Город Кесарию построил, и ещё один город, второй иудейский храм и несколько крепостей. Великий строитель был. Римляне о нём говорили, что для его размаха Иудея слишком мала и бедна. Но он постоянно конфликтовал с храмовой элитой потому, что, видя всю мощь Рима, пытался сочетать требования оккупантов с традициями Иудеи. А не начинал рушить римские храмы, как того требовали священники. Его власть и не боялись, и не уважали. И была ещё третья власть – власть храмовой иерархии. Она опиралась на религиозность евреев, прежде всего жителей Иерусалима, и на тайную храмовую полицию, состоящую из левитов. Которая могла, случай чего, и технически замочить, кого надо, в обход римской юстиции. Священники храма отличались изрядным корыстолюбием и погрязли в склоках между собой. Основной доход они получали за счёт валютного арбитража. В Риме серебро стоило дорого, а золото дёшево. А на ближнем востоке – наоборот. Вот и потомки пиратов-финикийцев, после оккупации всего средиземноморья Римом и разорения их пиратских баз, возили металл между востоком и западом. А потом меняли его в Иудейском храме. Ни в каком другом месте менять его было нельзя. Так как Рим облагал сей бизнес нехилыми налогами. А храмовая территория пользовалась некоторой экстерриториальностью. Святые отцы получали не малый доход с этого бизнеса, но категорически не хотели делить его не только с народом иудейским, но и с римской империей. Всеми способами отстаивая свой храмовый налоговый оффшор. Что вызывало сильнейшее раздражение Рима.
Святые отцы втихаря подтравливали народ против римских оккупантов. А перед Римом выставляли себя как усмирители народного гнева, только своим авторитетом удерживающим народ от очередного восстания. Чем и гарантировали своё существование перед Римом до поры, до времени. В Риме в то время шли усобицы и гражданские войны и ещё одна горячая точка в далёкой провинции была ему совершенно не нужна.
Так вот, в Иудее в те времена было много граждан, которые ненавидели все власти сразу. И именно их окучивали многочисленные пророки, которые в диковатых местах, куда не заходили представители всех вышеуказанных властей, неустанно разоблачали все мерзопакости власть предержащих. И пророчили на их головы различные кары небесные. Чем проливали бальзам на исстрадавшиеся души простых евреев, собиравшихся их послушать. Последние приносили с собой всякую пищу и одежду. Одевали и подкармливали народных трибунов. С чего те и жили.
Так было во все времена и стало уже еврейской традицией. На которую власти смотрели сквозь пальцы, пока пророки не заходили слишком далеко или, обнаглев, не забредали в Иерусалим. Где левиты быстро и навсегда успокаивали их мятущуюся душу. Даже, было дело, непопулярный царь Саул, первый царь единого Израиля, для поднятия свое популярности, тоже одно время подался в пророки. Кого он там разоблачал, до нас не дошло. Но рвал на себе одежду и вопил он старательно. Пришедшие евреи сильно удивлялись, глядя на него. "Неужели и Саул во пророках?" – вопрошали они. И, как пишет Библия, это выражение стало поговоркой и "дошло до ныне".
Так что это занятие - пророчествовать, было предопределено самим рождением Иисуса в такой семье. Что его дядя Иоанн - креститель и зафиксировал, благословя Иисуса купанием в Иордане.
А тут ещё и волхвы объявились.
Но о волхвах позже. А то ЖЖ не пропускает слишком длинные тексты.
Продолжу, в следующей статье.
Благодарствуйте! :)