Дмитрий Беломестнов
В защиту Евы Меркачевой и Андрея Бабушкина 
13th-Mar-2015 03:11 pm
В защиту Евы Меркачевой и Андрея Бабушкина

Лев Пономарев, правозащитник
13.03.2015


Правозащитники и сторона защиты постоянно сталкиваются с тем, что следствие оказывает незаконное давление на подозреваемых и фабрикует обвинение. Стандартом поведения стал отказ допускать адвоката в СИЗО к своему подзащитному без санкции следователя, что совершенно незаконно. Многие адвокаты, к сожалению, смирились с этим. Более того, довольно часто следствие применяет к адвокатам тот же прием, что к Бабушкину и Меркачевой — придает адвокату статус свидетеля, чтобы вывести его из дела. Провокации против членов Общественных наблюдательных комиссий с целью помешать им выполнять свои обязанности также совершаются регулярно по всей стране.

Особенно наглым давление следствия становится в тех случаях, когда дело носит политический характер.

Достаточно вспомнить «болотное дело», когда более ста следователей обвиняли граждан, участвующих в мирной акции, в придуманных массовых беспорядках. И таки добились своего — суды проштамповали решения, обвиняемые получили по несколько лет реального заключения.

Поэтому ничего удивительного в наезде на правозащитников Андрея Бабушкина и Еву Меркачеву я лично не вижу. Это вполне ожидаемое событие.

Защищая Меркачеву и Бабушкина, необходимо сейчас защитить весь институт Общественных наблюдательных комиссий по всем регионам.

Члены «Правозащитного совета» — руководители крупнейших правозащитных российских организаций — Московской Хельсинкской группы (Людмила Алексеева), «Социальное партнерство» (автор закона «Об общественном контроле», Валерий Борщев), Движения «За права человека» (Лев Пономарёв), Комитет «Против пыток» (Игорь Каляпин), «Российский Мемориал» (Сергей Ковалев), «Гражданский контроль» (Юрий Вдовин), Правозащитный центр «Мемориал» (Олег Орлов, Александр Черкасов) — сделали заявление на эту тему.

Приведу ниже основные тезисы этого заявления.

Первой среди основных задач общественной наблюдательной комиссии, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона №76 «Об общественном контроле…» от 10.06.2008, является «осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Очевидно, что сообщение о пытках входит в перечень возможных нарушений прав человека.

Проверяющие обязаны узнать у содержащихся под стражей, пытают их или нет, при необходимости осмотреть их для выявления следов физического воздействия.

Сведения о пытках обвиняемых и подозреваемых обязательно должны быть обнародованы. Тем более, если речь идёт о преступлении, имеющем широкий общественный резонанс.

Перевод Андрея Бабушкина и Евы Меркачевой в статус свидетеля резонансного политического убийства и взятие у него подписки о неразглашении является грубейшим нарушением законодательства РФ с целью воспрепятствовать их правозащитной деятельности. Размещение на официальном сайте Следственного комитета угроз уголовным преследованием Еве Меркачевой и Андрею Бабушкину по ст.294-2 УК РФ «воспрепятствование осуществлению предварительного следствия» является попыткой оказания давления как на Меркачеву и Бабушкина, так и на всех членов российских ОНК.

Мы заявляем о своей солидарности с членами ОНК Москвы Евой Меркачевой и Андреем Бабушкиным, которые действовали в строгом соответствии с законом и тем самым проявили принципиальность и смелость. Мы считаем совершенно обоснованным решение редакции «МК» обратиться в правоохранительные органы по факту воспрепятствования профессиональной деятельности журналиста Меркачевой.

Необходимо понимать, что публикация сведений о пытках не может являться воспрепятствованием правосудию. Более того, именно пытки являются воспрепятствованием правосудию, дискредитирующим как следственные органы, так и Россию в целом.

Мы намерены обратиться в Генеральную прокуратуру с требованием проверки законности действий следственных органов в отношении Меркачевой и Бабушкина и наказания виновных.
This page was loaded Apr 27th 2024, 4:30 am GMT.