Похороны 14-й статьи
Не имеющий никакого отношения к закону и правосудию приговор Пусси Райот – еще и демонстративная отмена Хамсудом 14-й статьи российской Конституции о светском государстве.
Да, эта статья (крайне редко цитируемая и не объявленная оппозиционерами объектом защиты, как 31-я) давно уже выглядела насмешкой – в условиях фактического слияния верхушки РПЦ и верхушки государства.
Преследование организаторов выставки «Запретное искусство», внедрение в школы уроков закона божьего под видом «основ православной культуры», освящение новых подводных лодок и военных кораблей, требования иерархов РПЦ запретить не нравящиеся им спектакли, изгнание вузов и музеев из занимаемых ими зданий под предлогом «возвращения церкви» (при том, что возвращать гражданам отнятое у них имущество или сгоревшие вклады государство, мягко говоря, не спешит) … примеры можно множить и множить.
Но все же оставались надежды на то, что Россия не превратится в «православный Иран», не станет государством, где религиозные догмы займут место светского закона.
Дело Пусси Райот не оставляет сомнений: курс взят именно туда. В сторону агрессивно-невежественного фундаментализма (по недоразумению выдаваемого за христианство – религию, в основе которой лежат прощение и милосердие, а не кровожадность и месть).
С опорой на религиозных фанатиков из неимоверно расплодившихся «народных соборов» и «хоругвеносцев». С превращением конфессиональной принадлежности в символ лояльности верховной власти. И с объявлением врагами всех, кто смеет сомневаться в особой роли фактически государственной религии (или, чего доброго, открыто называть себя атеистом).
Это – гибельный для страны путь в 21 веке. Он ведет лишь в исторический тупик.
Никто не отрицает права любого гражданина верить в то, во что ему хочется, свободно исповедовать свою веру и объединяться с себе подобными. Но одно должно быть запрещено: навязывание всему обществу правил и традиций, характерных лишь для одной (все равно какой) конфессии. Вмешательство религиозных мракобесов в светскую жизнь. Признание их права объявлять наказуемым по закону «оскорблением их религиозных чувств» все, по какой-то причине не нравящееся им в окружающем мире.
Возвращение России к реально светскому государству – одна из самых актуальных задач ближайших лет.
На мой взгляд, поддержку у граждан сейчас получит та политическая сила, которая не побоится написать именно этот лозунг на своих знаменах.
Мне бы хотелось верить, что это будут мои коллеги по «Яблоку».
Я буду их к этому призывать.
19.08.2012 - 00:18 — Борис Вишневский************
Список нерукопожатных
Валентин Распутин, писатель; Владимир Крупин, писатель; Михаил Лемешев, ученый, публицист; Валерий Хатюшин, писатель, главный редактор журнала "Молодая гвардия"; Олег Платонов, историк, публицист, директор Института русской цивилизации; Алексей Сенин, публицист, главный редактор газеты "Русский Вестник"; Константин Скворцов, поэт; Владимир Личутин, писатель; Анатолий Гребнев, писатель; Николай Коняев, писатель; В.Н. Осипов, публицист, глава союза "Христианское возрождение"; Андрей Печерский, главный редактор газеты "Русь Державная"; Нина Карташёва, поэтесса; Владимир Бояринцев, ученый, публицист; Василий Дворцов, писатель; Владимир Юдин, доктор филологических наук, профессор; Эдуард Скобелев, писатель; Владимир Смык, писатель; Эмма Меньшикова, писатель; Алла Линёва, писатель; Владимир Петров, писатель; Нина Бойко, писатель; Сергей Лебедев, композитор, музыкант; Елена Сапрыкина, поэт; Сергей Коротков, поэт; Михаил Дмитрук, писатель, журналист; Александр Шахматов, певец.
Это – список «православных деятелей культуры», призвавших сурово наказать участниц группы Пусси Райот, и гневно высказавшихся по поводу авторов
обращения в их защиту.
Во «внутренней антихристианской сущности», «агрессивно-безнравственной природе» и «русофобской направленности своей лжекультурной деятельности» они обвиняют таких людей, как Борис Стругацкий и Олег Басилашвили, Чулпан Хаматова и Людмила Улицкая, Борис Акунин и Юрий Шевчук, Владимир Войнович и Борис Гребенщиков, Евгений Миронов и Юрий Норштейн, Алексей Девотченко и Михаил Жванецкий, Андрей Макаревич и Наталья Тенякова, Диана Арбенина и Виктор Шендерович, Павел Чухрай и Андрей Звягинцев, и многие другие. Они, с их точки зрения, «циничные деятели бескультурья, не имеющие за душой ни любви к России, ни уважения к ее тысячелетней истории» и «соучастники грязного ритуального преступления». И «адвокаты моральной мерзости», которые «войдут в русскую историю в качестве ненавистников нашей веры и нашей духовной основы»…
Спасибо «православным деятелям» - подписавшись под этим мракобесным бредом, они составили для приличных людей «список нерукопожатных».И наряду с теми, кто мало чем замечен в истории российской литературы, кроме державно-патриотического кликушества и вхождения в черносотенные писательские союзы, в этот список включил себя и Валентин Распутин – действительно крупный писатель, любимый многими.
Удивительно? Вовсе нет: хороший писатель – вовсе не обязательно достойный гражданин и общественный деятель. И у Распутина это далеко не первый поступок такого рода. Еще в январе 1989-го он подписывал письмо, сурово осуждающее журнал «Огонек», в апреле 1990-го – «Письмо писателей России», требующее «положить конец антирусской, антироссийской кампании в печати, на радио и телевидении» и заявляющее, что «фабрикация мифа о «русском фашизме» проходит на фоне стремительной реабилитации и безоглядной идеализации сионистской идеологии», а в июле 1991-го – печально известное «Слово к народу», ставшее предвестником ГКЧП.
Достойный союзник «православных деятелей» с их злобно-мстительным желанием покарать «беснующихся экстремисток» - «свечница Сокологорская», которая уверяет на суде в качестве «потерпевшей», что 40-секундная акция Пусси Райот нанесла ей невыносимые страдания:
«Люди хватались за сердце. Если бы они могли, они бы зашли и воздействовали — даже на части разорвали бы…. С моей точки зрения, это — преступление. Наказание должно быть адекватным — то есть таким, чтобы никогда не захотелось, чтобы просто страшно было это повторить! Это кощунство, святотатство, осквернение моего чувства, моей веры, моих идеалов, осквернение меня как личности, моего выбора на жизненном пути! Боль непроходящая! Тем, кто еще не окреп в вере, трудно удержаться от желания отомстить!»…
Желание ее, скорее всего, будет исполнено российским судом, который, судя по ходу процесса, уверенно реализует призывы «православных писателей».
Что же, бога, в которого верят «православные деятели», когда-то распинали под крики таких же «свечниц».
31.07.2012 - 00:40 — Борис Вишневский