Дмитрий Беломестнов
Раис Гимадиев, подследственный по уголовному делу: "Права на свободу изымаются, как вещь при обыске" 
12th-Nov-2010 11:09 pm

ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

а/я № 765, 101000 Москва. тел./факс: (495) 607-5802. е-mail: hright@ntl.ru

программа «Право на убежище» - правовая помощь беженцам из Центральной Азии

12 ноября 2010 г.

Принудительная радикализация:

КАМПАНИЯ ФАБРИКАЦИЙ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ ИСЛАМСКОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ ВНОВЬ АКТИВИЗИРОВАЛАСЬ

Осенью текущего года российские спецслужбы явно активизировали свои усилия в имитации борьбы с терроризмом и экстремизмом. Возбуждение целого ряда новых уголовных дел по обвинениям, связанным с называемым «нетрадиционным исламом»1, свидетельствует о том, что власти категорически не желают согласиться с очевидной неэффективностью силовых методов борьбы против взглядов и идей, которые их не устраивают.

В распоряжении Института прав человека имеется копия письма жителя Набережных Челнов, 40-летнего Раиса Гимадиева – подследственного по делу о запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир», содержащегося под стражей.

Ранее – в 2007 году – Гимадиев был осужден по аналогичным обвинениям к лишению свободы на 1 год 7 месяцев, которые полностью отбыл за время предварительного следствия и судебного разбирательства, и после оглашения приговора освобожден в зале суда. В течение этого срока, проведенного под стражей, Раис написал множество заявлений о грубейших нарушениях, которые допускались во время расследования дела, в т.ч. о применении пыток к нему самому и его «подельникам»2.

Что же касается его собственного отношения к данной организации, то об этом он высказался следующим образом: «… вина моя не была доказана ничем. Выйдя на свободу, продолжил нормальную жизнь. Проявил интерес к предмету моего обвинения».

21 сентября 2010 г. Гимадиев и еще 6 человек были задержаны по новому уголовному делу о «Хизб ут-Тахрир»; двоих, в т.ч. его самого, оставили под стражей, остальных отпустили под подписку о невыезде.

30 сентября Раису было предъявлено обвинение по ч.1 ст. 282-2 УК РФ в организации в Набережных Челнах подразделения запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир». «Постоянные посещения меня моими гостями, – пишет Раис – они сочли за собрания, а обсуждение некоторых точек зрения об Исламе и совместное изучение элементарных норм, требуемых религией, они сочли за действия, направленные к призыву насильственным методом изменить государственный строй <…>. И снова, также применяя примитивные методы и способы, включающие в себя физическое и психологическое давление, оскорбления и унижение человеческого достоинства. Права на свободу изымаются, как вещь при обыске…».

Надо отметить, что Раис Гимадиев – далеко не единственный из тех, у кого интерес к организации «Хизб ут-Тахрир» возник как прямое следствие продолжающейся уже почти 7 лет репрессивной кампании. Впрочем, такой результат нетрудно было предвидеть в самом ее начале. На одном из первых судебных процессов, проходившем в 2005 г. в Тобольске, из публики в зале прозвучало: «Зачем же из них мучеников за веру делают? Вот теперь молодежь к ним и потянется».

Этот очевидный эффект – распространение фундаменталистских, а зачастую, и радикальных взглядов вследствие ужесточения репрессий против их носителей, – сравнительно недавно был отмечен Международной кризисной группой в брифинге «Центральная Азия: исламисты в тюрьме»3; о нем же постоянно напоминают правозащитники, которые занимаются данной проблематикой4.

Тем не менее, власти предпочитают не замечать последствий своих «антитеррористических мистификаций», которые трудно назвать иначе, чем контрпродуктивными.



Елена Рябинина,

руководитель программы «Право на убежище»

Тел. для справок: +7-903-197-04-34

This page was loaded May 23rd 2024, 4:43 am GMT.