Николай Храмов
любовь к политике и политика любви
Смерть приходит через 13 минут 
29.06.2007 14:34
Прошедший 26 июня «День борьбы с наркотиками» ознаменовался, в первую очередь, шумными заявлениями руководителей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных средств (ФСКН) о необходимости введения принудительного лечения наркоманов и их прогнозами о том, что такое принудительное лечение будет введено в нашей стране если не в этом, то уж точно – в следующем году.

Об «эффективности» принудительного лечения наркологами сказано, кажется, уже все, что только можно сказать с медицинской точки зрения. Да и не медики отстаивают эти меры, а политики, озабоченные сохранением в неизменности жесткого прогибиционистского режима и поиском дешевой популярности у далекого от медицины обывателя.

В этот же день в потоке новостей, относящихся к «борьбе с наркотиками», едва не затерялась другая, гораздо более важная новость. Те же функционеры ФСКН нехотя подтвердили другой факт, впервые обнародованный ими еще в прошлом году: от передозировки наркотиков в нашей стране погибает около 100 тысяч человек в год.

 Под передозировкой наркотиков следует понимать едва ли не исключительно передозировку героином и другими опиатами, вводимыми внутривенно, а вовсе не летальные исходы, связанные с употреблением пока еще экзотического в нашей стране кокаина или относительно безвредной марихуаны, ни одного смертельного случая от употребления которой пока не известно. Передозировка происходит в тех случаях, когда процент содержания чистого вещества в смеси, купленной «на улице» у нелегального дилера, оказывается не тот, к которому привык наркозависимый больной и на который рассчитывал. Передозировка становится возможной исключительно в случаях употребления «уличного» наркотика, где никто, никогда и никому не гарантирует качества и процентного содержания чистого вещества.

100 тысяч смертей в год от передозировки наркотиков – это намного больше, чем смертность от всех дорожно-транспортных происшествий (около 30 тысяч случаев в год) и умышленных убийств (примерно столько же). Это означает, что от передозировки наркотиков в России каждые 13 минут умирает один человек, почти по 300 человек в день.

В 16-миллионной Голландии от передозировки наркотиков (прежде всего, героина) умирают примерно 40 человек в год. Число наркозависимых потребителей героина в Голландии вообще очень мало и составляет примерно 25-29 тысяч человек. Это достигнуто в результате разделения рынков – легальной марихуаны и нелегальных «тяжелых» наркотиков.

В 82-миллионной Германии количество смертей от передозировки, в отличие от России, неуклонно сокращается: если в 2000 году было зарегистрировано 2023 случая, то в 2001 – 1835, а в 2002 – 1397.

В этих двух странах для лечения наркозависимых больных широко применяется заместительная терапия. Суть этого врачебного метода сводится к простой вещи: вместо нелегального «уличного» наркотика больной получает «легальный» – гарантированного качества, в стерильных условиях, под медицинским контролем и в качестве составной части общего лечения от наркозависимости.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УООННП), Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) выработали единую позицию: «Заместительная поддерживающая терапия – эффективный, безопасный и экономически оправданный метод лечения опиоидной зависимости». Причем обе упомянутые страны (а также Великобритания, Испания, Канада, Австралия и другие) широко применяют «швейцарскую модель» заместительной терапии: контролируемое назначение медицинского героина взамен оказавшейся сравнительно малоэффективной метадоновой терапии, практикуемой практически повсеместно, в том числе в Китае и в США - цитаделях «войны с наркотиками». К слову сказать, даже в США смертность от передозировки – порядка 25 тысяч человек в год, что, учитывая разницу в численности населения, в восемь раз меньше чем в России.

В нашей стране заместительной терапии нет. Никакой. Ни метадоновой, ни, тем более, героиновой. Она прямо и недвусмысленно запрещена вступившим в силу в 1998 году федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», статья 31 которого гласит: «1. В медицинских целях могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III». И героин, и метадон находятся в Списке I.

Тогдашний председатель думского комитета по охране здоровья депутат Николай Герасименко не скрывал своей радости после принятия закона, подчеркивая, что отныне в России можно поставить крест на любых разговорах о заместительной терапии. Действительно, можно. И поставили. А заодно и на десятках тысяч погибающих ежегодно жителях России.
Можно только догадываться, кто лоббировал эту норму в законе о наркотиках, в чьих интересах был поставлен крест на любых попытках вырвать больных наркоманией из цепких лап наркомафии, создав для них в качестве альтернативы возможность получать наркотик в медицинском кабинете, а не покупать в подворотне у наркодилера. Результат налицо. Россия – единственная из развитых стран в мире, где нет программ заместительной терапии для больных наркоманией.

Народные избранники, периодически сокрушающиеся о падении численности населения в России, могли бы спасти сто тысяч человеческих жизней в год одним росчерком пера, одним нажатием кнопки для голосования в Охотном ряду, одним политическим решением. Они могли бы внести поправки в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», устранив из него нормы, запрещающие внедрение в России программ заместительной терапии. Тем более что эти нормы противоречат позиции ООН и Всемирной Организации Здравоохранения.

При такой заботе о соотечественниках за рубежом, почему бы не позаботиться о соотечественниках внутри страны? Но триста человек умрут еще до того, как эта статья станет «вчерашней».


Статья опубликована в информационном агентстве ПРИМА-News

P.S. Друзья, если есть здесь кто-то, допущенный в святая святых советской политики на [info]ru_politics@lj</lj>- буду признателен, если закинете ее туда. Заранее спасибо!
Comments 
30.06.2007 04:08
На самом деле эффективность заместительной терапии под большим вопросом, а уж метадоновая программа однозначный провал, так что не стоит быть особо категоричным.
30.06.2007 06:31
Я вообще не понимаю, какие могут возникать сомнения по этому поводу!?

Заместительная терапия это — обеспечение наркоманов необходимой им дозы наркотиков в цивилизованных стерильных условиях медицинского учреждения под наблюдением и контролем врача.

О каких сомнениях в "эффективности" может идти речь, если разговор идет о том, будет ли наркоман грабить прохожих, чтобы заплатить наркодилеру и вколоть себе какую-то отраву, или он пойдет в медицинский центр, где ему вколят гарантированно чистый препарат. Какие тут могут быть вопросы об "эффективности"??

Да, возможно, он не перестанет быть наркоманом. Зато он 1) не сдохнет от передозировки или отравления, 2) не станет подпитывать деньгами преступный наркобизнес, 3) исчезнет мотивация кому-нибудь проломить череп, чтоб найти денег на дозу.

Эти рассуждения, на мой взгляд, совершенно очевидны. Но кроме рассуждений, есть еще и результаты практического применения этих методов. Вот доклад Николая Храмова "Швейцарский героиновый эксперимент"
/.../

Начавшийся эксперимент был призван дать ответ на целый ряд вопросов. Могут ли наркоманы стабилизировать свое потребление наркотиков, если они обеспечены легальным, стабильным и безопасным источником героина? Могут ли они выполнять работу, даже вводя себе героин два или три раза в день? Прекращают ли они использовать нелегальный героин и отказываются ли от использования других нелегальных наркотиков?

Первые ответы на эти вопросы были даны по прошествию года Департаментом социальной защиты на пресс-конференции в Цюрихе в конце 1994:


* назначение героина является осуществимым и не ведет к утечке медицинского героина на черный рынок;
* состояние здоровья участвующих в программе пациентов несомненно улучшилось;
* назначение героина само по себе не способно решить проблемы, прежде всего приведшие к героиновой зависимости;
* назначение героина является в меньшей степени медицинской программой и в большей степени — социально-психологическим подходом к сложной персональной и социальной проблеме;
* героин сам по себе причиняет очень мало вреда, если он используется под медицинским контролем и распределяется в стерильных условиях.

/.../


30.06.2007 10:41
Заместительная терапия опасно в первую очередь из-за коррупционных проблем, если даже сейчас медработники умудряются приторговывать, а раньше на некоторых московских вокзалах прямо в медпунктах были точки, знаю к сожалению не понаслышке, то как-бы гера не потекла широкой рекой от заместительной терапии.
30.06.2007 11:20
Это технические проблемы и они решаемы. Чиновники же принципиально против самой идеи как таковой. Они мыслят тупо и примитивно — "запретить". Можно подумать, что от их "запретов" что-то меняется. От запретов только растет преступный рынок, и все с ним связанное.
This page was loaded Dec 22nd 2024, 5:41 pm GMT.