Опять двадцать пять. Так уж приключилось, что в очередной раз встрял в разговор националистов. Длительный и длинный. Перескажу.
Хотя вязание слов предполагает некоторую осмысленность, в политическом русском национализме я не увидел иного смысла, кроме одного - это симулякр. О чем старался в меру сил плести свою дорожку смыслов. Увы, доходит трудно. Но вот уже и деятель пера, близкий сему движению, пророчит громко - «Конец этнонационализма!».
Ситуация же предельно проста. Вот мы наблюдаем, как в преддверии Марша от различных трактовок национализма пучит ЖЖ. Но что бы под национализмом ни понимать, в нем нет ничего, кроме вреда для русских, если он вытаскивается на публичную политическую арену. По той или иной конкретной причине в зависимости от понимания национализма. Но одна причина всегда налицо - он «уводит». В стране более 80% русских при русской власти. Все.
Казалось бы. Однако ж этого оказывается недостаточно для уразумения. Долго считал, что от национализма у людей плавятся мозги, потом спекается и получается «стенка». Об стенку ту бились многие, и я испытывал ее на прочность. А на днях узнал, что бывают слова, от которых у барышень случается оргазм, типа, слова «империя». И поскольку согласно тому же источнику лучшая империя это империя гегемонии нации, то, вероятно, и от слова «нация» кончают некоторые. Это многое объясняло бы. Тут спрошу, а как насчет старой доброй «державы»?
Так или иначе, но современный русский национализм не хочет видеть очевидного, факт. Настоящий национализм не смог бы не заметить, что перед русским народом если кто и виноват, то это, прежде всего, такие же КАК И ВСЕ русские, отнюдь не инородцы, и что здесь русским не «русский порядок» нужен, а порядок здравого смысла в русских головах. Настоящий национализм не смог бы этого не заметить, а симулякр – запросто. Поэтому настоящие националисты думают, как обустроить отечество, модернизировать социум и экономику, издают русские книги, строят русские дома, наконец, баклуши бьют по-русски. А неугомонные фигляры кричат о нации и мечтают русских заставить друг дружку по запаху определять.
Я уже обращал внимание публики, что под национализмом обязательно должны быть некие не националистические основания, чтобы делить на своих и чужих. Как это было во времена буржуазных революций, когда собственно национальные критерии вызревали с революцией. Но тогда и идеология была ого-го какая, далеко пережившая свое время. На этом фоне национализм смотрелся не более как дополнительный штрих, удобный в пропаганде. А чего у нас?
Или уже должны быть четкие национальные идентификационные критерии, опять же, чтобы разделять на своих и чужих. При этом даже такой сформировавшийся национализм всегда «подпирался» ненационалистической социальной идеологией, чаще всего, идеологией освобождения от иноземцев и одновременно идеологией модернизации. Ничего подобного в помине нет. Вот ЖЖ последние дни бурлит от выяснения вопроса «кого считать русским?» (это лишь одно и умеренное, без драк обсуждение). Таковы реалии нашего национализма, как он есть на самом деле, а не в фантазиях барышень.
Итак, русский политический национализм не может отличать своих от чужих, и это, конечно, противоестественно для национализма. Назвался груздем, полезай в кузов. Ах, вы за русский народ? Так все за русский народ. Плавали, знаем. А чего еще умеете, кроме как болеть за народ? Ведь даже русского от нерусского отличить не можете. А больше за вами ничего и нет.
И по какому праву от имени русского народа вещаете, если через одного ткни, и в нерусь попадешь, язычника или сатаниста? Но это Бог с ним, среди большевиков тоже не одни пролетарии встречались. Но они все же в массы нечто осмысленное несли, за ними какое-никакое учение было, что для практики давало вполне пригодные критерии, например, кого к стенке ставить. А у вас ничего, кроме нечленораздельного бе-ме, нет.
Единственное, что от наших националистов исходит, сводится к чисто нацистскому: «кто здесь русский, буду решать я». Звиняйте, мы тут все русские. И чтобы такое право иметь, мало быть русским. Даже германский нацизм назывался как? Вот именно, национал-социализмом. То есть, там и весьма конструктивные мыслишки водились, в принципе. А фашизм Муссолини это идеология корпоративного государства. А у вас ничего, кроме «дави чурок», нет.
И кому, собственно, сейчас выгодна политика под лозунгами национализма? Русских и совершенно комплементарных им народов в России около 95%. Подавляющее большинство. И что, нам выгодно поделить между собою эти 5% богатств? У вас точно просчитаны последствия? Уверен, что нет. Или вы против инородцев-олигархов? Тогда нужно знать распределение активов. А это, извините, мочить уже не богатенького инородца, а олигархат. Серьезное дело. Но национализм тут при чем?
Получается, что реальных дел для политического национализма в России не так уж много. Хорошо, добавим «миграционный щит». Теперь давайте считать минусы. Озлобление иных народов и народностей, брожение среди множества «не совсем русских» русских, что затерялись «в мордве и чуди», раскол среди русских, мощнейший идеологический инструмент в руках врагов, как внутренних, так и внешних. А самый большой вред этот дикий национализм принесет самому русскому самосознанию, поскольку очень многих русских людей от него заколдобит, закорежит, закорячит. На мой взгляд, все вместе это быстрый крах. Но не будем о грустном, и поставим вопрос по-другому. А зачем нам минусы, нельзя ли обойтись без них?
Очевидно, что и можно, и нужно. И никто еще не смог привести мне хоть одно мероприятие, программу или просто политическую установку в интересах русского народа из тех, что нельзя было бы осуществить, причем более эффективно, без этого «национализма». Поэтому обычная здоровая демократия, власть народа, понимаемая как власть большинства при гарантиях меньшинствам - это и есть настоящий русский национализм в политике. Политическое же шарлатанство под видом национализма и есть шарлатанство.
Демократия это патриотизм. Заметили, как мы быстро «патриотизм» проскочили? Еще несколько лет назад это было ругательным словом. Сейчас же его снова употребляют редко и только в смычке с национализмом. Чем патриотизм не угодил? Зачем понятный и большинством русских людей принимаемый патриотизм загаживать национализмом я могу понять только в одном случае – если нужно окончательно изговнять патриотизм и опошлить хорошо понятные людям лозунги, вложив их в уста проходимцев и нациков.
Других рациональных аргументов у меня нет. Впрочем, повторюсь, я готов непредвзято принять любые аргументы в пользу национализма перед патриотизмом, и даже готов признать свою неправоту и покаяться перед, гм, нацией за свои ошибки, были б эти аргументы хоть сколько-нибудь обоснованы пользой стране и русскому народу. Пока же я склонен считать справедливым давно сказанное - национализм это динамо патриотизма. И продинамит, боюсь.
Если знаешь, как унимать этих уродов - уйми.