Николай Храмов
любовь к политике и политика любви
Смерть приходит через 13 минут 
29.06.2007 14:34
Прошедший 26 июня «День борьбы с наркотиками» ознаменовался, в первую очередь, шумными заявлениями руководителей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных средств (ФСКН) о необходимости введения принудительного лечения наркоманов и их прогнозами о том, что такое принудительное лечение будет введено в нашей стране если не в этом, то уж точно – в следующем году.

Об «эффективности» принудительного лечения наркологами сказано, кажется, уже все, что только можно сказать с медицинской точки зрения. Да и не медики отстаивают эти меры, а политики, озабоченные сохранением в неизменности жесткого прогибиционистского режима и поиском дешевой популярности у далекого от медицины обывателя.

В этот же день в потоке новостей, относящихся к «борьбе с наркотиками», едва не затерялась другая, гораздо более важная новость. Те же функционеры ФСКН нехотя подтвердили другой факт, впервые обнародованный ими еще в прошлом году: от передозировки наркотиков в нашей стране погибает около 100 тысяч человек в год.

 Под передозировкой наркотиков следует понимать едва ли не исключительно передозировку героином и другими опиатами, вводимыми внутривенно, а вовсе не летальные исходы, связанные с употреблением пока еще экзотического в нашей стране кокаина или относительно безвредной марихуаны, ни одного смертельного случая от употребления которой пока не известно. Передозировка происходит в тех случаях, когда процент содержания чистого вещества в смеси, купленной «на улице» у нелегального дилера, оказывается не тот, к которому привык наркозависимый больной и на который рассчитывал. Передозировка становится возможной исключительно в случаях употребления «уличного» наркотика, где никто, никогда и никому не гарантирует качества и процентного содержания чистого вещества.

100 тысяч смертей в год от передозировки наркотиков – это намного больше, чем смертность от всех дорожно-транспортных происшествий (около 30 тысяч случаев в год) и умышленных убийств (примерно столько же). Это означает, что от передозировки наркотиков в России каждые 13 минут умирает один человек, почти по 300 человек в день.

В 16-миллионной Голландии от передозировки наркотиков (прежде всего, героина) умирают примерно 40 человек в год. Число наркозависимых потребителей героина в Голландии вообще очень мало и составляет примерно 25-29 тысяч человек. Это достигнуто в результате разделения рынков – легальной марихуаны и нелегальных «тяжелых» наркотиков.

В 82-миллионной Германии количество смертей от передозировки, в отличие от России, неуклонно сокращается: если в 2000 году было зарегистрировано 2023 случая, то в 2001 – 1835, а в 2002 – 1397.

В этих двух странах для лечения наркозависимых больных широко применяется заместительная терапия. Суть этого врачебного метода сводится к простой вещи: вместо нелегального «уличного» наркотика больной получает «легальный» – гарантированного качества, в стерильных условиях, под медицинским контролем и в качестве составной части общего лечения от наркозависимости.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УООННП), Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) выработали единую позицию: «Заместительная поддерживающая терапия – эффективный, безопасный и экономически оправданный метод лечения опиоидной зависимости». Причем обе упомянутые страны (а также Великобритания, Испания, Канада, Австралия и другие) широко применяют «швейцарскую модель» заместительной терапии: контролируемое назначение медицинского героина взамен оказавшейся сравнительно малоэффективной метадоновой терапии, практикуемой практически повсеместно, в том числе в Китае и в США - цитаделях «войны с наркотиками». К слову сказать, даже в США смертность от передозировки – порядка 25 тысяч человек в год, что, учитывая разницу в численности населения, в восемь раз меньше чем в России.

В нашей стране заместительной терапии нет. Никакой. Ни метадоновой, ни, тем более, героиновой. Она прямо и недвусмысленно запрещена вступившим в силу в 1998 году федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», статья 31 которого гласит: «1. В медицинских целях могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III». И героин, и метадон находятся в Списке I.

Тогдашний председатель думского комитета по охране здоровья депутат Николай Герасименко не скрывал своей радости после принятия закона, подчеркивая, что отныне в России можно поставить крест на любых разговорах о заместительной терапии. Действительно, можно. И поставили. А заодно и на десятках тысяч погибающих ежегодно жителях России.
Можно только догадываться, кто лоббировал эту норму в законе о наркотиках, в чьих интересах был поставлен крест на любых попытках вырвать больных наркоманией из цепких лап наркомафии, создав для них в качестве альтернативы возможность получать наркотик в медицинском кабинете, а не покупать в подворотне у наркодилера. Результат налицо. Россия – единственная из развитых стран в мире, где нет программ заместительной терапии для больных наркоманией.

Народные избранники, периодически сокрушающиеся о падении численности населения в России, могли бы спасти сто тысяч человеческих жизней в год одним росчерком пера, одним нажатием кнопки для голосования в Охотном ряду, одним политическим решением. Они могли бы внести поправки в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», устранив из него нормы, запрещающие внедрение в России программ заместительной терапии. Тем более что эти нормы противоречат позиции ООН и Всемирной Организации Здравоохранения.

При такой заботе о соотечественниках за рубежом, почему бы не позаботиться о соотечественниках внутри страны? Но триста человек умрут еще до того, как эта статья станет «вчерашней».


Статья опубликована в информационном агентстве ПРИМА-News

P.S. Друзья, если есть здесь кто-то, допущенный в святая святых советской политики на [info]ru_politics@lj</lj>- буду признателен, если закинете ее туда. Заранее спасибо!
Comments 
30.06.2007 04:39
Естественно во втором. Но рассуждать с точки зрения безопасности одного конкретного наркомана - это его родственники должны и он сам, но никак не врачи и правительство. Если путем введения заместительной терапии мы увеличим количество наркозависимых - так больший ущерб будет или меньший?
30.06.2007 10:01
Увеличить количество наркозависимых путем заместительной терапии невозможно. В эту программу включаются только хронические наркоманы, и в принципе не могут быть привлечены люди, ранее не употреблявшие наркотики.
02.07.2007 14:24
Так ведь изрядная доля тех, кто попробовал, становятся хроническими наркоманами. И их тоже придется включить в программу обеспечения героином. А че бы нет - попробовал, поторчал, а потом государство тебя вытащит на халяву. Как думаете, сколько подростков просто ради интереса сядет на иглу? И на каких основаниях им потом отказывать в бесплатном героине?
Надо полагать, подтверждать заставят - хроник ты или нет, типа как сейчас на инвалидность люди справки собирают, проверки какие-нибудь устроят, а это - очередной бюрократический аппарат, кормушка для чиновников. Или, например, как сейчас от армии косят, утверждая, что религия служить не позволяет - несут всякие свидетельства от соседей, от батюшки из церкви. Говорят, некоторым призывникам помогает. Представляете, такое вот свидетельство соседей: "Да, я его знаю, он пять лет уже торчит - не слазит, вот как не гляну - все обколотый..." Тоже польза: не надо от общественности скрывать свое пристрастие к героину. Так, глядишь, еще почетно станет - наркоманом-стажистом быть.
В том-то все и дело, что эксперимент был в Швейцарии. Начнем с того, что там мед персонал в разы больше получает, да еще каким уважением пользуется, и никто не станет там рисковать своим положением ради относительно небольшого заработка. В нашей стране при сегодняшнем финансировании медицины этого просто нереально избежать. И органы исполнительной власти совсем у них не так работают, как у нас. И преступности не та, и наркоманов не столько, и менталитет другой, в конце концов, размер страны другой. 41300 квадратных километров - так можно наверно за всеми уследить. Точно не знаю, но предполагаю, что количество больниц у них в стране сопоставимо с количеством их в одной только Москве, а уж если еще московскую область добавить... В общем, для маленькой и богатой страны, где охраняют жизнь каждого своего гражданина, каким бы хроническим заболеванием он не страдал, это подходит. Но для нас... Искренне соболезную родственникам всех погибших от наркомании, но в нашем государстве такой "естественный" отбор - похоже, пока наиболее приемлемый вариант.
...И все-таки на самом деле не совсем понятно: ЗАЧЕМ заместительная терапия? Если хотят слезть с иглы, но бояться ломки - ломка прекрасно снимается без всякой заместительной терапии. Дальше необходимо лечение психической зависимости, для этого зачем наркотик, тоже непонятно. А если не хотят слезать - так и не заставишь, и их еще спонсировать?
04.07.2007 21:16
Каким образом при введении заместительной терапии нам удастся увеличить количество наркозависимых? Поделитесь, пожалуйста.
05.07.2007 01:18
Пара слов об особенностях психической зависимости у героиновых наркоманов. Вам известно выражение "героин умеет ждать"? Смысл его примерно в том, что человек, хотя бы раз попробовавший героин, на всю оставшуюся жизнь остается как бы "испорченным" тем удовольствием, которое он пережил. Его подсознание уже никогда этого не забудет. Героин называют "самым человечным" из наркотиков: он дает человеку все, что тому необходимо для счастья - покой, ощущение безопасности, всеобщей любви, собственного совершенства и т.д. Это эндорфин в чистом виде, причем в таком количестве, в каком никогда не вырабатывается в головном мозге. То есть никогда, ни при каких обстоятельствах в жизни человек не может пережить такого счастья, такого кайфа, как от героина. И мозг человека к такому счастью природой не приспособлен. Это искушение, которое будет преследовать всю жизнь.
Простите, если я повторяю то, что и так всем известно.
Теперь ответ на вопрос.
1. Да потому что никто с иглы слезать не захочет. Почему вы так убеждены, что все наркоманы страстно мечтают избавиться от своей зависимости? Большинство из них и на лечение ложаться только для того, чтобы снизить дозу. Сняли абстиненцию - можно снова с минимальной дозы начинать. Финансовый аспект рулит. А если все это будет бесплатно, не надо будет наркотики на свои деньги покупать, зачем тогда лечиться?..
2. Все видели, наверно, по телевизору фрагменты тренингов по избавлению от наркозависимости. Один из основных рычагов воздействия - фразы типа "я был подлым наркоманом, воровал у своих близких и родных, чтобы купить себе дозу, я был ничтожеством, больше я таким не буду, я буду здоровым, я буду хорошим, все меня будут снова уважать." Я понимаю, родственники будут счастливы, такой груз упадет с их плеч на плечи всех налогоплатильщиков страны - разве плохо? Но чем тогда вы собираетесь воздействовать психологически на этих людей, какой тогда рычаг примените?
3. Новые люди будут становиться наркоманами. А почему бы нет - это бесплатно, нет угрозы ВИЧ, это не зазорно. Особенности менталитета: на халяву и уксус сладкий. Так почему бы нет?
4. Потому что они перестанут умирать от передоза.

ЗЫ: Я не хочу произвести впечатление человека, бегающего с факелами и бубнам и кричащего: "Ересь! Ересь!" На сегодняшний день все, что я знаю о героиновой наркомании, склоняют меня к такому мнению. Но я готова меняться.
09.10.2007 09:40
Наркоманами становятся далеко не все. Вы все правильно написали о том, что дает героин. Кайф в чистом виде, причем даром ( не в смысле денег, а в смысле личных усилий). Но героин и разрушает жизнь - сужаются интересы, рушатся связи, круг общения ограничивается такими же. Нет ничего скушнее компании наркоманов. Я знала довольно много людей, пробовавших героин неоднократно, но не пристрастившихся ( сама я - парадокс природы, мой организм не выносит опиатов, даже кодеин от кашля не могу принимать, от обезболивающих помирать начинаю, так что я - не пример, мой единственный эксперимент с героином - кошмарное воспоминание). Я знаю людей переживших довольно мучительную интоксикацию, но не вернувшихся к героину? потому что это не жизнь, а имитация жизни. Жизнь все-таки не сводится к кайфу.
Я не согласна, что заместительная терапия будет увеличивать количество наркоманов. Те, кто хочет может получить наркотик у дилера довольно легко, ни передоз, ни СПИД, ни цена никого не пугают.
Запреты вообще бессмыслены и выгодны только мафии и правоохранительным органам ( что не всегда отличимо). Почему опыт сухого закона в США никого ничему не научил? Алкоголоизм - тозге болезнь, тоже зависимость - не закрываем же мы поэтому винные магазины! Меньше 100 лет назад никто не боролся с наркотиками? человечество же не вымирало!
This page was loaded Dec 22nd 2024, 5:06 pm GMT.