МЕЛКО ДРОБЛЕНОЕ НЕБЫТИЕ
(слоями)
Кант и свобода. Свобода – 10 
10-Dec-2006 21:47

Последний разговор о свободе благодаря моим собеседникам получился интересным, затронули и Канта. И вот я подумал, а не является ли неприятие свободы многими нашими людьми своего рода реакцией на Канта? Самая разработанная онтология, мощь… однако есть такое устоявшееся мнение, что русская душа Канта отторгает, мол, широка, не помещается в его матрицу. Действительно, никому не хочется жить в Матрице, поэтому Канта у нас обижают, заодно с ним и свободу. У него свобода чуть ли не на первом месте, а для нас выглядит – кабала. Уж лучше напиться, уж лучше в хлам, чем трезвым мучиться трансцендентальным единством апперцепции. «Теория пьяного человека», так ее Гиренок метко обозвал.

Свобода и Бог у Канта это необходимые постулаты практического разума, они не выводимы разумом теоретическим. Практический же разум Кант ставил выше последнего. То есть, он отталкивался от приоритета этики. Поэтому гносеологически Кант может считаться в некотором смысле последователем Платона, который тоже исходил из Блага, считая, что выше него ничего нет. Хороший человек был Кант, правда, немец… Итак, свободу он ставил во главу угла.

Свобода аподиктична - самоданна и самоочевидна человеку. Уразумением свободы кантовский разум конституирует свою сверхчувственную природу, собственно, себя в себе конституирует (как практический разум тоже). Поскольку же свобода с необходимостью еще и познается, раскрывается человеку и в человеке, то можно толковать свободу как особую вещь в себе –  ноумен самого разума. Чувствуете элемент рефлексии? Отсюда вытекает моральный закон как представление свободы в высшей познавательной форме необходимости - закона, и сам практический разум как разум законодательствующий. Но свобода не тождественна ему (как разум – практическому разуму), и потому мы можем, как пишет Кант, отринуть даже моральный закон.

Я намеренно изложил нетрадиционную версию, свою, здесь ход мысли противоположен рассуждениям, приводимым в начале «Критики практического разума» и заключающим свободу из морального закона:

«Следовательно, именно моральный закон, который мы сознаем непосредственно (как только мы намечаем себе максимы воли), предлагает себя нам прежде всего, и так как разум показывает его как определяющее основание, не преодолеваемое никакими чувственными условиями и даже совершенно независимо от них, то он прямо ведет к понятию свободы.»

Приоритет свободы и морального закона все же у Канта однозначно не трактуется. Да и разницы в следствиях нет - и так, и так получается, что возможно нарушение «объективного» закона. Такое вот безобразие…

И это не удивительно, если разобраться. По существу у Канта свобода = моральный закон. Не считать же категорический императив в кантовской формулировке высшим моральным законом... Сама свобода – этот закон. Действительно, по Канту закон это единственное выражение общезначимой необходимости, а свобода и толкуется как нравственная необходимость. Все прочее моралите разыгрывается Кантом для наведения приличествующего блеска. И чтоб лучше поняли.

Вы скажете, а как же тогда нарушать моральный закон? А как мы сами себя обманываем? Так и тут. Понимание упрощается, если представить, что постигаем мы Свободу с большой буквы, это она есть "сверхчувственная данность", оформляемая законом. Но лишь несовершенным человеческим законом – «законом». В свою очередь, Свобода не есть сама человеческая свобода воли - наш разум несовершенен.

Поэтому вернее записать так: «свобода» = «моральный закон» или свобода воли = закон. А несовершенство склонно к обману и имеет свою казуистику: сознательное следование проговоренному «закону» есть правильное проявление «свободы» как свободы воли, а сознательное нарушение человеком своего же «закона» есть тоже законное проявление свободы воли, ибо она сама себе закон.

Так и учимся, перешагивая через себя… Набиваем шишки, зато и сами совершенствуемся, и «закон» уточняем, приближая его к настоящему закону. Кстати, исходное понимание Кантом свободы воли не противоречит понятию закона - свобода воли есть свойство воли быть самой для себя законом. Можно и так сказать: свобода воли действует безусловно и объективно, как закон. Машинка такая, вот только непонятно, зачем нам...

Кант хоть и велик по текущим временам, но не Платон. И христианская формулировка посильнее будет: Свобода в Боге; следование Его законам и устремление к Богу есть правильное проявление свободы воли, а сознательное нарушение человеком заповедей и отвержение Бога есть тоже проявление свободы воли. Таков Его Закон.

Выше я написал, что Кант отталкивался от этического, но, фактически, он пришел к приоритету этики. А в своих основоположениях он обходится без Бога. Хитро у него получилось, но время потерял, и мы вместе с ним. Да, у Канта разум вне времени, и само время это всего лишь априорная форма чувственности, не определяющая существование вещей (в себе). Ибо он считал, что если вещи (и люди) существуют во времени, в череде необходимой смены состояний, то свобода невозможна.

Дело в том, что у Канта (кстати, задолго до Лапласа) было понимание всеобщей детерминированности как “естественной необходимости” (физической, психической, не важно). Он представлял течение всех событий исключительно согласно их необходимости и никак иначе. Это и понятно, ведь его рассудок опирался на эмпирику, а без необходимой смены явлений опыт  казался невозможным, ибо противное небезопасно для здоровья рассудка. Настоящий немец, чего говорить…

Поэтому по Канту истинной причинностью обладает только разум как особая вещь в себе, и эта причина - его свобода. А необходимая причинность естественных явлений предписывается явлениям разумом при восприятии других вещей в себе, которые сами по себе тоже вне времени. Так разрешается Кантом антиномия свободы и необходимости.

причина = свобода = закон

Тиски. Ясно, чего русским такая свобода не нравится… И хочется свободу из тисков этих вытащить. Чтоб осталось причина = закон, поскольку никаких других смыслов в причинности кроме законности нет. И смысла свободы там тоже нет. И еще хочется жить свободным и в мире со временем. Вот тогда, думаю, мы с Кантом подружимся.

Впрочем, Кант сам подсказывает, как вернуть в мир время, сохранив свою свободу. Настоящую, русскую свободу. О чем скромно и намекаю. В десятый раз...

Ибо побеждают свободные - они знают, за что умирать.

Comments 
10-Dec-2006 23:09
Что-то Вы тут наворочали... Нам, сермяжным, не разобраться без хорошего коньяку... Но, перед принятием, все же попробую привнести свою копеечку.

1. Все-таки Закон как Причина (естественнонаучный закон) отличается от социальных законов, которые скорее являются ограничениями, этакими стенками... Поэтому примем обозначение Закон1 для естесвенных наук, и Закон2 для регулирующих правил в социуме.

2. Трактовка участия Необходимости в понимании Свободы связана лишь с Законами1 - сколь угодно можно хотеть пройти через стену - но не получится. Т.е. Законы1 создают структуру пространства нашей свободы... Здесь же сидит и детерминизм.

3. Взаимодействие же Законов2 со Свободой (здесь же и Моральный Закон) - более мягкое. Как Вы сами отметили, мы свободны не следовать регулирующим предписаниям, как своим, так и общества.

4. А если же считать Закон1 = Закон2, то такая Свобода не только русским не понравится, но и немцам тоже, ибо неправильное это допущение, хоть и Платон с Гегелем с ним вполне уживались. Однако Канта сюда не надо бы :-(
11-Dec-2006 0:52
1. в контексте текущего дискурса закон понимается как "настоящие законы не нарушаются". Но поскольку мы живем по «понятиям», то и убедительные социальные законы, необязательно писаные, могут не только восприниматься как настоящие законы, но и работать так же - задавать причинную связь. В этом смысл законов. «Свистнули бумажник из заднего кармана – в чем причина, неужто по закону? Разумеется. Есть такой закон… для лохов.»

2. не думаю, что трактовать закон как стенку это продуктивно выйдет… хотя и напрашивается. У Канта закон 1 это “естественная необходимость”, и там никаких лазеек нет. Но - «разум диктует свои законы (1) Природе»! В том кантова свобода.

3. я не об этом. И Кант рассуждает не о писаных законах, а о том, возможно ли сделать их максимально разумными. Регулирующие предписания это вообще не интересно. Мало ли кто там чего предписал…
Но поскольку «закон нравственной воли» опирается на разум и только на него, поскольку он не зависит от всяческих «материальных вещей», от отношения к ним людей и от опосредованных ими отношений между людьми, то в кантовской системе возникает возможность (или иллюзия такой возможности) формулирования этого закона как категорического императива. Это и будет «закон свободы» – по сути, закон 1 и закон2. Формулировка не важна, важно понимание, что такой закон есть! И «обходим» мы именно этот закон. Ибо сами несовершенны, не знаем мы истины этого закона. Верим, что есть. Но не знаем. Поэтому я не устаю повторять - нет закона , нет и причины беспокоиться, что действуешь беспричинно. А не знаешь ты, причинно или беспричинно…

4. уже объяснил. Нет повода для рассмотрения вашего равенства.

И русским все равно не понравится, поскольку немецкий подход - творить разумные законы как приближения к свободе, их совершенствовать в стремлении достичь наилучшего приближения свободы. А русский – использовать свободу, чтобы творить, в том числе, и законы. Свобода выше человеческих законов, она выше всяких законов, и ею нельзя оправдывать законы. Для этого существует справедливость :)
11-Dec-2006 1:54
Спасибо большое. Стало ближе к моему пониманию :-) Оставшиеся разницы можно списать на несовпадение наших точек зрения на предмет - Ваш идеализм и детерминизм (с моей точки). Все-таки чары Платона... Накурились... :-)))))))

>творить разумные законы как приближения к свободе, их совершенствовать в стремлении достичь наилучшего приближения свободы
======================================
+++! Именно здесь разрешение парадокса свободы - равномерное ограничение свободы для всех для максимизации свободы каждого.

>Это и будет «закон свободы» – по сути, закон 1 и закон2
======================================
ИМХО (по моему скудоумию) смешивать закон1 и закон2 не надо бы. "Законы свободы" - это в чистом виде законы2...

И законов для лохов по которым можно бумажники красть не существует... Так что, если сперли бумажник - то это типичный страховой случай, то бишь случайность...
11-Dec-2006 2:15
= Ваш идеализм и детерминизм

ну, беда.... Конечно, Платона до сих пор идеалистом называют, но он не виноват :)

= "Законы свободы" - это в чистом виде законы2

у меня натяжка, вестимо, но допустимая. Ибо «разум диктует свои законы Природе».

И законы для лохов существуют, еще как! Но лохам они не известны, поэтому они и не видят причины, списывают на случай. Их можно понять... и этим многие пользуются :))
13-Dec-2006 16:36 - Свобода изменять закон=причинность=свободу
Но как быть с тем, что сам моральный закон изменяется - и очень часто благодаря сознательной деятельности человека? То, что было вчера вполне морально, сегодня стало антиморально, а то, что сегодня выглядит, как категорический императив, завтра нам могут объявить преступлением. Если так, то где здесь вообще понятие "переступить закон"?

Исторически мысля, перечитывая Завет, убеждаешься, что всего каких-нибудь пару тысячелетий назад представления о добре и зле были совершенно иные. Да зачем тысячелетий - сто, двести лет назад, еще при Канте - все пространство практических моральных ориентиров было по-другому организовано.
1-Dec-2007 21:24
"Так как понятие причинности заключает в себе понятие законов, но которым в силу чего - то, что мы называем причиной, должно быть дано нечто другое, а именно следствие, то хотя свобода и не есть свойство воли по законам природы, тем не менее нельзя на этом основании утверждать, что она совсем свободна от закона; скорее, она должна быть причинностью по неизменным законам, но только особого рода; ведь в противном случае свободная воля была бы бессмыслицей. Естественная необходимость была гетерономией действующих причин, так как каждый результат был возможен только по тому закону, что нечто другое определяло действующую причину к причинности; а чем же другим может быть свобода воли, как не автономией, т. е. свойством воли быть самой для себя законом? Но положение воля есть во всех поступках сама для себя закон означает лишь принцип поступать только согласно такой максиме, которая может " иметь предметом самое себя также в качестве всеобщего закона. Но это есть как раз формула категорического императива и принцип нравственности; следовательно, свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам,- это одно и то же."

http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/kant/omn.htm#_Toc439571631
This page was loaded May 15 2024, 2:37