Продолжим наши изыски и постараемся разобраться в экономической сути ЗВР и Стабфонда. Почему-то некоторые либеральные экономисты1 упорно считают Стабфонд «частью» ЗВР, по крайней мере, говорят о том, что Стабфонд обеспечивается ЗВР. Это недоразумение.
ЗВР образуется от продажи экспортерами валютной выручки Центральному банку, поскольку им рубли нужны для хозяйствования, а других покупателей валюты за рубли по существующей цене недостаточно. Ясно, что таким образом ЦБ регулирует курс национальной валюты, а быстрый рост ЗВР есть первое свидетельство ее заниженного курса. ЦБ размещает валюту на своих счетах, в надежных иностранных банках и активах (в золоте сейчас хранят совсем небольшую часть запасов). Естественно, продажа поступающей в страну валюты за искусственно ослабленные рубли вызывает рост денежной массы и тем более существенный, чем больше доля экспорта в ВВП страны. Поэтому наше государство через налоги, пошлины, отчисления изымает у предприятий-экспортеров часть рублей, полученных ими (от хозяйственной деятельности, а не просто "за валюту"!) и направляет их в надежные (теоретически) активы, например, после конвертации в долговые обязательства иностранных государств, облигации, акции - это Стабфонд.2
Видно, что ЗВР и Стабфонд это совсем разные сущности. ЗВР это чужая валюта в управлении государства, появившаяся у нас лишь постольку, поскольку мы вписаны в мировой рынок, причем не очень сбалансировано, так как львиная доля ЗВР это валюта, не нашедшая спроса в экономике при данном курсе рубля. А Стабфонд это финансовые средства, обеспеченные реально произведенным продуктом и изъятые из экономики по финансово-политическим причинам.3 Например, чтобы уменьшить слишком быстрый рост монетизации экономики, если она с этим не справляется, если нарастает инфляция и прочие неприятности. Нам говорят, что наша экономика не справляется… Так или иначе, и ЗВР, и Стабфонд это, по сути, финансовые инструменты4 макроэкономической политики государства, то есть, все нюансы операций с ними являются знанием сокровенным. Но в самых общих вещах разобраться можно.
Рассмотрим пару примеров. Если начать целенаправленно и резко укреплять рубль, то наполнение ЗВР вначале существенно не изменится, ибо экспортерам деваться некуда, нужно будет продавать. А вот рост Стабфонда замедлится сразу, поскольку снизится эмиссия рублей (уменьшится и рублевая доходность экспорта, некого будет «стричь»). Конечно, там будет сложная динамика спроса-предложения валюты. Но ясно, что из-за инерционности прочих (не ЦБ) покупателей подешевевшей валюты рыночный спрос не переборет быстро железную необходимость для экспортеров продавать. К тому же им придется раскрыть свои секретные валютные закрома, ведь рублей им надо будет все больше. То есть, предложение с их стороны увеличится, что и покроет первичное увеличение спроса. Итак, можно представить отменный рост ЗВР в отсутствие наполнения Стабфонда и при укрепляющемся рубле. Этот пример показывает, что хотя Стабфонд обеспечивается притоком валюты, ростом ЗВР, но в не меньшей степени он обусловлен курсом рубля.
Второй пример предложен
mi_b@lj: Представим, что из России началось бегство капитала, и решили просто обменивать рубли на доллары всем желающим. У ЦБ всего есть чуть больше 300 млрд. в западных ценных бумагах, депозитах и т.п. Пусть он все их раздал бегущим, а правительство Стабфонд не трогало. Вопрос: после раздачи 300млрд, остались ли какие-нибудь долларовые активы у ЦБ?
Чтобы ответить, вспомним, что Стабфонд уже полгода как конвертирован5 и он находится в распоряжении Правительства, а ЗВР ЦБ практически покрывает всю нашу денежную массу. То есть, при этом немыслимом обмене всех рублей у нас еще останется Стабфонд целехоньким, причем в валюте. Забавно, но конвертация Стабфонда обнажила его сущность, и этот пример подчеркивает принципиальную разницу между ЗВР и Стабфондом. Последний это честный продукт экономики, и он всегда останется с нами. А ЗВР это формальное условие суверенного функционирования нашей экономики в рамках существующего глобального порядка. Действительно, вот избавили экономику от рублей, и что изменилось? А ничего, кроме того, что мы (вместе со Стабфондом) оказались под властью чужого эмиссионного центра, и понятие ЗВР для нас полностью обессмыслилось... впрочем, как и понятие ЦБ. Исчез ЗВР, исчез экономический суверенитет страны в этом мире. Можно и так сформулировать: ЗВР – это мера суверенитета открытой экономики «не западного» типа.
Сказанное не означает, что ЗВР собственно для экономики это фикция. Как всякая форма она во многом может определять содержание, и поэтому управлять ЗВР нужно, и даже тратить. Правда, некоторые усматривают экономический смысл ЗВР исключительно в обеспечении нашей национальной валюты, и потому, мол, эти деньги ни при каких условиях трогать нельзя. Но для этих целей нужна гораздо меньшая сумма. Реально же ЗВР это наша плата за вхождение в мир... Раньше детей отдавали в Орду, теперь – ЗВР. Самое очевидное применение - почему долги не выплачивать из ЗВР, почему для этого используется Стабфонд?6 Была бы воля и хорошее ПРО, напридумывать можно всякого... Остров купить с эфиопками… Но это мечты, а пока нам достаточно понять, что "ЗВР и Стабфонд это разные сущности", взаимосвязанные по генезису, но разные. И если на одном счету их складывать не стоит, то вот одно к другому "присовокуплять", как это недавно сделал Президент на своей пресс-конференции, более чем необходимо.7 Ну, чтобы не выпасть из политико-экономической реальности… Я уж про то не говорю , чтобы под себя ее стараться изменить.
1. Например, примечательна годичной давности реплика В. Агроскина по поводу доклада В. Фадеева: «…Первый вопрос: вы так походя сложили золотовалютный резервы центрального банка со стабилизационным фондом – это сознательное лукавство, это обман, это непонимание способов учета в нашем государстве, это двойной счет, надо сказать, я имею в виду...». И такие примеры можно множить.
2. Стабилизационный фонд России был сформирован в соответствии с бюджетным кодексом РФ. Стабфонд образуется из средств федерального бюджета и за счет превышения цены на нефть над базовой ценой $27 за баррель, а также за счет остатков средств бюджета на начало соответствующего финансового года. Считается, что это инструмент сохранения макроэкономической стабильности, страхующий бюджет на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.
Изначальный объем Стабфонда в январе 2004 года - 106 млрд. рублей.
1 января 2005 года объем Стабфонда - 522 млрд. рублей.
На начало 2006 года средства Стабфонда - 1,24 трлн рублей ($44 млрд.).
В начале 2007 года объем Стабфонда - около 2,3 трлн. рублей ($88 млрд.).
3. Однако считать, как это делал Кудрин весной прошлого года, что «аккумулированные в стабфонде средства – это не проведенная эмиссия денег» , и потому их можно размещать лишь во внешние активы, это, по-моему, шизофрения, типичное раздвоение реальности. В одной – денег нет, в другой – хоть ж. ешь.
4. ЗВР – в руках ЦБ (в основном), Стабфондом распоряжается Правительство, Минфин, хотя и размещает эти средства (в том числе) на счетах ЦБ. Осенью Стабфонд был конвертирован. Сейчас часть фонда размещена на депозите в Центробанке в соотношении: 45% — в долларах США, 45% — в евро, 10% — в фунтах стерлингов. Детали неизвестны. Дискуссии об управлении Стабфондом и предистория его конвертации здесь и здесь.
5. Рубли Стабфонда меняли почти два месяца, причем валютный рынок особо не пострадал. Значит, все было наготове, была заранее припасена валюта. К тому же в конце лета – начале осени существенно замедлился рост ЗВР. За год он вырос на 66% (182 - 303), прибавив 121 млрд. А за два месяца с августа по октябрь, когда шел обмен, он вообще не вырос! То есть, без этой операции по переводу Стабфонда в валюту ЗВР у нас был бы еще больше. Сейчас часть фонда размещена на депозите в Центробанке в соотношении: 45% — в долларах США, 45% — в евро, 10% — в фунтах стерлингов.
6. Ведь когда-то говорили, что наращивать золотовалютные резервы нужно для погашения внешнего государственного долга...
7. Это почти как левое и правое. Левое влечет правое, и наоборот. А тут избыток валютных поступлений (откуда ЗВР) вызывает к необходимости формирование Стабфонда. В свою очередь последний стабилизирует курс рубля во благо экспортеров... Ясно, что левое "присовокуплять" к правому весьма желательно.
Пожалуй, я еще продолжу. А начало здесь.
Можно об этом чуть подробнее? Конвертирован из чего во что? И когда именно?